Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018

УДК 378.12

Дата публикации 18.01.2018

Показатели и признаки профессионально-культурного потенциала студента

Мухамедвалеева Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева , г.Красноярск

Аннотация: В статье приведены результаты теоретического анализа понятия профессионально-культурный потенциал студента. На основе обобщения определены показатели и признаки изучаемого потенциала. Обозначенные показатели и признаки профессионально-культурного потенциала студента необходимы для разработки универсальных средств его диагностики.
Ключевые слова: Потенциал, становление, профессионально-культурный потенциал

Indicators and signs professional and cultural potential of the student

Mukhamedvaleeva Elena Anatolievna
The candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology and pedagogy, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Abstract: The article deals with the results of theoretical analysis of the concept of vocational-cultural potential of the student. On the basis of summarizing, indicators and characteristics of the studied potential are identified. The marked indicators and signs of professional and cultural potential of the student are necessary for the development of a universal means of diagnosis.
Keywords: Potential, formation, vocational- cultural potential


Одним из полюсов проблемы профессиональной подготовки специалиста в вузе выступает поиск путей и условий профессионально-культурного становления личности студента. Развитие культурно, социально и профессионально зрелой личности, какой является студент вуза, это процесс вхождения в новую культурную и профессиональную среду, осуществляемый в сфере потенциального и актуального. Возрасту студента свойственна активизация профессионально-культурных потенций: потребности в профессиональном самоопределении, способности к профессиональному саморазвитию, выработка собственного отношения к профессиональным ценностям, овладение культурными средствами профессиональной самореализации и другое.

Введение понятия профессионально-культурного потенциала, как интегральной характеристики профессионально-культурных возможностей личности, позволяет соотнести процесс профессионально-культурного становления студента с качеством его профессиональной подготовки [1].

Экспликация понятия «потенциал» позволяет обозначить ряд сущностных  характеристик: источник, возможность, средство, ресурс, запас, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определённой задачи и достижения конкретизированной цели; возможности личности, социума, государства, системы в направлении преобразований в определенной области. В философии понятие «потенциал» связывается с категориями «возможность» и «действительность». «Возможность», возникшая в рамках «действительности» как одна из ее потенций, инициирует проявление будущего в настоящем и, став «действительностью», открывает новые возможности – такова диалектика их взаимоперехода [4].

В социально-педагогическом контексте потенциал личности (В.В. Игнатова)  представлен сущностной характеристикой человека, заключающейся в совокупности врожденных и приобретенных способностей субъекта относиться к окружающей действительности, определяющей норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия. Потенциал личности имеет объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализуется (развертывается) в деятельности [2].

Таким образом, анализируемое понятие потенциал личности описывается в следующих терминах: неактуализированные возможности, задатки, способности, потребности, ценностные ориентации, качества личности, наклонности, скрытые структурированные ресурсы, резервы, творческие импульсы, продуктивные возможности, потребности самопознания.

Конструирование содержания понятия «профессионально-культурный потенциал личности» основано на родовидовых отношениях понятий «потенциал — потенциал личности», «развитие личности — становление личности». Профессионально-культурный потенциал личности представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, отражающее совокупность особых потребностей, неактуализированных возможностей, ценностных отношений и присвоенных средств достижения личностью интеграции профессионально-культурных качеств, что обеспечивает органичное соответствие культурной и профессиональной составляющих жизнедеятельности личности и задает позитивную направленность процессу профессионально-культурного становления.

Содержание профессионально-культурного потенциала личности представлено существенными признаками: наличие потребностей культурной, социальной и профессиональной направленности; способность; осознание собственных возможностей по удовлетворению потребности в профессионально-культурной самореализации и саморазвитии; проявление ценностного отношения к личностным ресурсам (возможностям, способностям, средствам, качествам личности) с позиции их значимости для профессионального развития, посредством вхождения в культуру профессиональной деятельности и интеграции в ней; ориентированность на самостоятельное целенаправленное саморегулируемое овладение культурными средствами профессиональной деятельности, выбор путей профессиональной самореализации и достижения поставленных целей [3].

При этом возможности личности в определенный момент времени не актуализированы и способны проявиться в дальнейшем при особых обстоятельствах, факторах, условиях, средствах, которые, актуализируясь, обусловливают развитие (развертывание) данного потенциала. Личностные ресурсы активизируются посредством включения личности в систему профессионально-культурных взаимодействий и отношений с другими людьми. Это сопровождается поиском личностью культурных средств «перевода» собственных обновленных возможностей в жизненную и профессиональную реальность, овладением и личностным принятием культурных форм профессиональной деятельности, общения и способов взаимодействия, освоением личностью культурного и профессионального опыта, приобретением и развитием профессионально-культурных качеств.

Одной из предпосылок рассмотрения понятия «профессионально-культурный потенциал личности студента» служит основные теоретические положения возрастной психологии. В 17-23 года происходит перестройка в мотивационно-волевой, когнитивной, коммуникативной, эмоциональной и других сферах личности. Изменения затрагивают потребности личности (доминируют профессионально-культурные), появляются способности к самоопределению в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Обогащается комплекс ценностных ориентаций, появляется жизненный смысл и жизненная активность, идет творческий поиск культурный средств саморазвития и самосовершенствования. Это дает импульс к накоплению различных возможностей личности, актуализации потенциалов профессионально-культурной направленности. Содержание профессионально-культурного становления позволяет рассматривать профессионально-культурный потенциал личности студента как системное свойство, отражающее стремление становиться субъектом культуры в познавательно-профессиональной деятельности, общении, взаимодействии, самопознании, самореализации. Профессионально-культурные качества личности студента (как характеристики ее профессионально-культурного потенциала) являются инструментальными и терминальными ценностями одновременно. С одной стороны, их наличие обеспечивает развитие профессионально-культурного потенциала, а с другой – они являются результатом такого развития.

Результаты изложенного теоретического анализа позволили систематизировать характеристику профессионально-культурного потенциала студента через систему показателей и признаков. Так в содержании профессионально-культурного потенциала выбелены три показателя: потребностно-мотивационный, эмоционально-ценностный и регулятивно-детельностный.

Потребностно-мотивационный показатель раскрывается через признаки: устойчивый интерес к профессиональной деятельности, потребность в профессиональных (психолого-педагогических, технологических) знаниях, потребность в профессиональном самоопределении. Для данного показателя обозначим ряд ключевых слов: осознание, потребность, интерес, мотивация.

Эмоционально ценностный показатель в своем содержании объединяет признаки: создание позитивного образа профессионала (специалиста), рефлексия собственных возможностей в соответствии с идеальным образом профессионала (специалиста), оценивание дисциплин профессиональной подготовки с позиции их значимости для профессионально-культурного становления. Для данного показателя обозначим следующие ключевые слова: личностный смысл, профессиональные ценности, рефлексия.

Регулятивно-деятельностный показатель представлен нами через признаки: сочетание профессионального и культурного в учебно-познавательной деятельности, поиск средств профессионально-культурного становления в соответствии с реальными возможностями, освоение культурных способов будущей деятельности. Ключевые слова в данном контексте: овладение, проявление в деятельности, обогащение опыта.

Систематизация показателей и признаков  профессионально-культурного потенциала студента позволяет продолжить научный поиск в направлении построения структуры и содержания универсальной трехкомпонентной диагностики данного  потенциала, соотнесение показателей и критериев их проявленности с учетом компетенций, отраженных в образовательных и профессиональных стандартах по направлениям подготовки.


Список литературы

1 Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе / Отв. ред. В.В. Игнатова, О.А. Шушерина. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005.
2 Педагогические стратегии становления личности в социокультурном образовательном пространстве / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.В. Игнатовой. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2015. - 274 с.
3 Мухамедвалеева Е.А. Актуализация профессионально-культурного потенциала будущего педагога профессионального обучения: Автореф. дис. канд. педагогических наук. — Красноярск, 2006. — 23 с.
4 Можейко, М.А. Возможность и действительность / М.А. Можейко // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – С.125-126.

Расскажите о нас своим друзьям: