Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №5(22) Май, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 14.05.2018

План-конспект урока по физической культуре в преддипломной практике студента

Хорькова Любовь Владимировна
студентка факультета «Физическая культура», ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», РФ, г. Краснодар
Овчинников Юрий Дмитриевич
кандидат технических наук, доцент, ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», РФ,г. Краснодар, Yurij.ovchinnikov@inbox.ru

Аннотация: Преддипломная практика современное актуальное направление не получило должного освящения в научной литературе. Проходя, преддипломную практику в МБОУ СОШ № 24 города Краснодара студентка Хорькова Любовь Владимировна разработала план – конспект урока для 5 класса. План конспект урока выполняет важную социальную функцию – пропаганда игровых видов спорта среди детей среднего звена общеобразовательной школы. Игровые виды спорта потеряли былую популярность советского времени потому, что их не популяризируют в школе, прежде всего. Именно игровые виды спорта воспитывают дух коллективизма, ответственности и взаимовыручки. Эти качества необходимы подростку для прохождения периода взросления и социализации в обществе. Гандбол позволяет развить важнейшие для человека двигательные качества: ловкости, внимания, координации движения. Именно двигательная память формируется и развивается в этом периоде развития ребенка. В уроке показана роль и значение принципов и законов биомеханики движений для детей на уроках физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура в общеобразовательной школе, преддипломная практика, социальные функции, биомеханика движений, план-конспект

Plan-summary of the lesson on physical culture in pre-diploma practice of the student

Khorkova L. V.
student of the faculty " Physical culture», "Kuban state University of physical culture, sport and tourism", Russia, Krasnodar
Ovchinnikov Yu. D.
candidate of technical Sciences, associate Professor Fgbouvpo "Kuban state University of physical culture, sport and tourism", Russia, Krasnodar

Abstract: The pre-Diploma practice has not received proper consecration in the scientific literature. Passing, pre-diploma practice in MBOU school № 24 of Krasnodar student khorkova Lyubov Vladimirovna has developed a plan-summary of the lesson for grade 5. Plan outline lesson performs an important social function-the promotion of sports among children of secondary school. Game sports lost former popularity of the Soviet time because they aren't popularized at school, first of all. It is game sports that bring up the spirit of collectivism, responsibility and mutual assistance. These qualities are necessary for a teenager to go through the period of maturation and socialization in society. Handball allows you to develop the most important human motor qualities: agility, attention, coordination of movement. It is the motor memory that is formed and develops in this period of child development. The lesson shows the role and importance of the principles and laws of biomechanics movements for children in physical education lessons.
Keywords: physical education in secondary school, pre-diploma practice, social functions, biomechanics of movements, plan-summary


Введение. Студент, проходя различные виды практик, не анализирует их. Он делает это по предписанной инструкции провести уроки и сдать отчет, получив зачет или оценку. Осознание приходит позже, если студент приходит в профессию.

Постановка проблемы.

Выпускник Вуза, получивший диплом  бакалавриата неохотно идет вести уроки физической культуры в общеобразовательной школе[8]. Объясняется это несколькими причинами: отсутствием педагогического опыта, заниженной  мотивационной установкой, социальной дезориентацией профессии педагога в обществе в целом. Новые стандарты в образовании на всех уровнях образования усложнили систему образования и сделали ее не функциональной. Взаимосвязь теории и практики, о которой говорят и пишут, носит краткосрочный эффект. Студенты, опираясь только на тесты, разучились думать и анализировать свой же вид деятельности. Логико-компетентностный подход в предмете спортивного профиля имеет ряд особенностей[5,7,9].Между тем студенту сложно определить в своей практической деятельности, какая из компетентностей ему больше подходит и будет педагогически целесообразна. Студентка решила на собственную преддипломную практику посмотреть со своей личной точки зрения студента вскоре получающего диплом бакалавра.

Методы и организация исследования.

Проходя, преддипломную практику в МБОУ СОШ №24 города Краснодара  студентка  Хорькова Любовь Владимировна разработала план – конспект урока для 5 класса. В план - конспект состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной части урока. Тип урока комбинированный, так как дети не только  изучают и совершенствуют технику ведения мяча ,но и играют в подвижные игры, что делает урок интересным по методике обучения и техничным[2,3].

Цель урока: Осуществление контроля физической нагрузки и развитие основных физических качеств посредством игры  гандбола.

В уроке выделим педагогические задачи  и социальные функции урока:

  1. Постановка  техники броска мяча одной рукой с замахом;
  2. Совершенствование техники ведения мяча со сменой рук.
  3. Развитие  биомеханических качеств -  ловкости, внимания, координации движения[4,6].
  4. Воспитание  дисциплинированности,  взаимовыручки, уважения к товарищам[1,с.23].

Место проведения урока по физической культуре: спортивный зал школы№ 24 г. Краснодара, оборудованный специализированным инвентарем: мячи гандбольные, свисток, фишки, секундомер. Методы исследования. Используя методы теоретического анализа и общения, а также методы педагогического наблюдения, педагогического опыта опытного педагога в преддипломной практике студент с помощью плана-конспекта моделирует   урок и прогнозирует его результаты (объективные и субъективные).

Результаты исследования.

Разработан  план конспект урока, включающий  следующие важные составляющие: частные задачи, содержание, дозирование нагрузки, организационно-методические указания (табл.1).

Таблица 1.Структурные элементы, составляющие план конспект

Частные задачи

Содержание

Дозирование нагрузки

Организационно - методические указания

I. Подготовительная часть (15 мин)

1.Организовать детей к уроку.

 

 

 

1.Построение, приветствие.

3. Сообщение целей и задач урока.

30 сек.

 

1мин.

 

1мин.

Приветствие, проверка формы Т.Б.на уроке.

2.Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока

Ходьба

1) на носках, руки вверх;

2) на пятках, руки за голову;

3) на внешней стороне стопы, руки на пояс;

4) на внутренней стороне стопы, руки к плечам;

1 мин.

Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, объясняя положение рук и показывая упражнения.

Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

3.Подготовить организм детей к работе в основной
части урока.

 

1) Бег в равномерном темпе и с заданием

- приставным шагом левым, правым боком, руки на пояс.

2). Специально- беговые упражнения:

– с высоким подниманием бедра;

– с захлестом голени;

- с выносом прямых ног вперёд;

- многоскоки со сменой ног;

- прыжкообразный бег в широком шаге.

4 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

Во время бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

 

Упражнения выполнять медленно, но часто.

4.Регулировка дыхания с помощью ходьбы

Ходьба с выполнением дыхательных упражнений

30сек.

Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом, опуская руки вниз, выполнить выдох, выдох должен быть длиннее вдоха.

Перестроения в 2 шеренги. ОРУ с мячами: 5 мин.

1.Внедрение биомеханики физических упражнений, способствующих укреплению мышц шеи

1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, левая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с правой.

4-5 раз

Прогнуться, голова вверх. Спину держим прямо.

 

2.Использование биомеханики физических упражнений, способствующих укреплению мышц спины

2. И.п.: о.с., мяч вперед; 1 – наклон головы вперёд, 2 –наклон головы назад; 3 – наклон головы влево; 4 – наклон головы вправо;

4-5 раз

Выполнять плавно, без резких движений

3.Развитие биомеханики физических упражнений, укрепляющих мышцы поясничного отдела

3. И.п.: о.с., мяч вверх; 1 –2  наклона влево; 3–4 – то же вправо.

4-5 раз

Наклон глубже

4.Развитие комплекса биомеханики физических упражнений, способствующих укреплению мышц спины

 

5.Развитие комплекса биомеханики физических упражнений, способствующих укреплению мышц ног

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Развивать биомеханическое качество –прыгучесть с целью укрепления вестибулярного аппарата и нервной системы

4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вперед; 1–4 – круговое движение туловищем влево; 5–8 – то же вправо.

4-5 раз

Амплитуда больше, смотреть на мяч.

5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – 3 наклон вперёд – коснуться мячом пола ; 4 – и.п.;

4-5 раз

При наклонах колени не сгибать.

6. И.п.: о. с., мяч вниз; 1 – выпад левой в сторону, мяч вперед; 2 – и.п.; 3–4 – то же с правой ноги, вправо;

4-5 раз

Туловище прямо, выпад глубже.

7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом левой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги.

4-5 раз

Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.

8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же.

4-5 раз

Прыжки на носках, чуть сгибая колени.

Биомеханика движения с целью улучшения координации движения

9. Ходьба на месте, мяч в правой руке.

 

Спину держать прямо.

II. Основная часть (20 мин)

Методические и педагогические приемы, направленные на формирование навыка ведения мяча без зрительного контроля.

Ведение мяча со сменой рук.

3 мин.

Каждый игрок команды должен обвести мяч между стойками вперед правой рукой, назад левой.

Методические и педагогические приемы, направленные на  формирование навыка выполнения ловли и передач

Передача мяча в движении.

3 мин

При этом можно менять расстояние между игроками, способ передачи мяча (одной рукой сверху, снизу, из-за головы, из-за спины и т. д.), скорость передвижения или последовательно то приближаться к партнеру, то удаляться от него. Главное внимание обращай на точность передач, ведь от нее во многом зависит возможность забить в игре мяч в ворота соперника.

Методические и педагогические приемы, направленные на формирование навыка ведения мяча и бросков

Ведение, бросок по воротам.

3 мин

Бросать мяч после 3 шагов. Стараться попадать в нижние или верхние углы ворот  - тоже упражнение, но с вратарём

Способы развития быстроты ответной реакции

Подвижная игра «Займи свободное место».

4 мин

Играющие располагаются по кругу, у каждого из них мяч. На площадке лежат фишки, их на одну меньше, чем игроков. Ученики двигаются с ведением мяча правой рукой против часовой стрелки. По сигналу учителя игроки занимают свободное место у фишки. Не успевший  игрок сделать это, выбывает из игры.

Действие педагога направленное на развитие чувства коллективизма

Игра «Гандбол».

7 мин

Действует правило в три шага и секунды. Повторное ведение мяча без перепасовки сулит нарушением, и мяч переходит во владение соперников.

III. Заключительная часть (5 мин)

1.Восстановление дыхания, снижение ЧСС

Подведение итогов урока

1.Построение в шеренгу.

Обсуждение достигнутых целей и задач, поставленных в начале урока.

Подведение итогов урока:

Каковы размеры площадки в гандболе?

Технический приём, завершающий атакующие действия в гандболе, называется?

Сколько игроков одной команды одновременно может находиться на поле?

Штрафной бросок в гандболе выполняется?

Каковы размеры площадки в гандболе?

Сколько шагов с мячом в руках допускается при игре в гандбол?

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Указать на ошибки в технике выполнения упражнений (уровень техничности выполнения упражнений).

 

 

Оценка работы учащихся на уроке преподавателем: -активность,самостоятельность. Преподаватель зачитывает выставленные отметки.

 

Критерии оценки учеником урока:

1.Если вам понравился урок и как вы занимались, забейте мяч в ворота.

2. Если  не понравился, закиньте мяч в корзину.

 

 

 

Выводы. Преддипломная практика предполагает проведение уроков в общеобразовательной школе и это педагогически целесообразно. План конспект урока выполняет важную социальную функцию – пропаганда игровых видов спорта и выстраивание биомеханики движений среди детей среднего звена. Игровые виды спорта потеряли былую популярность советского времени потому, что их не популяризируют в школе, прежде всего. Именно игровые виды спорта воспитывают дух коллективизма, ответственности и взаимовыручки. Эти качества необходимы подростку для прохождения периода взросления и социализации в обществе. Гандбол позволяет развить важнейшие для человека двигательные качества: ловкости, внимания, координации движения. Именно двигательная память формируется и развивается в этом периоде развития ребенка. Навязывать свою методику современным детям очень сложно. Можно предложить варианты реализации себя с помощью различных техник реализуемых в современном спорте[2,3].Преддипломная практика в большинстве Вузов  носит формальный характер. Преддипломная практика должна показывать систему совершенствования знаний, умений и навыков. Она должна иметь несколько уровней, предполагающей механизм развития компетенций, Вуза, школы, студента как личности и будущего профессионала.


Список литературы

1.Мухамитянов Ф.Д.Воспитательное пространство урока физической культуры//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 22-23.
2.Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В., Сычева Н.М.Интеллектуальное развитие школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе//
Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 29. С. 70-7.
3.Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В., Сычева Н.М.Настольный теннис-эффективное средство развития двигательной реакции школьников на уроках физической культуры//Физическая культура, спорт и здоровье. 2017. № 29. С. 36-40.
4.Овчинников Ю.Д., Минченко В.Г.Биомеханика двигательной деятельности: методика обучения студентов//Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 4. С. 47-51.
5.Овчинников Ю.Д. Компетенции как исследовательские лаборатории для студентов//Инновации в образовании. 2016. № 5. С. 31-41.
6.Овчинников Ю.Д., Сиденко А.С.Педагогическая биомеханика глазами студента//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 47-52.
7.Седельников П.В., Трайзе А.А.Преддипломная практика как важный этап формирования и оценивания компетенций/В сборнике: Технологии оценивания компетенций материалы межвузовской учебно-методической конференции. 2015. С. 112-114.
8.Семенив Д.А.Формирование компонентов теоретического и сознательно-ценностного блоков эстетической культуры младших школьников на уроках физической культуры//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. № 11. С. 108-112.
9.Проломова М.В., Глебко Т.В.Преддипломная практика как ключевой фактор в формировании профессиональных компетенций студентов/ В сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры 2015. С. 193-195.

Расскажите о нас своим друзьям: