Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 159.9

Дата публикации 27.05.2019

Особенности реагирования в конфликтных ситуациях у сотрудников ГИБДД и ОМОНа

Паршутин Игорь Александрович
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности органов внутренних дел, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент, РФ, г. Москва, pari.76@mail.ru

Аннотация: В статье представлены результаты исследования фрустрационных реакций у сотрудников полиции. Особое внимание уделено проблеме конфликтного взаимодействия сотрудников полиции с различной категорией граждан. В ходе проведенного исследования автором было установлено, что особенности реагирования в конфликтных ситуациях у сотрудников ГИБДД и ОМОНа связаны со спецификой их служебной деятельности, где важную роль играет фактор общения с гражданами в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Сотрудники ГИБДД в своей профессиональной деятельности используют приемы общения, которые препятствуют эскалации конфликта; при этом, бойцы ОМОНа, деятельность которых не предполагает тесного межличностного общения с гражданами, потенциально конфликтные ситуации склоны считать малозначимыми, не несущими каких-либо серьезных угроз.
Ключевые слова: межличностные отношения, общение, служебная деятельность, сотрудник полиции, конфликт, фрустрация, негативные эмоциональные реакции

Features of response in conflict situations with traffic police officers and fighters of the Russian guard

Parshutin Igor Alexandrovich
the candidate of psychological sciences, associate professor, an associate professor of psychology chair to the Moscow city police university of V.Y. Kikot, Russia, Moscow

Abstract: The article presents the results of a study of frustration reactions in the police. Special attention is paid to the problem of conflict interaction of police officers with various categories of citizens. In the course of the study, the author found that the specifics of response in conflict situations among traffic police officers and riot police are related to the specifics of their performance, where the factor of communication with citizens plays an important role in the process of direct interaction with them. The traffic police in their professional activities use communication techniques that prevent the escalation of the conflict; at the same time, riot policemen, whose activities do not imply close interpersonal communication with citizens, are likely to consider potential conflict situations as meaningless, not carrying any serious threats.
Keywords: interpersonal relations, communication, professional activity, police officer, conflict, frustration, negative emotional reactions

Недостаточное развитие у сотрудников полиции навыков регуляции эмоционального состояния является одной из причин эскалации конфликта с гражданским населением, вплоть до возникновения экстремальной ситуации, которая может привести к трагедии: причинению серьезного телесного повреждения или гибели одной из конфликтующих сторон [1, 5].

Проблема регуляции эмоционального состояния в зарубежной и отечественной психологии  относится и к фундаментальным, и прикладным исследованиям. Специалистами выделяются различные подходы к исследованию механизмов регуляции эмоциональных состояний в конфликтных или стрессовых ситуациях [7, 6, 11, 12].

В отечественной психологии  особого внимания заслуживают работы Ф.Б. Березина, который рассматривал проблему эмоциональной саморегуляции через изучение адаптационных способностей личности. По мнению автора, механизмы психологической защиты  личности обусловливают успешность адаптации и преодоления стрессовых состояний. Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности. Её действия направлены на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта или сведение его до минимума. Механизмы психологической защиты выполняют важную функцию – препятствуют возникновению негативных переживаний, которые травмируют личность [14].

Использование неадекватных конфликтной ситуации способ психологической защиты может привести к возникновению  тревоги и сопровождаться состоянием сверхнапряжения [8]. В подобных случаях у личности возникает состояние фрустрации, как синдром разочарования из-за неудовлетворённой потребности [10].

Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской [2]. Все способы преодоления конфликтных ситуации автор делит на три группы:

- ликвидировать или изменить проблему;

- снизить её интенсивность, изменив точку зрения на проблему;

- облегчить её воздействие, включив ряд способов.

В зарубежной психологии схожие представления о снижении значимости травмирующих ситуаций нашли свое отражение в исследованиях Лео Фестингера [13]. По его мнению   человек для ослабления травмирующих его психику переживаний начинает переосмысливать степень значимости вызвавших их событий, то есть использует механизм рационализации.

Таким образом, способы реагирования и саморегуляции в конфликтных ситуациях достаточно долго изучались отечественными и зарубежными учеными, которые дополняли работы друг друга и разнообразили понимание механизмов и закономерностей  поведения личности в ситуации межличностного конфликта.

Цель проведенного исследования заключалась в изучении особенностей фрустрационных реакций у сотрудников ГИБДД и ОМОНа в ситуации возможного возникновения конфликта.  В качестве гипотезы исследования было высказано предположение о том, что тактика поведения  в конфликтных ситуациях профессиональной деятельности у сотрудников ГИБДД и ОМОНа связана со спецификой их служебной деятельности, где важную роль играет фактор общения сотрудника правоохранительных органов с гражданами  в процессе непосредственного взаимодействия с ними.

В исследовании была применена методика диагностики фрустрационных реакций С. Розенцвейга, позволяющая определить реакции на неудачу и изучить способы разрешения возникших сложностей. Данная методика позволяет выявить три типа фрустрационных реакций (направления фрустрационных реакций): экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный [9]. Экстрапунитивная форма связана с возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции искать виновного вовне. Человек обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей. У него появляются раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится непластичным, примитивным, используются его ранее заученные формы, даже если они и не приводят к нужному результату. Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией, когда человек обвиняет в неудаче самого себя, у него появляется чувство вины. В результате рождаются подавленное настроение, тревожность, человек становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи он возвращается к более примитивным формам, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов. Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, исправимому со временем. Человек с такой направленностью не обвиняет ни себя, ни других [3].

В исследовании приняли участие сотрудники ГИБДД и ОМОНа в возрасте от 20 до 45 лет в количестве 30 человек, по 15 испытуемых в каждой группе.

В начале исследования были получены обобщенные результаты сравнительного анализа протекания фрустрационных реакций у испытуемых двух групп.  У сотрудников ОМОНа в значительной степени выражена импунитивная направленность фрустрационных реакций по сравнению с группой испытуемых подразделений ГИБДД (рис. 1).

Рисунок 1. Сводные результаты исследования (сумма ответов)

Данное отличие статистически подтверждено применением критерия хи-квадрата, который традиционно используется для сравнения двух несвязанных выборок в непараметрических исследованиях. В дальнейшем также использовался критерий хи-квадрат, т.к. полученные результаты исследования не отличались нормальностью распределения [4].

Рисунок 2. Анализируемые ситуации методики С. Розенцвейга

На втором этапе исследования были выбраны только те результаты, которые имели статистически достоверный характер отличий (р≤0,05). Таким образом, из 24 проблемных ситуаций Розенцвейга были выбраны четыре (рис. 2).

Ситуация №7  сопряжена с выдвижением требований вести себя определенным образом – «Не слишком ли вы шумите?».  При данных обстоятельствах сотрудникам ГИБДД характерна интрапунитивная реакция, которая связана с признанием своей вины (к примеру, ответы испытуемых «извините», «исправлюсь»), в то время как для сотрудников ОМОНа дана проблемная ситуация не воспринимается как значимая и серьезная («ага», «ок»).

Рисунок 3. Отличия результатов исследования. Ситуация №7

В ситуации №8 («Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не придешь») можно увидеть, проблему, связанную с борьбой мотивов, при которой сотрудники ОМОНа реагируют нейтральным образом («ага», «иди»), а сотрудникам ГИБДД более характерна интрапунитивная фрустрационная реакция, при которой человек винят себя в произошедшем («я очень занят», «виноват»).

Рисунок 4. Отличия результатов исследования. Ситуация №8

В ситуации №13 («Я не могу сейчас Вас принять, хотя вечером мы об этом и условились»), связанной с выполнением поставленных задач и личных обязательств, сотрудники ОМОНа ведут себя более безразлично, чем сотрудники ГИБДД («ничего страшного», «хорошо, зайду к Вам завтра»).

Рисунок 5. Отличия результатов исследования. Ситуация №13

В ситуации №21 («С человеком, которого Вы вчера обидели, вчера случилось несчастье, и теперь он в больнице»), связанной с обвинением, для сотрудников ОМОНа характерна более спокойная и  выдержанная  реакция («бывает», «поправится»), в то время как сотрудники подразделений ГИБДД принимают на себя всю ответственность за случившееся («надо сходить навестить», «ой, не уже ли это из-за меня»).

Рисунок 6. Отличия результатов исследования. Ситуация №21

Таким образом, результаты исследования показали влияние специфики профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД и ОМОНа на возможность возникновения того или иного вида фрустрационной реакции.

Так как профессиональная деятельность сотрудников ГИБДД тесным образом связана с межличностным взаимодействием (общение с пешеходами, пропаганда в школах правил дорожного движения и т.п.),  при возникновении конфликтных ситуаций, которые несут в себе потенциально острые коммуникации, сотрудники ГИБДД занимают позицию, которая препятствуют усилению конфликта. При этом, бойцы ОМОНа, в значительной степени лишенные возможности непосредственного общения с гражданами, воспринимают большинство проблемных ситуаций как незначительные для них, не представляющие какой-либо угрозы развития негативных фрустрационных реакций.


Список литературы

1. Возженикова О.С. Формирование конфликтологической компетентности у сотрудника полиции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1536–1540. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970322.htm.
2. Грановская Р.М. Психологическая защита. Монография. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 474 с.
3. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
4. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии - М.: Юрайт, 2014. – 511c.
5. Кораблев С.Е. Психологические детерминанты общения сотрудника правоохранительных органов в межличностном общении // Научный портал МВД России. - 2014. - № 1 (25). - С. 120-128.
6. Костина Л.Н. Модели поведения сотрудника ДПС ГИБДД во взаимоотношениях с участниками дорожного движения //
Наука и практика. - 2014. - № 1 (58). - С. 75-79.
7. Крук В.М., Пиканина Ю.М. Саморегуляци как один из факторов обеспечения личной надежности специалиста // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 21-26.
8. Польшакова И.Н., Зорина А.С. Исследование психологических защит личности у сотрудников МВД России // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь. - 2018. - С. 82-85.
9. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
10. Тулин А.С. Реакция на фрустрацию людей с разным уровнем мотивации одобрения // Молодежь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ VII Международного молодежного конкурса. - 2017. - С. 101-103.
11. Федотов А.Ю. Подготовка психологов для реализации задач обеспечения надежности сотрудника МВД // Сборник научных трудов международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. - 2017. - С. 211-215.
12. Федотов С.Н., Лебедев И.Б. Стрессовая устойчивость как фактор успешности служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов в экстремальной ситуации // Психология стресса и совладабщего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Международной научной конференции: в 2-х томах. - . 2016. - С. 264-266.
13. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: Эксмо, 2018. – 256 с.
14. Шаров А.С. Психология познания человека: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. - 130 с.

Расскажите о нас своим друзьям: