Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 378.124.082

Дата публикации 13.08.2019

Оценивание открытого занятия как метод контроля деятельности преподавателя вуза

Минакова Полина Сергеевна
Канд. педагог. наук, доцент, доцент академического департамента английского языка, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», РФ, г. Владивосток, serpolik@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме оценки открытых занятий как методу контроля деятельности преподавателя. Автор рассматривает определение открытого занятия, цель и задачи его проведения, анализирует существующие методики оценки занятий и предлагает две карты комплексной оценки открытого занятия. Первая карта – это общепедагогический анализ занятия. Вторая карта предназначена для проведения комплексного анализа занятия, куда включаются оценивание цели и задач занятия, структуры, методов, форм, средств и содержания занятия, этапов, межпредметных связей, материала, активности студентов и наличия обратной с ними связи.
Ключевые слова: Деятельность преподавателя, открытое занятие, анализ занятия, критерии оценки занятия, цель занятия, задачи занятия, этапы занятия, методика оценки занятия по иностранному языку.

Showcase classes assessing as teaching activity control method

Minakova Polina Sergeevna
PhD in Pedagogics, Associate professor Associate professor of English Language Academic Department, Far Eastern Federal University, Russian Federation, Vladivostok

Abstract: The article is devoted to the problem of showcase classes assessing as teaching activity control method. The definition of showcase classes, its goal and tasks are examined. The author analyses contemporary classes assessment methods and suggests two maps of complex showcase classes assessment. The first map is common pedagogic assessment. The second map is for complex assessment analyses where the goal and tasks of classes, structure, methods, forms, content, stages, connections, material, students’ activity and interpersonal feedback are assessed.
Keywords: Teaching activity, showcase classes, classes analyses, classes assessment criteria, goal of classes, tasks of classes, classes stages, foreign language classes assessment methods.


В связи с введением нового положения об организации и проведении конкурсного отбора претендентов на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», на базе департаментов и кафедр в ДВФУ необходимо проводить оценку открытых занятий и презентаций научной работы претендентов на должности ППС. Для реализации данной задачи в академическом департаменте английского языка (АДАЯ) ДВФУ возникла необходимость разработать и апробировать карту анализа занятий.

Для начала следует отметить, что проведение открытого занятия значительно отличается от обычного. В педагогике под проведением открытого занятия понимается специально подготовленная форма организации методической работы во время текущего учебного процесса. На открытом занятии преподаватель демонстрирует коллегам свой положительный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие — средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Проблемами оценивания открытых занятий занимались ряд отечественных педагогов-исследователей, среди которых Е.А. Александрова, А. А. Андреев, Ю.К. Бабанский, А. А. Деркач, Ю.Ф. Конаржевский, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др. [1, 2, 3].

Открытое занятие всегда имеет методическую цель, при постановке которой преподаватель отражает то, что хочет показать посещающим его занятие. Формулировки методической цели многообразны. Например, «ознакомление преподавателей с методикой развития у студентов навыков перевода» или «показать посещающим занятие методику организации учебной деятельности студентов в группах» и т. д.

В ходе открытого занятия преподаватель через методическую цель показывает преимущества и эффективность своих применяемых методов и приемов. Кроме того, открытые занятия и их содержание не должны противоречить рабочим программам учебных дисциплин.

Преподаватель, проводящий открытое занятие, обеспечивает достижение поставленной учебной цели через методическую с соблюдением всех необходимых аспектов проведения занятия в рамках рабочей программы учебной дисциплины. Анализ и самоанализ занятия преподаватель осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения студентами учебного материала.

Планирование открытого занятия всегда начинается с формулировки методиче­ской цели. Тема открытого занятия выбирается преподавателем с учетом анализа материала, на котором возможно наилучшим образом показать раз­работанные или усовершенствованные им приемы и методы. В зависимости от методической цели занятия преподаватель подбирает учебный материал, который позволяет лучше показать те методы, приемы и средства, которые составляют основу его педагоги­ческого мастерства.

К открытому занятию необходимо составить план (при необходимости методическую разработку), включающий ряд элементов: тема, цель и задачи занятия; описание структуры занятия с указанием последовательности этапов и их содержания, а также примерного распределения времени на эти этапы. При подготовке к занятию необходимо продумать каждый этап с определением цели и задач каждого задания.

Оценивание открытого занятия является важным элементом контроля деятельности преподавателя и обучаемых. Кроме того, это поиск успехов и трудностей в работе преподавателя, что позволяет обмениваться опытом и ликвидировать недостатки в учебно-воспитательной деятельности преподавателя. Также, оценка открытого занятия помогает выявлять, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт [4].

Приглашенные преподаватели в процессе занятия наблюдают за тем, как ведущий занятие, достигает поставленной цели; с по­мощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования рабочей учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Результаты наблюдений отражаются в «Карте анализа занятия». Затем следует обсуждение и анализ открытого учебного занятия. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведе­ния. Цель обсуждения - оценка проведенного занятия, целесообразности выбранных методов и средств. Обсуждение проводится в такой последовательности: по оче­реди высказываются: преподаватель, проводивший занятие; приглашенные преподаватели – члены комиссии, председатель комиссии.

Выступающие детально анализируют достоинства и недостат­ки занятия, обращают внимание на достижение поставленных целей обучения, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения мож­но отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы. Тон обсуждения должен быть деловым и добро­желательным.

После выступления присутствующих преподаватель, проводивший открытое занятие, отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Анализ занятия может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:

– общий психолого-педагогический;

– методический;

– сопоставительный;

– целевой;

– анализ занятия с точки зрения педагогического общения;

– анализ занятия с физиолого-гигиенических позиций.

Для каждого вида анализа имеются разработанные педагогами и психологами схемы, среди которых методики З.Ф. Есаревой, Зотова, Т.А. Ильиной, Д. Н.Мамедовой, П.С. Норкиной и др [5, 6].

Так, например, Т.А. Ильина, занимаясь изучением школьного образования и содержанием школьных уроков, как формы учебного процесса, выделяет десять критериев в каждом из которых содержится не менее семи параметров, по которым учитель может провести анализ и самоанализ, а также оценку и самооценку урока [7]. В данную схему включены:

1. Общая структура урока.

2. Реализация основной дидактической цели урока.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

4. Воспитание в процессе урока.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

6. Выбор методов обучения.

7. Работа учителя на уроке.

8. Работа учащихся на уроке.

9. Гигиенические условия урока.

10. Некоторые специальные задачи (межпредметные связи, инд. подход).

З.Ф. Есарева, анализируя занятие, как форму учебного процесса в вузе, в схемы психолого-педагогического анализа включает изучение характера учебно-воспитательной работы преподавателей и учебной деятельности студентов [8], где основными критериями оценки занятий являются:

1. Наличие и постановка перед студентами определенной цели и задач занятия.

2. Организация структуры занятия (структурные элементы, их последовательность, затраты времени).

3. Содержание занятия (объем изучаемого материала, его соответствие программе и т.п.).

4. Методы и средства обучения (целесообразность выбора методов и средств обучения с точки зрения решения учебных задач, способы активизации учебной и внеучебной деятельности студентов, формы контроля).

5. Характеристика работы студентов во время аудиторных занятий (отношение студентов к работе, внимательность, активность, самостоятельность, сочетание индивидуальной, коллективной и групповой деятельности и т.д.).

6. Психологическая обстановка на занятии.

7. Подведение итогов занятия, мотивированность оценки преподавателем.

8. Результаты занятия (объем и качество знаний, уровни сформированности компонентов профессиональной компетентности студентов).

Таким образом, после анализа существующих схем психолого-педагогического анализа занятия различных исследователей, были взяты за основу схемы психолого-педагогического анализа занятия З.Ф. Есаревой и модифицированы в целях нашего исследования.

Были составлены две «карты анализа занятия» и памятка по их использованию. Первая карта – это общепедагогический анализ занятия, предназначенный для изучения открытого занятия в целом при проведении конкурсного отбора. Здесь оценивается методическое обеспечение занятия, материально-техническое обеспечение, используемые технологии обучения, используемые методы формирования новых знаний и способов деятельности, используемые методы активного обучения при организации деятельности студентов, используемые методы контроля и самоконтроля, анализ деятельности преподавателя, содержание и ход занятия, знание дисциплины, владение педагогическими технологиями.

Вторая карта предназначена для проведения комплексного анализа занятия, куда включаются следующие критерии и параметры. Общая оценка занятия проводится при оценивании цели и задач занятия; структуры, методов, форм, средств и содержания занятия, этапов, межпредметных связей, материала, активности студентов и наличия обратной с ними связи.

Организационное начало занятия оценивается по следующим параметрам: готовность преподавателя и студентов, ТСО, наличие мотивации со стороны студентов и ее обеспечение преподавателем.

Оценка проверки знаний и умений, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций студентов проходит с помощью различных методов контроля и самоконтроля.

Проводится оценка методов изучения нового материала на занятиях. Изучается рефлексия (Задания для самостоятельной внеаудиторной).

На основе полученных данных, с целью контроля деятельности преподавателя, а также повышения качества и эффективности проводимых занятий в департаменте, планируется проведение анализа методов и приемов, разработанных методик, технологий, используемых преподавателями в процессе обучения.

Таким образом, разработанные карты анализа занятия позволят достаточно целостно охватить важнейшие компоненты анализа открытого занятия по ключевым позициям и проверить эффективность предлагаемых преподавателями ДВФУ методов и технологий обучения.


Список литературы

1. Александрова Е.А. Квалификация педагогов: как повысить? // Директор школы. 2015. № 4. С.39-44.
2. Махмутов М.И. Современный урок. М. : Педагогика, 1985. - 184 с.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М. Издательство «Педагогический поиск», 2015. – 240 c.
4. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю., Авдеева Е.А., Артюхов И.П. Организация системы личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Вестник НГПУ. 2017. №3. – С.19-36
5. Мамедова Д. Н. Открытое занятие как показатель мастерства преподавателя // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 82-84. — Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/1991.
6. Норкина П.С., Тараненко О.И. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности в подготовке инженеров XXI века Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Вып.1. (157) - 2015. – С. 77-81
7. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. [Для пед. ин-тов] М.: Просвещение, 1984. - 495 с.
8. Есарева 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – 112 с.

Расскажите о нас своим друзьям: