Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 377.5

Дата публикации 30.12.2018

Педагогическое проектирование: культурно-исторический аспект

Трегубова Елена Дмитриевна
аспирант кафедры педагогического образования и документоведения, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск, tregubova_msk@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию культурно-исторических источников проектирования как сущностного компонента жизнедеятельности человека. Автор приводит результаты аналитического обзора философской и педагогической литературы по проблеме исследования, на основе анализа дает сравнительную характеристику технического (традиционного) и педагогического проектирования в процессе их становления и развития с позиции этапности овладения общественной практикой предметом познания.
Ключевые слова: проект, проектирование, педагогическое проектирование, культурно-исторический аспект, техническое (традиционное) проектирование

Pedagogical design: cultural and historical aspect

Tregubova Elena Dmitrievna
postgraduate student at the Department of Pedagogical Education and Documentation, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk

Abstract: This article will focus on the research of cultural and historical sources of design as an essential component of human life. The author gives analytical reviews of philosophical and educational works on the issue, based on the analysis presents comparative description of technical (traditional) and pedagogical design in the process of their formation and development in terms of the stages of mastering social practice the subject of knowledge.
Keywords: project, design, pedagogical design, cultural and historical aspect, technical (traditional) design

Реализация инновационных преобразований в системе современного образования актуализирует проблему педагогического проектирования как процессуальной основы инноваций в образовательной теории и практике.

В целях нашего исследования проектной деятельности, ее места и роли в человеческой деятельности вообще и деятельности отдельного педагога среднего профессионального образования в данной статье мы обратимся к истории развития проектирования в культурно-историческом аспекте, а также с точки зрения закономерностей этапного овладения общественной практикой тем или иным предметом познания.

Анализ культурно-исторических источников возникновения и становления проектирования, его институциализации в общественной практике является на наш взгляд важным для понимания сущности проектирования вообще и педагогического в частности.

Согласно философскому энциклопедическому словарю, «проектирование — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [8].

Рассматривая проектирование как объект философско-методологического исследования, ученые говорят о «проектности», которая проникает во все отрасли деятельности и научного знания и трактуется «как определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных ее аспектах, связанных с творческой деятельностью человека» [7].

Культура интерпретируется как специфический способ человеческой деятельности, обусловленный, прежде всего совокупностью надбиологических средств человеческой деятельности [1], а «проектность» обеспечивается особой активностью человеческого сознания, которая в свою очередь носит врожденный характер. Согласно Н.А. Бернштейну, организм - созданная в процессе эволюции активная целеустремленная система, действия этого организма направлены каждый раз на удовлетворение своих потребностей, на достижение определенной цели, которую он образно назвал «моделью потребного будущего» [2].

По замечанию В.Е. Радионова, сама этимология слова «проект» — «брошенный вперед» — обозначает «чисто человеческий дух практического разума, активного творческого начала, готовности к социальному действию» [4]. Все аспекты культуры, связанные с творческой деятельностью человека — наука, искусство, ремесло, религия, политика — сопряжены с проектным переживанием мира. В своих исследованиях В.М. Розин отмечает, что «проектировать можно все: город, предметную сферу, науку, управление, поведение людей, системы деятельности и даже само проектирование» [5].

На повседневность проектирования в человеческой жизни указывает Г. Саймон: «По существу, мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую» [6]. Действительно, любой человек сталкивается с необходимостью преобразовывать действительность, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать планы и алгоритмы действий по достижению определенных целей. Вне зависимости от вида и сферы деятельности для преобразования действительности человек предпринимает целеустремленные, предметноориентированные действия: планирует, определяет способ, разрабатывает план, задумывает программу, отбирает материалы, намечает распорядок и т.д. то есть мысленно готовит некоторые изменения. Все эти действия, являясь операциями со знаками и моделями, носят интеллектуальный характер, из них складывается «особый механизм культуротворчества» [5], предварительное промысливание необходимых изменений.

Природное умение человека промысливать «модели потребного будущего» и воплощать их в жизнь проявлялось уже на ранних этапах развития общества. «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно... а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта (прообраза)» [3].

Проектирование, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности человека, при этом было тесно связано с его жизнедеятельностью на уровне формирования преставлений о том, каким должно быть жилище или орудие труда (целевые прообразы), каковы способы его изготовления (деятельностные программы).

Сохраняясь в человеческом сознании, закрепляясь в текстах, целевые прообразы и деятельностные программы постепенно обеспечили возможность установления обратной связи и корректировки деятельности на всем ее протяжении. При этом разнообразие человеческой деятельности требовало особого проектного обеспечения каждого из ее видов. Дальнейшее развитие общественного сознания привело к развитию технического проектирования.

В истории развития технического (традиционного) проектирования, основываясь на закономерностях этапного овладения общественной практикой любым объектом познания, Н.О. Яковлева выделяет три периода: первый — с античности до 20-х годов XX века, второй — с 20-х до 50-х годов XX века и третий — с 50-х годов XX по настоящее время [9].

Самый продолжительный период с античности до 20-х годов XX века характеризуется на основании выделенных в философской литературе [4,7] основных этапах генезиса технического проектирования как основы социального. По мере развития практической деятельности человека, изменений общественных отношений проектирующее счетоводство (экономическое проектирование) с переходом общества к капиталистическому строю перерастает в организационное. Изменение статуса науки и ее вхождение в ремесло в эпоху Возрождения способствовало отделению изготовления объекта от его проектирования, проектирование становится самостоятельной сферой деятельности и к XVIII веку признается интеллектуальной деятельностью по созданию будущего объекта, а проектность - «основным способом существования человека новой эпохи» [7]. Техническая революция, изменившая представления о машине и производстве, способствовала распространению технологического проектирования. Дальнейшее становление науки как института общественной жизни обусловило проектирование морфологическое, логическим развитием которого стало проектирование функциональное.

Сформировавшись в сфере материального производства под влиянием научных и технических открытий, проектирование постепенно распространилось на человека и объекты, функционирующие при его участии. Это стало основанием социального проектирования, к которому относится и педагогическое проектирование. Социальное проектирование направлено на создание новых форм и моделей общественной жизни, явлений и институтов, примерами социальных проектов выступают идеалы человека, ученика, устройства государства, созданные в этот период выдающимися мыслителями (И.И. Бецкой, Т. Кампанелла, М.В. Ломоносов Т. Мор, Р. Оуэн).

Проектирование, превратившись в самостоятельную область человеческой деятельности, с 20-х до 50-х годов XX века становится предметом специальных научных исследований, а к середине XX века перестает быть только технической областью знания и распространяется на социальные науки, в том числе педагогику.

Сравнительный анализ характеристик технического (традиционного) и педагогического проектирования в процессе становления и развития (по Н.О. Яковлевой) (табл. 1) позволяет сделать вывод о прямой зависимости периодов их развития. Как объект познания педагогическое проектирование развивается закономерно этапному овладению общественной практикой.

Таблица 1. Характеристики технического (традиционного) и педагогического проектирования в процессе становления и развития

Этап

Период

Характеристика

техническое (традиционное) проектирование

педагогическое проектирование

первый

с античности до 20-х годов XX века

обособление проектирования от инженерной деятельности;

самостоятельный вид деятельности;

специфическая идеология;

начало разработки методов;

проектировочное знание характеризуется как несовершенное

заимствована терминология и общая сущность технического (традиционного) проектирования;

единичные проекты (Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов);

отсутствие методологической базы и общих концептуальных положений, технологии и системного описания проектируемого объекта.

второй

с 20-х до 50-х годов XX века

предмет специальных научных исследований;

поиск общих методологических и гносеологических основ систематизации и упорядочения новых открытий и фактов;

развитие практического аппарата;

проектирование отдельных объектов

массовое создание различных проектов, цель которых обеспечение эффективности образовательного процесса;

частичное использование практического аппарата, применение терминологии

технического (традиционного) проектирования;

попытки формирования теории педагогического проектирования, выявления его закономерностей, принципов и уточнения понятийного аппарата

третий

с 50-х годов XX по настоящее время

методологические работы по научному анализу процесса проектирования

проектирование сложных систем и процессов.

попытки разработки методологии педагогического проектирования, теорий и концепций, раскрывающих его различные аспекты;

разработка методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования

По мере становления и развития технического (традиционного) проектирования развивается проектировочное знание в педагогике от единичных проектов, направленных на создание идеального общества и государства до массового использования его практического аппарата в практике образования. Формирование методологии технического (традиционного) проектирования способствует созданию методик и технологий педагогического проектирования, а также формированию его методологических основ.

Таким образом, прежде, чем стать самостоятельным, отдельным механизмом и институтом в мире культуры, проектирование прошло долгий и противоречивый путь исторического развития, от мысленных представлений о будущем изделии до самостоятельного вида деятельности, основанного на научных данных.

Проектирование представляет собой культурно-исторический феномен, так как, являясь сущностным компонентом жизнедеятельности человека, не зависит от сферы его деятельности. Важно отметить, что этот компонент по-разному представлен в различных сферах человеческой деятельности, по-разному проявляется в разные исторические эпохи и в разных социальных контекстах [4].

Проведенное исследование культурно-исторических источников проектирования, этапов развития педагогического проектирования как объекта познания раскрывает сущностные характеристики проектной деятельности и будет использовано нами для дальнейшего исследования готовности к проектной деятельности педагогов СПО.


Список литературы

1. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. / Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987. - с. 5-27
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990.
3. Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 240
4. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук. – СПб, 1996. – 352 с.
5. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 100– 112.
6. Саймон Г. Науки об искусственном. - М.: Мир, 1972. - 147с.
7. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. – С. 87–99.
8. Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с.
9. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем. Дис. … д-ра пед. наук. - Челябинск, 2003. – 355 с.

Расскажите о нас своим друзьям: