Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 37.032, 37.025, 612.8

Дата публикации 15.05.2019

Пение как один из механизмов формирования, обучения и развития конструктивно-универсального человека

Павлова Наталия Владимировна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры вокального искусства и оперной подготовки, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, РФ, г. Москва, neptun67@list.ru
Боголепова Зинаида Николаевна
отоларинголог, Европейский Медицинский центр, РФ, г. Москва, Bogolepova.z@yandex.ru

Аннотация: Пение – это комплексный процесс, требующий регулярной практики, большого количества времени, самоотдачи, умение получать, перерабатывать и усваивать информацию в процессе овладения профессиональными умениями и навыками. В результате человек получает удовольствие от процесса обучения, а развитие певческих данных и возможностей способствует профилактики или структурированию интеллектуально-физиологических механизмов жизнедеятельности личности. Таким образом, мы можем говорить о формировании конструктивно-универсального человека в целом. Комплексный эффект пения, происходящий в образовании и медицине, как науке, имеет историческое наследие в исследованиях российских и советских учёных, который является бесценным опытом человечества. Нам было интересно рассмотреть наработки и результаты этого вопроса в исследованиях зарубежных специалистов на современном этапе развития общества.
Ключевые слова: пение, формирование и развитие, исследования, здоровье, образование, конструктивное воздействие

Singing as one of the mechanisms of education, formation and development of a constructive versatile individual

Pavlova Natalia Vladimirovna
Cand. Sci (Pedagogical), senior teacher departments of vocal art and opera preparation, Moscow state institute of music of A.G. Schnittke, Russia, Moscow
Bogolepova Zinaida Nikolaevna
otolaryngologist, European Medical center, Russia, Moscow

Abstract: Singing is a complex process demanding regular practice, a lot of time, devotion, the ability to receive, process and comprehend information during the process of mastering professional skills. As a result one enjoys the training process, while development of singing skills and capacities contributes to structuring human intellectual and physiological mechanisms. Thus, we can speak about the formation of a constructive versatile individual in general. The complex effect of singing that can be observed in the sphere of education and medicine as well as in science has historical heritage scrutinized by Russian and Soviet scientists, which means that it can thus be considered as a scientific and human legacy of extreme value. It was interesting for us to examine the results of the related research that was conducted by foreign experts in the context of the modern society and its present level of development.
Keywords: singing, formation and development, researches, health, education, constructive influence

Пение возникло как специфическая эмоциональная звуковая форма человеческого общения, в результате стремления человека выразить своё настроение в звуках голоса [1, c. 8].

Постепенно развиваясь, пение превращается в предмет особого искусства, которому необходимы постановка и техническое развитие голоса. Развитие и закрепление голосовых вокальных навыков требуют обучения и регулярной практики, времени, самоотдачи.

Пение помогает развивать коммуникативно-личностные и социально-нравственные качества человека. Также воспитывать волю, организованность и выдержку.

Педагог на занятиях не только воспитывает музыкальную культуру (расширение кругозора), развивает музыкально-творческие способности (изучение музыкальной грамоты, развитие чувства ритма и темпа, стимулирует образное мышление, креативность, воображение), обучает вокальным умениям и навыкам (развитие музыкального и вокального слуха и голоса). Педагог на занятиях развивает физические, умственные и познавательные особенности ученика, формируя свободу самовыражения в пластике, движениях, мимике и жестах.

Велико значение вокала в развитии речи [2], поскольку поток слов звучит как музыка и совершенствуется работа артикуляционного аппарата и дыхательной системы [3, с. 11], то в результате продуктивно влияет на:

- формирование и развитие ритма, как составляющей любого языка;

- формирование основы понимания поэзии, когда, рифмующиеся слоги, целые слова или подбираются слова, стремятся к определенному сочетанию букв или звуков;

- решение многих логопедических проблем, в том числе и заикания.

В последнее время было проведено много исследований по связи музыки и речи. Американский учёный, писатель, психолог, а также музыкант, музыкальный продюсер и профессор Университета Макгилла в Монреале, Канада, Дэниэл Левитин говорит, что начиная с барабанной перепонки, звуковые волны преобразуются в высоту звука или в тонотопическую карту, а затем речь и музыка расходятся в отдельные схемы обработки [4].

Есть несколько областей мозга, где нейронные цепи, образующиеся без дифференцирования, используются как для языка, так и для музыки. Дэниэл Левитин рассказывает, что слушая музыку и следя за ее синтаксическими особенностями, активизируется музыкальный синтаксис в областях, смежных и перекрывающихся с теми областями, которые обрабатывают речевой синтаксис, вовлеченный в музыкальную семантику, и являются важными этапами обработки и производства языка.

Произношение в речи может отличаться от произношения во время пения, поскольку в пении происходит редуцирование согласных и в отличие от гласных звуков согласные произносятся значительно короче. В любом языке английском, французском, итальянском, русском и других есть своя фонетическая специфика и свои правила орфоэпии. Поэтому для сохранения стиля вокальной музыки необходимо изучить особенности произношения конкретного языка и учитывать их в процессе пения.

Английский композитор Джон Скотт, отмечал, что в процессе пения человек по-настоящему становится счастливым, потому как пение повышает уровень нейротрансмиттеров, которые связаны с удовольствием и благополучием. Дэниэл Левитин в своей книге «Это твой мозг в музыке» утверждает, что музыка является той деятельностью, которая подготовила наших предков к речевому общению, и что именно пение помогло человеку улучшить моторные навыки, прокладывая путь для развития изысканно тонкого мышечного контроля, необходимого для профессионального вокала. А канадско-американский учёный и популяризатор науки, специализирующийся в области экспериментальной психологии, психолингвистики и когнитивных наук Стивен Пинкер пишет, что язык – это адаптация человека, а музыка – это эволюция человека, связанная с языком [5], [7].

В 2009 году было создано многонациональное исследовательское общество  по изучению связи между пением и здоровьем под названием «Развитие междисциплинарных исследований в пении» (AIRS). Исследования, основанные на данных опроса студентов-вокалистов, показали, что пение обеспечивает физическую, познавательную и эмоциональную пользу для участников образовательного процесса, оно улучшает настроение, снижает стресс, снижает уровень гормонов стресса, который благоприятно влияет на повышение иммунной функции и т.д.

Научные разработки показывают, что пение может оказать положительное влияние на преодоление тяжелейших недугов. Исследования, проведенные валлийской благотворительной организацией по борьбе с раком Tenovus Cancer Care, показали, что пение один час повышает уровень иммунных белков у раковых пациентов и в целом оказывает положительное влияние на здоровье пациентов. В исследованиях доказано, что пение может помочь пациентам прийти в наилучшую умственную и физическую форму для получения необходимого им лечения за счет снижения уровня гормонов стресса и увеличения количества цитокинов, белков иммунной системы, которые могут повысить способность организма бороться с болезнями. Пение дает физические преимущества, такие как контроль дыхания, свободу мышечных движений, в том числе и артикуляционных, а также возможность в обработке и закрепление, полученной информации.

Пение снижает кровяное давление, освобождая сдерживаемые эмоции, способствуя расслаблению, тем самым позволяя человеку легко дышать. Пациенты с заболеванием дыхательной системы и хронической болезнью легких испытывают облегчение от своих симптомов в процессе пения, даже если вокал у них проходит только два раза в неделю.

Пение также имеет значение в неврологии [3, с. 30], в частности для пациентов, перенесших инсульт, когда речь идет о том, чтобы заново научиться говорить и общаться. Пение активирует правое полушарие мозга, когда левое полушарие, отвечающее за речь, не может функционировать [6]. По словам невролога Готфрида Шлауга, есть область, соответствующая речи, которая находится в правом полушарии, не отвечающей за речь, её ещё называют «поющим центром». Обучая пациентов, перенесших инсульт, вокализировать слова песни, можно подготовить «поющий центр» мозга к речи. В подтверждение этой теории Дэниэл Левитин утверждает, что тогда нарушение речевой функции может быть временной, поскольку центры обработки важных психических процессов фактически перемещаются в другие части не поврежденного головного мозга. Таким образом, в правом полушарии «поющий центр» мозга может, как бы переобучиться, чтобы помочь производству речи [1, c. 349].

Таким образом, пение является один из механизмов обучения и развития личности, оказывающее мощное созидательное и конструктивное воздействие на жизнь и здоровье личности, то есть на формирование конструктивно-универсального человека в целом. Этот комплексный эффект пения, происходящий в современном образовании и медицине, имеет большой неизученный потенциал. Звук, обладая проникающей способностью, влияет на самые глубинные процессы сознания и тела, при этом неся, развивая и сохраняя информацию источника его генерации.


Список литературы

1. Абитболь Ж. Одиссея голоса. Связь между ДНК, способностью мыслить и общаться. Путь длиной в 5 миллионов лет / пер с фр. Е. Морозовой. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. – 560 с.
2. Бейкер М. Атомы языка. Грамматика в тёмном поле сознания / пер. с англ. / под ред. О. В. Митрениной, О. А. Митрофановой. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 272 с.
3. Кофлер Л. Забота о голосе. Золотое правило здоровья: Учебное пособие / пер. с англ. Е.В. Вербицкой. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. – 64 с.
4. Левитин Д. Путеводитель по лжи: критическое мышление в эпоху постправды / пер. с англ. О. Терентьевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 267 с.
5. Пинкер Стивен. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature / Стивен Пинкер; пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 608 p.
6. Parncutt R. and Levitin D.J. Absolute Pitch // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / S. Sadie (Ed.). – New York : St. Martins Press, 2001. – P. 37–39.
7. [Электронный ресурс]. – URL: //https:// ru.wikipedia.org/wiki/Язык как инстинкт (Дата обращения: 19.04.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: