Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2019

Педагогические подходы по преодолению коммуникативных нарушений у детей с тяжелой умственной отсталостью

Бычкова Наталья Ивановна
магистрант 3 курса кафедры коррекционной педагогики института социально-гуманитарных технологий, Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева; РФ, e-mail: osaraa11@mail.ru
Научный руководитель Агаева Индира Бабаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева; e-mail: agaeva-indira@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлен обзор научной литературы по проблеме использования средств альтернативной коммуникации. Обобщены существующие подходы к проблеме изучения речи обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Проанализированы слабые и сильные стороны отдельных методов средств альтернативной коммуникации с целью оказания максимальной помощи для детей с тяжелой умственной отсталостью. Приведены такие методы, как пиктография, система Блисс-символов и система МАКАТОН. Перечислены преимущества и недостатки различных методов альтернативной коммуникации, применение которых необходимо учитывать с возможностями и особенностями конкретного ребенка для повышения качества их общения.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация, пиктография, Система Блисс, общение жестами, тяжелая умственная отсталость

Pedagogical approaches to overcoming communicative disorders in children with severe mental retardation.

Bychkova Natalia Ivanovna
3rd year undergraduate of the Department of correctional pedagogy of the Institute of social and humanitarian technologies, Krasnoyarsk pedagogical University. V.P.Astaf'eva; Russian,
Scientific adviser Agayeva Indira Babaevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of correctional pedagogy of Krasnoyarsk state pedagogical University. V.P.Astafiev

Abstract: This article presents a review of the scientific literature on the use of alternative communication. The existing approaches to the problem of studying the speech of students with severe mental retardation are generalized. The author analyzes the strengths and weaknesses of individual methods of alternative communication in order to provide maximum assistance for children with severe mental retardation. Given methods such as pictography, a system of bliss symbols and MAKATON. The advantages and disadvantages of various methods of alternative communication, the use of which must be considered with the capabilities and characteristics of a particular child to improve the quality of their communication, are listed.
Keywords: alternative communication, pictography, bliss System, gesture communication, severe mental retardation

Вся речевая работа обучающихся с тяжелой умственной отсталостью нацелена на развитие их коммуникативного потенциала. Без специальных занятий дети с тяжелой умственной отсталостью не способны к речевому высказыванию, их речь примитивна, часто это просто отдельные реплики в процессе продуктивной или игровой деятельности. Нередко такие дети стараются избежать речевого общения, отсутствует инициатива вступления в контакт со сверстниками. Неполноценная речь объясняется рядом причин: бедным словарным запасом, необходимым для поддержания диалога, неспособностью оценивать высказывания собеседников, истощаемостью побуждений к высказыванию [4].

Наличие у каждого ребенка c умственной отсталостью большого резерва здоровых, ненарушенных задатков, неравномерное (с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывают новые возможности для его развития. Однако для превращения потенциальных возможностей необходимо знать те возможности ребенка, которыми он уже располагает, и те возможности, которые еще не стали его достоянием и находятся в зачаточном состоянии. Последние при определенных благоприятных условиях с помощью взрослых могут развиться в такой степени, что станут новым качеством умственно отсталого ребенка. По теории Л.С.Выготского, в детском организме заложены возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, связанные с пластичностью основных систем развивающегося организма, включая ЦНС.

Обучение детей с различными дефектами должно основываться на том, что одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления, имеются компенсаторные возможности для преодоления дефекта и должны быть включены в воспитательный процесс.

Е.Н.Винарская, изучая детей с умственной отсталостью, пришла к выводу, что не все функции нервных клеток проекционных полей коры головного мозга нарушены: эмоциональный аспект минимально сформирован, что даёт возможность общаться с ребенком с помощью невербальных способов общения. Данное заключение чрезвычайно важно для процесса обучения и воспитания умственно отсталых детей вследствие того, что потребность в коммуникационных действиях самостоятельно у них не образуется. Побуждая к общению пантомимикой и жестами, можно научить ребенка обращаться за помощью к взрослому, обращать на себя внимание, - создавая потребность сначала в невербальном, а затем и в вербальном общении [8].

Авторы Ю.А.Ахтямова, Ю.В.Липес полагают «…необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Если взрослые не реагируют на сигналы ребенка, он может совсем отказаться от попыток общения и замкнуться в себе. Взаимопонимание и общение можно наладить с помощью методик альтернативной или дополнительной коммуникации» [7].

В случае отсутствия устной речи у детей, по мнению И.Б.Агаевой эффективно можно прибегать к системе средств альтернативной коммуникации, где основой является невербальное средство общения [1].

Альтернативная коммуникация (вспомогательная, дополнительная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью общаться.

Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, такая форма коммуникации применяется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. происходит поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека не разовьётся способность говорить.

К выбору альтернативной коммуникации подходят, учитывая многие аспекты. Система должна позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя неполноценным, облегчать повседневную жизнь, и в большей степени управлять собственной жизнью. А.А.Магутина считает, что для обеспечения диалогового взаимодействия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, педагогу необходимо подобрать альтернативные средства общения, которые позволяют ребенку взаимодействовать с педагогом, понимать его требования [5].

Большинству детей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано таким образом, чтобы оказать максимальную помощь ребенку.

При выборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности онтогенеза. Для этого необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребёнка.

В отечественной логопедии длительный период времени отношение к невербальным средствам коммуникации оставалось неустойчивым, в то же время в зарубежной науке развитию альтернативных средств коммуникации детей с умственной отсталостью отводилась важная роль.

Для большинства лиц с умственной недостаточностью в каче­стве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография - древнейший вид письменности, рисуночное письмо. Его особенность состоит в том, что знак никак не связан со зву­чанием слова - он выражает его смысл. Основы пиктограммы часто применяются в международных знаках и символах. Происходит передача смысла посред­ством позы или движения человеческой фигуры, стрел­ки обозначают направление, перечеркнутые изображения - значит запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение многих лет принципы символизации, которые говорят о важней­ших принципах функционирования мышления человека.

Немецким специалистом Р.Лебом была предложена такая си­стема, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родите­лям в домашних условиях [9].

В коммуникативных вспомогательных устройствах применяется система символов. Первыми появились система Блисс-символов, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS), после появились новые различные системы.

Система Блисс-символов - это разновидность логографической письменности, основанной на буквах. Впервые её использовали в Канаде для детей с двигательными нарушениями, нарушениями речи и трудностями в обучении письму и чтению. Эта система символов состоит из 100 знаков, из которых можно комбинировать новые слова и выражения. Система Блисс-символов эффективна для пользователей с хорошими когнитивными способностями. Свойства данного альтернативного средства коммуникации в том, что в нем представлена не только лексика, но и грамматика. Здесь используются специальные индикаторы для дифференцирования существительных, прилагательных, глаголов и один и тот же символ можно читать по-разному [1].

Система «МАКАТОН» - это уникальная языковая программа с применением жестов, символов совместно с речью, помогающая общаться людям с коммуникативными трудностями.

«Макатон» применяют в работе с людьми с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, ДЦП, множественными другими нарушениями. Сегодня для многих людей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями «Макатон» - это голос, позволяющий общаться с окружающими, участвовать в жизни семьи и общества, использовать жесты и символы в таких сферах, как образование, профессиональная подготовка, независимое проживание, трудоустройство.

В системе «Макатон» используется сразу 3 модуля: речь, жесты и символы. Каждому понятию в словаре программы соответствует жест и символ, которые используются совместно со звучащей или письменной речью, иногда в сочетании друг с другом, а в некоторых случаях сами по себе (например, существует символьное письмо). Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что значительно улучшает понимание и общение. Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей у которых отсутствует речь, или речь которых неразборчива.

Важной частью программы являются символы. Их можно использовать в сочетании с жестами и речью или только с речью. Символы используются в работе с детьми, которые не могут жестикулировать и выбирают графическое выражение речи.

Преимущества системы «Макатон» - совместное использование символов, жестов и звучащей речи, что приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации; - способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, восприятие, речь, внимание.

Недостатки системы «Макатон» в том, что при использовании данной системы могут возникнуть трудности у людей с двигательными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [2].

Альтернативная коммуникация может применяться постоянно или использоваться как временная помощь, также может рассматриваться как способ стимуляции в овладении речью. Альтернативная коммуникация побуждает появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию вербальной речи через формирование абстрактного мышления и символической деятельности. Применение альтернативных средств коммуникации способствует возникновению функционирующей системы взаимосвязи, развитию навыков индивидуальной передачи нужной информации собеседнику, умению выражать собственные мысли с помощью символов и жестов [6].

Анализ научной литературы показывает, что выбор из существующих систем альтернативной коммуникации необходимо совершать, учитывая возможности и особенности каждого конкретного человека и особенностей дизонтогенеза. Также необходимо оценить уровень коммуникативного развития, возможности и способности ребёнка. При оценивании уровня коммуникации ребёнка и выборе средств альтернативной коммуникации необходимо наблюдать за ним в различных ситуациях; обсудить с родителями и педагогами, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения; провести анализ, какие повторяющиеся действия можно интерпретировать как сигналы о желании и потребности ребёнка [3].

Таким образом, выявленные особенности коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью указывают о необходимости подбора систем альтернативной коммуникации с учетом сформированности, как речевых, так и неречевых умений. Такие дети нуждаются в помощи по преодолению недостатков речевого развития дополнительными средствами коммуникации, что значительно повысит качество общения детей.


Список литературы

1. Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; Краснояр. Гос. Пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 190 с.
2. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. - 338 с.
3. Альтернативная и дополнительная коммуникация [Текст]; под ред. В. Рыскиной. – СПб.: Союз, – 2016. - 288 с.
4. Корниенко Н.В., Проскурякова Е.П., Шумова С.П. Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 43-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14082/ (дата обращения: 04.07.2018)
5. Магутина А.А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми // Актуальные вопросы современной педагогике: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 188-189.
6. Матвеева О. В. Альтернативная коммуникация [Текст]: из практики работы / О. В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – 47 с.
7. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Часть 1. Коммуникация и социализация: иллюстрированное пособие. / [Сост. Ю.А. Ахтямова, Ю.В. Липес]; под. ред. А.Л. Битовой. – М., 2018. - 11 с.
8. Умственно отсталые дети: под ред. И.С. Глебова. // Электрон. дан. Режим доступа URL https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/ (дата обращения 16.08.2019)
9. Неволина Л.А. Альтернативная коммуникация при работе с детьми с умственной отсталостью в условиях перехода на ФГОС ОВЗ [электронный ресурс] / Л.А. Неволина, И.Ф. Обросов – Пермь, 2016. – Режим доступа: https://docplayer.ru/37541090-Alternativnaya-kommunikaciya-pri-rabote-s-detmi-s-umstvennoy-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami-v-usloviyah-perehoda-na-fgos-ovz.html (дата обращения 8.08.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: