Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 159.923

Дата публикации 11.09.2018

Осознанность личностных притязаний у молодых людей с разными жизненными стратегиями

Ким Алина Эдуардовна
аспирант, Академия Психологии и Педагогики Южного Федерального Университета, alina-kim.psy@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению осознанности личностных притязаний молодых людей с разными жизненными стратегиями. Жизненная стратегия рассматривается как многокомпонентное личностное образование, способ существования личности, направленный на соединение своей индивидуальности с условиями жизни и типологизирующаяся по содержанию того или иного доминирующего жизненного мотива, выраженности интернальности-экстернальности. Личностное притязание рассмотривается как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом. Устойчивость детализированности и конкретности личностных притязаний (осознанность притязаний) имеет свою специфику в зависимости от реализуемой субъектами жизненной стратегии. Высоко осознанные виды притязаний характерны для молодых людей с интернально-витальной, экстернально-социолитарной, интернально- и экстернально-эгометарной жизненными стратегиями. Умеренно осознанные виды притязаний характерны для молодых людей с экстернально-витальной и интернально-социолитарной жизненными стратегиями.
Ключевые слова: личностное притязание, виды личностных притязаний, осознанность личностных притязаний, жизненная стратегия, типы жизненных стратегий, молодые люди

Consciousness of personal aspirations of young individuals with different life strategies

Kim Alina Eduardovna
postgraduate, Academy of Psychology and Pedagogy of Southern Federal University, alina-kim.psy@yandex.ru

Abstract: This article is devoted to the analysis of the consciousness of personal aspirations of young individuals with different life strategies. A life strategy is recognised as a multi-component personality formation, a method of personality existence aimed at the integration of one's individuality with living conditions that can be attributed to a specific type depending on the contents of a specific dominant life motive and the intensity of internality-externality. Personal aspirations are viewed as a motivational and goal-related personality formation manifested as a strive for achieving subjectively acceptable results in relevant spheres of reality and life in general. The stability of specificity and detailed elements of personal aspirations (consciousness of aspirations) has specific features depending on the life strategy realised by the subjects. The types of aspirations with high degrees of awareness are characteristic to young people with internally-vital, externally-sociolitarian, internally- and externally-egometarian life strategies. The types of aspirations with moderate degrees of awareness are characteristic to young people with externally-vital and internally-sociolitarian life strategies.
Keywords: personal aspiration, kinds of personal aspirations, consciousness of personal aspirations, life strategy, types of life strategies, young individuals

Стремление людей к эффективной постановке и успешному достижению целей в контексте динамично изменяющихся условий современной жизни обуславливают значимость способности человека управлять собственной активностью и корректировать ее в связи с собственными мотивами, целями и ориентациями, что во многом зависит от жизненных стратегий субъекта и личностных притязаний той или иной степени осознанности.

Жизненная стратегия представляет собой устойчивую систему обобщенных способов модификации жизненных ситуаций (В. Н. Кормакова), способ организации и регуляции субъектом своей жизни (Л. И. Дементий и В. Е. Купченко), способ сознательного планирования и конструирования личностью своей жизни (Г. В. Андреева). Жизненные стратегии, опирающиеся на иерархию ценностных ориентаций [12], систему ценностей и целей [7] субъекта, находят свое отражение в поэтапном формировании будущего [5] и направлены на максимизацию эффективности жизни человека [7], проявляющего собственную субъектность [1].

Ключевыми индикаторами эффективности жизненной стратегии личности являются ее удовлетворенность собственной жизнью и психическое здоровье [7], наличие причинно-следственных и целевых связей между событиями (связь прошлого, настоящего и будущего в восприятии человека) [6].

Таким образом, жизненная стратегия выступает как способ существования личности, направленный на реализацию жизненных целей и ценностей, соответствующий специфике соединения индивидуальности субъекта с условиями жизни, развернутый во временной перспективе и потенциально приводящий к удовлетворению.

Прямо или косвенно изучая содержание компонентов (когнитивный, поведенческий, аффективный) [16] жизненной стратегии, авторы психологических исследований рассматривали в качестве критериев ее типологий соотношение выраженности личностного своеобразия и активности [20], ценностные ориентации [19], жизненные цели и мотивы [11, 14] и др.

Обобщение эмпирических критериев ряда типологий жизненных стратегий [11, 14, 19, 20 и др.] позволило выявить первоочередность рассмотрения содержания ценностей, мотивов и целей (когнитивный компонент жизненной стратегии), а также убеждений субъекта об управляемости своей жизни (поведенческий компонент жизненной стратегии) в качестве критериев типологий жизненных стратегий.

Жизненная стратегия проявляется, в первую очередь, в значимых для человека сферах и ориентирована на достижение субъективно приемлемых результатов, конкретных личностных притязаний в этих сферах.

Личностное притязание понимается нами как мотивационно-целевое личностное образование, которое проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах реальности и жизни в целом [10]. 

Осознание субъектом своих притязаний оказывает влияние на осуществление его жизненной стратегии: самоопределение в профессиональной деятельности [17], реализацию профессиональной деятельности [4], построение семейных отношений [3, 18, 23], активность в иных значимых для человека сферах жизни. Немаловажным осознание своих притязаний является для молодых людей, находящихся в ситуации активного становления и развития в разных сферах жизни.

Исходя из вышеописанных теоретических предпосылок, мы предприняли исследование, нацеленное на изучение личностных притязаний той или иной степени осознанности у молодых людей с разными типами жизненных стратегий.

Объектом данного исследования выступает личность молодых людей с различными жизненными стратегиями.

Предметом являются личностные притязания молодых людей.

Гипотеза: степень осознанности ведущих видов личностных притязаний молодых людей будет обусловлена реализуемой субъектами жизненной стратегией.

Методами исследования выступили анкетирование, метод незаконченных предложений, контент-анализ описаний, достраивающих незаконченные предложения; методы математической статистики: процедура квартилирования, биномиальное распределение; непараметрические методы математической статистики: критерии Фридмана, Вилкоксона.

Методики исследования:

1.Опросник «Локус контроля» (Д. Роттер), модифицированный Е. Г. Ксенофонтовой.

2. Авторская анкета для изучения жизненной стратегии и ее мотивов (С. Т. Джанерьян, А. Э. Ким), включающая в себя 15 утверждений, касающихся физиологических мотивов, мотивов безопасности, принадлежности, уважения, самореализации [15], которые предлагалось оценить по 10-балльной шкале. Основываясь на представлениях об уровнях активности человека [1, 21], мы рассматривали группы мотивов: витальные (организменный уровень активности: физиологический мотив и мотив безопасности), социолитарные (уровень социального индивида: мотивы принадлежности и уважения) и эгометарные (уровень личности: мотив самореализации).

3. Авторская анкета для изучения личностных притязаний (С. Т. Джанерьян, А. Э. Ким), включающая обобщенные на основе результатов соответствующих эмпирических исследований формулировки [6, 7, 10, 11, 12, 14, 19, 23 и др.] содержания профессиональных, образовательных и иных видов личностных притязаний, значимость которых предлагалось оценить по 10-балльной шкале.

4. Проективная методика для изучения личностных притязаний, включающая незаконченные предложения («Если я смогу достичь…,то я смогу достичь…»; «Чтобы достичь…, надо…») (С. Т. Джанерьян, А. Э. Ким). Полученные описания притязаний были подвергнуты контент-анализу, с помощью которого была выявлена выраженность того или иного вида притязаний у каждого из респондентов.

Характеристика выборки:  116 молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет (80 женщин и 36 мужчин).

Критериями авторской типологии жизненных стратегий выступили содержание того или иного доминирующего жизненного мотива (определение в результате сравнения индивидуальных оценок того или иного жизненного мотива), а также выраженность интернальности-экстернальности (определение с помощью процедуры квартилирования значений индивидуальных показателей интернальности).

В рамках ранее проведенного исследования (в соответствии с указанными критериями типологии) нами были выделены и обозначены типы жизненных стратегий: интернально-витальная (доминирующие витальный мотив и интернальность), экстернально-витальная (доминирующие витальный мотив и экстернальность), интернально-социолитарная (доминирующие социолитарный мотив и интернальность), экстернально-социолитарная (доминирующие социолитарный мотив и экстернальность), интернально-эгометарная (доминирующие эгометарный мотив и интернальность), экстернально-эгометарная (доминирующие эгометарный мотив и экстернальность) (табл 1). [9].

Таблица 1. Распределение респондентов по показателям значений доминирующего мотива и интернальности

Доминирующий мотив (количество респондентов в группе)

Количество респондентов с очень высокими и высокими показателями интернальности

Количество респондентов с очень низкими и низкими показателями интернальности

Витальный мотив

 

16 респондентов

17 респондентов

Социолитарный мотив

 

17 респондентов

22 респондента

Эгометарный мотив

 

20 респондентов

24 респондента

В результате ранее проведенного исследования нами были выделены различающиеся по обобщенности результата типы (глобальный и парциальный) и виды притязаний, имеющих разное содержание (глобальные общецелевые, эмоционально-жизненные, инструментальные и парциальные профессиональные, материально-экономические, семейно-ориентированные, образовательные, досуговые, социально-ориентированные, личностно-диспозициональные) [9].

С помощью критерия Фридмана устанавливалось наличие ведущих (по результатам анкеты и проективной методики) видов притязаний для каждой из групп респондентов, реализующих ту или иную жизненную стратегию. Для утверждения о том, что тот или иной вид притязаний является ведущим в группе респондентов с определенной жизненной стратегией, было проведено парное соотнесение показателей видов притязаний по Т-критерию Вилкоксона.

Для всей выборки респондентов вне зависимости от жизненной стратегии характерно преобладание глобальных общецелевых и эмоционально-жизненных притязаний. В дальнейшем в каждом из типов притязаний анализировались ведущие виды притязаний, дифференцирующиеся по степени значимости и представленности в описаниях респондентов в зависимости от их жизненной стратегии (табл 2).

Таблица 2. Значения критерия χ2 Фридмана для показателей по результатам анкеты и проективной методики у респондентов с разными жизненными стратегиями

Тип жизненной стратегии

Значения критерия χ2 Фридмана (n - количество респондентов в группе, v - число степеней свободы, p – уровень статистической значимости) - по результатам анкеты

Значения критерия χ2 Фридмана (n - количество респондентов в группе, v - число степеней свободы, p – уровень статистической значимости) - по результатам проективной методики

Интернально-витальная жизненная стратегия

35,14 (n=16, v=7, p≤0,01)

15,13 (n=16, v=7, p≤0,05)

Экстернально-витальная жизненная стратегия

27,9 (n=17, v=7, p≤0,01)

Не значимо

Интернально-социолитарная жизненная стратегия

32,02 (n=17, v=7, p≤0,01)

Не значимо

Экстернально-социолитарная жизненная стратегия

33,38 (n=22, v=7, p≤0,01)

27,36 (n=22, v=7, p≤0,01)

Интернально-эгометарная жизненная стратегия

57,29 (n=20, v=7, p≤0,01)

29,33 (n=20, v=7, p≤0,01)

Экстернально-эгометарная жизненная стратегия

40,93 (n=24, v=7, p≤0,01)

29,35 (n=24, v=7, p≤0,01)

Основываясь на представлениях о вариативности степеней осознанности психической деятельности [24], об осознании личностных образований субъектом как  обнаружении своего «Я», важного для развития личности, рассматривая осознание как результат устойчивого выбора из множества вариантов [2], нами была предпринята оценка степени осознанности видов притязаний у молодых людей, реализующих разные жизненные стратегии.

Осознанность личностных притязаний рассматривалась как степень устойчивости детализованности и конкретности притязаний. Оценка осознанности ведущих видов притязаний осуществлялась с учетом совпадения их содержания и рангов, полученных по результатам анкеты (с заданным инструкцией списком притязаний) и проективной методики (свободного описания субъектом собственных притязаний). К высоко осознанным ведущим видам притязаний отнесены те из них, содержание и ранги которых совпадали по результатам указанных методик. К умеренно осознанным отнесены те ведущие виды притязаний, которые совпадали только по содержанию. Иные притязания не оценивались как осознанные.

Респондентам с интернально-витальной жизненной стратегией присущи одновременное обозначение для себя и высокие оценки значимости социально-ориентированных, досуговых и материально-экономических притязаний. С нашей точки зрения, это может свидетельствовать о высокой осознанности упомянутых видов притязаний у молодых людей с рассматриваемой жизненной стратегией.

Для респондентов с экстернально-витальной жизненной стратегией характерна индивидуальная вариативность ведущих видов личностных притязаний в описаниях. Вместе с этим, они высоко оценивают значимость семейно-ориентированных, личностно-диспозициональных, досуговых, профессиональных и социально-ориентированных  притязаний, что является основанием для обозначения их как умеренно осознанных притязаний.

Респондентам с интернально-социолитарной жизненной стратегией присущи индивидуальная вариативность представленности в описаниях видов их личностных притязаний, а также высокие оценки значимости семейно-ориентированных, личностно-диспозициональных, социально-ориентированных, материально-экономических, досуговых притязаний, что говорит об умеренной осознанности этих видов притязаний.

Респонденты с экстернально-социолитарной жизненной стратегией имеют в качестве ведущего притязания в описаниях и одновременно высоко оценивают значимость профессиональных притязаний. С нашей точки зрения, это может свидетельствовать о высокой осознанности данного вида притязаний.

Респонденты с интернально- и экстернально-эгометарными жизненными стратегиями имеют в качестве ведущего притязания в описаниях и одновременно высоко оценивают значимость личностно-диспозициональных притязаний, что говорит о высокой степени их осознанности у молодых людей, реализующих эти жизненные стратегии (табл 3).

Таблица 3. Осознанные и умеренно осознаваемые виды притязаний молодых людей с разными жизненными стратегиями

Тип жизненной стратегии

Виды притязаний

Степень осознанности

Интернально-витальная жизненная стратегия

Социально-ориентированные

Досуговые

Материально-экономические

Высокая осознанность

Экстернально-витальная жизненная стратегия

Семейно-ориентированные

Личностно-диспозициональные

Досуговые

Профессиональные

Социально-ориентированные

Умеренная осознанность

Интернально-социолитарная жизненная стратегия

Семейно-ориентированные

Личностно-диспозициональные

Социально-ориентированные

Материально-экономические

Досуговые

Умеренная осознанность

Экстернально-социолитарная жизненная стратегия

Профессиональные

Высокая осознанность

Интернально-эгометарная жизненная стратегия

Личностно-диспозициональные

Высокая осознанность

Экстернально-эгометарная жизненная стратегия

Личностно-диспозициональные

Высокая осознанность

Осознание выступает механизмом обратной связи и, соответственно, предпосылкой успешного управления собственным поведением [13], при этом осознание личностных конструктов в рамках психологического консультирования  и психокоррекции субъектов ведет к гармонизации поведения и психического здоровья человека [22]. Осознание человеком собственных притязаний является значимым для процесса достижения субъективно приемлемых результатов в процессе реализации его жизненной стратегии. Особенно актуальным осознание своих притязаний является для молодых людей с экстернально-витальной и интернально-социолитарной жизненными стратегиями. Вместе с тем, молодым людям с иными жизненными стратегиями будет полезным обратить внимание на иные виды их личностных притязаний (помимо высоко осознанных), что будет способствовать всестороннему и гармоничному развитию их личности и реализации их потенциала.

Информация о степени осознанности тех или иных видов притязаний у молодых людей с разными жизненными стратегиями может найти практическое применение в рамках работы специалистов по карьерному, семейному консультированию. Учет степени осознанности может быть полезен для оценки возможности целенаправленной и сознательно контролируемой деятельности субъекта по коррекции настоящей ситуации или же констатации необходимости работы, направленной на способствование осознания субъектом собственных притязаний.

Вывод: Жизненная стратегия выступает как способ существования личности, направленный на реализацию жизненных целей и ценностей, соответствующий специфике соединения индивидуальности субъекта с условиями жизни, развернутый во временной перспективе и потенциально приводящий к удовлетворению. Критериями авторской типологии жизненных стратегий выступили содержание того или иного доминирующего жизненного мотива, а также выраженность интернальности-экстернальности.

По результатам анализа устойчивости детализованности и конкретности притязаний, проведенного с помощью проективной методики и авторской анкеты, осуществлена оценка степени осознанности видов притязаний у молодых людей, реализующих разные жизненные стратегии.

Обнаружено, что степень осознанности ведущих видов личностных притязаний молодых людей обусловлена реализуемой субъектами жизненной стратегией. У молодых людей с интернально-витальной, экстернально-социолитарной, интернально- и экстернально-эгометарной жизненными стратегиями установлены виды притязаний, имеющие  высокую степень осознанности. У молодых людей с экстернально-витальной и интернально-социолитарной жизненными стратегиями, в свою очередь, установлены лишь умеренно осознанные виды притязаний.

Степень осознанности личностных притязаний будет полезно учитывать при психологической работе с молодыми людьми, реализующими ту или иную жизненную стратегию.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 289 с.
2. Агафонов А. Ю. Феномен осознания в когнитивной деятельности: дис. ... докт. психол. наук. – СПб, 2006. – 378 с.
3. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – №1. – С. 133-142.
4. Ангеловский А. А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №5. – С. 116-125.
5. Андреева Г. В. Социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1980. – 265 с.
6. Белугина М. А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4 (57). – С. 109-111.
7. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. – М., 2003. – № 2. – С. 74–84.
8. Дементий Л. И., Купченко В. Е.. Жизненные стратегии: моногр. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2010. – 192 с.
9. Джанерьян С. Т., Ким А. Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей // Психология и Психотехника. – 2018. – № 3. – С. 1–12.
10. Джанерьян С. Т., Шумихина А. В. Взаимосвязь притязаний и Я-концепции: теоретико-психологический аспект // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2007. – №3. – С. 75–79.
11. Кодесс П. Б. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2005. – 167 с.
12. Кормакова В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – №1 (9). – С. 154–161.
13. Любачевская Е. А. Теоретические основы исследования жизненных позиций личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №2 (13). – С. 174-177.
14. Ляхова М. А. Ценностные компоненты жизненных стратегий студентов вуза, воспитывающихся вне родительской семьи: дис. ... канд. психол. наук. – Кемерово, 2011. – 268 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
16. Петрова Е. А., Петров А. И. Жизненные стратегии как предпосылка конкурентоспособности личности и их психологическая диагностика // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М., 2011. – № 7 (95). – С. 185-191.
17. Ревина И. А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2008. – 236 с.
18. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: дис. ... канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 232 с.
19. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2003. – 194 c.
20. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. – 178 с.
21. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
22. Туркин Ю. В. Влияние осознания личностных конструктов на коррекцию диссонантных психических состояний и поведения человека: дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2003. – 231 с.
23. Фещенко Е. М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. №1(2). – С. 172–175.
24. Чеснокова А. Г. Осознание как центральная проблема психологии в концепциях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна // Вестник МГУ. Сер.14: Психология. – 2003. – № 4. – С. 3-15.

Расскажите о нас своим друзьям: