Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 378.1

Дата публикации 31.03.2018

Педагогические особенности формирования профессиональных компетенций студентов вузов посредством культурно-просветительского проекта

Лаврикова Наталия Игоревна
кандидат экономических наук, магистрант по специальности 44.04.01 «Педагогическое образование в области социально-гуманитарных наук», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имена и.С.Тургенева», РФ, г.Орел, nalavrikova@yandex.ru

Аннотация: В данной статье представлена авторская разработка программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе». Предложенный проект имеет прикладной характер. Высшее образование в статье изучено как призыв содействовать обретению будущим специалистом высшей школы совокупности профессиональных ценностей и эталонов, расширению его духовных нужд и интересов, мотивов, профессиональных стратегий, значимых в социальном плане, обогащению психо-эмоциональной сферы, формированию коммуникативных возможностей, овладению прикладных умений, способностей, развитию навыка рефлексии деятельности. Целью разработанного социального проекта является разработка программы по обеспечению способности студентов высшей школы реализовать социальные функции как субъекта профессиональной ответственности. В качестве результатов программы планируется сформировать социально-личностные компетенции студентов, развить интеллектуальную культуру самоорганизации студентов, создать профессиональную мотивацию социальных стратегий и повысить рефлексивную культуру студентов.
Ключевые слова: Компетенция, профессиональная ответственность, духовно-нравственная ценность, высшая школа, социальный проект

Pedagogical features of the professional competencies formation of university students through a cultural and educational project

Lavrikova Natalia Igorevna
Cand. Sci.,Master of specialty 44.04.01 "Pedagogical education in the field of social Sciences and Humanities", Orenburg state University named after I.S. Turgenev, Russian Federation, Orel

Abstract: This article presents the author 's development of the program "Professional responsibility as a spiritual and moral value in higher education". The proposed project is of an applied nature. Higher education in the article is studied as a call to promote the acquisition of the totality of professional values and standards by the future specialist of higher education, the expansion of his spiritual needs and interests, motives, professional strategies, socially significant, enriching the psycho-emotional sphere, developing communication opportunities, mastering applied skills, abilities, development of the habit of reflecting activity. The purpose of the developed social project is the development of a program to ensure the ability of high school students to realize social functions as a subject of professional responsibility. As the results of the program, it is planned to form the social-personal competencies of students, to develop the intellectual culture of self-organization of students, to create a professional motivation for social strategies and to enhance the reflective culture of students..
Keywords: Competence, professional responsibility, spiritual and moral value, higher school, social project

Компетенция выступает особой системой отношений между познанием и действием в науке. Поэтому приоритетной задачей педагога является обучение применению теоретических знаний к конкретным условиям деятельности в ходе профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной задачи наиболее эффективным способом является групповая работа, которая позволяет в рамках одной темы обеспечить усвоение учебной информации и использование её на практическом материале. Для этого моделируются проблемные ситуации, которые позволяют накладывать теорию на практическую обстановку.

Профессиональные компетенции студентов формируются не только через определённые формы занятий, активизацию познавательных интересов обучающихся, ориентацию их на способы добывания знаний, но и через умение педагога сделать научную информацию доступной, понятной, удобной в применении. [1,c.159] В ходе учебных занятий студенты учатся работать с научной информацией, анализировать её, отбирать необходимую для решения практических задач, что в дальнейшем значительно облегчает процесс освоения профессиональных требований.

Формируя профессиональные компетенции, необходимо большое внимание уделять этическим вопросам, так как в профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться со справедливостью и несправедливостью, истиной и ложью, поэтому необходимо принимать­ решения, руководствуясь этическими принципами.[2,c.35] В конечном итоге именно из них складывается нравственный климат в организации, а затем в обществе в целом. Будущий специалист в рамках учебного заведения должен учиться тому, как принимать подлинно нравственные решения.

На учебных занятиях применяются такие приёмы, как подборка тематического раздаточного материала с обязательным приложением тезауруса, позволяющего употребить новые термины в речи, описание проблемной ситуации, которую необходимо решить с учётом этических норм, варианты возможных решений для размышления по данной проблеме в рамках учебного занятия групповым методом. [3,c.98] Мнение каждого студента в группе учитывается, создаёт дополнительный материал для размышлений и влияет на выработку коллективного решения. [4,c.100] В этой позиции есть определённый смысл, так как будущим специалистам нужна помощь в процессе анализа этических принципов, которые лежат в основе принимаемых решений и этических рекомендаций, исходящих от других.

Для подтверждения тезисов о механизме и роли формирования профессиональной компетенции в высших учебных заведениях, предложен авторский социальный проект разработки программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе».

Таблица 1. Паспорт социального (культурно-просветительского)  проекта

Название проекта

Разработка программы «Профессиональная ответственность как духовно - нравственная ценность в высшей школе»

Тип проекта

Прикладной

Постановка проблемы, описание проблемной ситуации

Высшее образование призвано содействовать обретению будущим специалистом высшей школы совокупности профессиональных ценностей и эталонов, расширению его духовных нужд и интересов, мотивов, профессиональных стратегий, значимых в социальном плане, обогащению психо-эмоциональной сферы, формированию коммуникативных возможностей, овладению прикладных умений, способностей, развитию навыка рефлексии деятельности

Объект проекта

Студенты ВУЗа

Предмет проекта

Формирование профессиональной ответственности как духовно - нравственной ценности в высшей школе

Цель проекта

Разработка программы по обеспечению способности студентов высшей школы реализовать социальные функции как субъекта профессиональной ответственности

Задачи проекта

Задачи  проекта представлены двумя группами:

  1. задача подготовки и планирования проекта:
  • создание условий для реализации процесса профессиональной ответственности в Институте.
  1. задачи реализации проекта:
  • развитие интеллектуальной, исследовательской культур и культуры самоорганизации;
  • создание профессиональной мотивации и формирование духовно - нравственных ценностей;
  • совершенствование коммуникативной культуры студентов;
  • повышение рефлексивной культуры студентов

Обоснование проекта

Нормативно-правовая база:

  • Конституция Российской Федерации;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
  • Национальная стратегия развития Российской Федерации до 2020 г.;
  • Федеральные образовательные стандарты (3+);
  • Устав РАНХиГС;
  • другие нормативные документы, регламентирующие деятельность Института

Организационная база (ключевые участники проекта):

  • факультетский профком;
  • кафедра экономики и экономической безопасности

Формируемые компетенции

  • способность к духовно-нравственному самосовершенствованию;
  • способность использовать философские знания для формирования собственной мировоззренческой позиции;
  • способность к межличностной и межкультурной коммуникации;
  • способность взаимодействия с коллективом, толерантное восприятие социо-этнических и культурных различий;
  • способность к самоопределению в современной системе образования

Система мероприятий в рамках проекта

Этап №1. Создание условий для реализации программы

  • методическая и технологическая помощь организаторов в процессе становления у каждого студента профессиональной ответственности как духовно - нравственной ценности;
  • анализ образовательных ресурсов и потребностей студентов в повышении целостности профессиональной ответственности;
  • выявление основных направлений, технологий, форм,  методов деятельности в структуре процесса профессионального воспитания;
  • разработка алгоритма базовых мероприятий по реализации системы профессиональной ответственности как духовно - нравственной ценности;
  • информирование студентов и ППС об основных направлениях программы

Этап №2. Развитие интеллектуальной, исследовательской культур и культуры самоорганизации

  • конкурс молодежных проектов в социальной сфере;
  • студенческие научно-практические конференции конкурсы научно-исследовательских работ студентов Института;
  • виртуальный БиблиоКвест по научной библиотеке Института и изучение духовно-нравственной литературы;
  • мастер-класс «Читай, твори» по использованию электронных ресурсов в разработке творческих проектов;
  • «Учись учиться» - электронная энциклопедия

Этап №3. Развитие профессиональной мотивации и формирование социально-профессиональных стратегий

  • занятия по дисциплинам с использованием системы мультимедиа с целью моделирования поведения в образовательном процессе;
  • методические семинары для ППС, направленные на изучение современных технологий, форм и методов формирования социальных и профессиональных стратегий;
  • изучение профессиональных духовно - нравственных ценностей личности студентов;
  • психо-акмеологическое консультирование студентов;
  • тренинги «Познание и принятие своего профессионального духовно - нравственного Я»

Этап №4. Развитие коммуникативной культуры студентов

  • Конкурс на лучший патриотический проект студенческого самоуправления «Россия полна тобою»;
  • Конкурс на лучший проект студенческого самоуправления «Я – студент РАНХиГС»;
  • Конкурс «Студенческий лидер»;
  • Социальные акции, направленные на развитие коммуникативной культуры в студенческой среде;
  • Дни национальных культур

Этап №5. Развитие рефлексивной культуры студентов

  • методические семинары для преподавателей, направленные на освоение методики развития рефлексивной культуры студентов;
  • школа креативного мышления;
  • тренинги «Наши желания и возможности», «Креативность», «Лидерство»

Сроки реализации проекта

2018-2019 учебный год

Ожидаемые результаты

  1. Сформированность общекультурных (социально-личностных) компетенций студентов.
  2. Развитие интеллектуальной, исследовательской культур и культуры самоорганизации студентов.
  3. Создание профессиональной мотивации и формирование социально-профессиональных стратегий.
  4. Совершенствование коммуникативной культуры студентов.
  5. Повышение рефлексивной культуры студентов

Система оценки эффективности программы

Оценки эффективности:

– качественные: на когнитивном, эмоционально-ценностном, рефлексивном уровнях;

  • – количественные: доля студентов, демонстрирующих положительную динамику развития составляющих профессионального воспитания

Ресурсное обеспечение программы

Материальные ресурсы: аудитории для практических занятий со студентами, лекционные залы для проведения массовых мероприятий, мультимедийная техника, бланки для первичного сбора информации, бланки анкет по рефлексии;

Кадровые: сотрудники и преподаватели Института, студенческий актив, кураторы групп, сотрудники, ответственные за организацию работы со студентами 5-го года обучения, заместители начальников факультетов по воспитательной работе;

Информационные: сайт Института, электронная рассылка по внутренней сети Института, СМИ

Резюмирую вышесказанное, можно сделать вывод, что в результате продуманного алгоритма формирования компетенций студенты учатся мыслить, правильно излагать свою позицию, аргументировано её доказывать, творчески преобразовывая учебный материал в возможные практические действия. Это весьма важные факторы формирования­ профессиональной компетенции, так как активная групповая динамика, целенаправленность при разрешении той или иной проблемы являются неотъемлемой частью опыта, который студенты получают в рамках профессионального образовательного учреждения.


Список литературы

1. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Ильмушкин Г.М. Педагогическая модель системы воспитания студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Академии права и управления. - 2017. -№ 46. С. 153-161.
2. Гофман А.Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства // Социологические исследования. -2015. -№ 11. С. 29 -36.
3. Салитова Ф.Ш. Культурно-просветительская деятельность как фактор стабилизации современного российского социума // Сервис в России и за рубежом. -2016. - Т. 10. № 5 (66). С. 94-104.
4. Фролова Н.А. К вопросу о формировании социологической рефлексии у студентов вузов / Образование и общество. – 2017. - №2 (193-104). Март-июнь. -2017. – С.100-103.

Расскажите о нас своим друзьям: