Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 37.013

Дата публикации 30.12.2019

Оценка развитости управленческих компетенций руководителей организаций

Богданова Марина Борисовна
Магистрант кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, РФ, г. Саратов, bogdanovamb@inbox.ru
Железовская Галина Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, РФ, г. Саратов, sgu.pedagogika@yandex.ru

Аннотация: В данной статье в целях выявления уровня развития управленческих компетенций руководителей организации в процессе внутрифирменного обучения была использована методика решения профессиональных задач, на основе которой были составлены по 33 управленческие ситуации в зависимости от типа управленческой структуры. Из общей подборки управленческих ситуаций были определены по четыре ситуации для каждого компонента специальной и методической компетенций, а также сформированы модели оценки результатов.
Ключевые слова: компетенции, управленческие компетенции, управленческие ситуации, внутрифирменное обучение, руководитель организации

Assessment of the development of managerial competencies of heads of organizations

Bogdanova Marina Borisovna
Undergraduate at the Department of Pedagogy, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov
Zhelezovskaya Galina Ivanovna
Doctor of Pedagogy, professor at the Department of Pedagogy, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov

Abstract: This article in order to identify the level of development of managerial competencies of the organization’s leaders in the process of in-house training, a methodology for solving professional problems was used, on the basis of which 33 management situations were compiled depending on the type of managerial structure. From a general selection of managerial situations, four situations were identified for each component of the special and methodological competencies, and models for evaluating the results were formed.
Keywords: competencies, management competencies, management situations, in-house training, manager of the organization

Внутрифирменное обучение – это учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Внутрифирменное обучение предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Это одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда [3].

Комплекс компетенций, в данной работе, представляет собой набор ключевых компетенций, необходимых сотрудникам организации для решения бизнес-задач. Применение развитых компетенций помогает построить системную работу руководителя с персоналом, направленную на удовлетворение потребности бизнеса в нужных людях для выполнения актуальных задач и сохранения позиции лидера страхового рынка Российской Федерации.

В данной статье отображены результаты исследования разработанной адаптивной системы выявления уровня развития компетенций, в рамках которой проведен обобщающий этап опытно-поисковой работы, связанный с диагностикой уровня развитости управленческих компетенций руководителей организаций [4].

В целях выявления уровня развитости управленческих компетенций руководителей организации в процессе внутрифирменного обучения была использована методика решения профессиональных задач, на основе которой были составлены по 33 управленческие ситуации в зависимости от типа управленческой структуры. Из общей подборки управленческих ситуаций были определены по четыре ситуации для каждого компонента специальной и методической компетенций. Респонденту были предложены бланки для заполнения «Решение управленческих ситуаций в процессе деятельности руководителя организации». Данные ситуации позволяют выявить уровень управленческих компетенций руководителей организации на основе того, какой выход они находят из ряда предлагаемых конкретных управленческих ситуаций[2].

Перед началом исследования респонденты получают инструкцию следующего содержания: «Перед вами ряд затруднительных управленческих ситуаций из профессиональной деятельности руководителя организации. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с вашей точки зрения наиболее правилен. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный и записать его в четырех нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это будет четвертый вариант ответа на ситуацию».

К каждой управленческой ситуации в тестировании предлагается по четыре варианта ответа:

  1. закрытые ответы;
  2. открытый вариант ответа.

Ответы были предложены на основе возможных уровней развитости управленческих компетенций руководителей организации. Первый вариант ответа соответствует репродуктивному уровню развитости управленческих компетенций руководителей, второй и третий – адаптивному уровню, четвертый вариант ответа был свободным и предполагал возможность творческого решения предложенных профессиональных ситуаций из практики управления отделом (инновационный уровень).

Рассмотрим шкалу оценки развитости компетенций руководителя организаций [1, 6] (табл. 1).

Таблица 1. Шкала оценки развитости компетенций

E – Низкий уровень (репродуктивный)            

C, D – Требуемый уровень (адаптивный)            

A, B – Высокий уровень (инновационный)         

Балл

Описание

E

Неудовлетворительная зона риска. В своем поведении участник не склонен действовать в соответствии с компетенцией. Развитие данной компетенции может вызывать значительные трудности. В данном случае, управленец не может работать, в связи с профессиональной непригодностью.

D

Требуется развитие. Требуемое поведение может изредка проявляться   в привычных ситуациях. Степень выраженности компетенции  позволяет без серьезных нареканий выполнять знакомые профессиональные управленческие задачи. Для выработки более эффективного поведения необходимо составление и реализация плана развития, а также целенаправленная  помощь со стороны руководства.

C

Требуемый уровень.  Требуемое поведение проявляется стабильно в привычных ситуациях, но могут проявляться отдельные области, требующие развития. Компетенция выражена в достаточной степени для выполнения знакомого круга профессиональных управленческих задач. Реализация плана развития, а также помощь со стороны руководства в создании безопасных новых ситуаций, где могло бы проявляться данное поведение, помогут вывести компетенцию на более высокий уровень.

B

Развито. Придерживается поведения, отраженного в компетенции. Есть возможности для самосовершенствования.

A

Ролевая модель. Компетенция является зоной конкурентного преимущества участника. Участник является образцом поведения для других, может обучать других.

Выделенный на диагностическом этапе уровень позволяет произвести оценку развитости управленческих компетенций руководителей организаций.  Рассматривая результаты, полученные в процессе изучения уровня развитости компетенций, в частности методической и специальной, руководителей организаций городов Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону, можно констатировать, что проведенные исследования среди руководителей организаций указанных городов Астраханской области выявили высокий уровень развитости методической компетенции данных управленцев.

В частности, средний показатель адаптивного уровня развития методической компетенции руководителей организации по всем компонентам выше 50% или выше оценки С. Результаты с одной стороны указывают на большую целенаправленность деятельности руководителей организаций, на достаточно сформированную систему управленческих знаний и умений [5]; но с другой стороны они указывают и на то, что задачи в рамках новой профессии данные руководители предпочитают решать по тому алгоритму, который был принят ими еще в практике работы специалистами.


Список литературы

1. Беликова И.П. Оценка и контроллинг персонала [Электронный ресурс] : учебное пособие (краткий курс лекций) / И.П. Беликова. – Ставрополь, 2014. – 68 с.
2. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований [Текст] /В.И. Загвязинский. - Тюмень, 1976. - 86 с.
3. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С.Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. / Отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. - Ч. 1. - 170 с.
4. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 3. — C. 77–92.
5. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004.-№3.-С. 132-135.
6. Оценка персонала в организации : учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, О.Г. Кириллова, Е.А. Косарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 171 с

Расскажите о нас своим друзьям: