Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 159.99

Дата публикации 15.05.2019

Особенности развития психомоторной сферы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра

Мальцева Наталья Владимировна
Канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамск, n.malzeva@mail.ru
Позднякова Юлия Викторовна
Бакалавр кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамск, ulechka_9425@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. В данной статье рассматривается проблема развития психомоторной сферы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Основное содержание исследования составляет анализ психомоторной сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра. В статье приводятся результаты эмпирического исследования с использованием теста зрительно-моторной координации (Л. Бендер) и проб моторной одаренности (Н.И. Озерецкий), проведенного на выборке 6 школьников мужского пола 7-10 лет с диагнозом «атипичный аутизм с умственной отсталостью». В результате исследования обнаружено, что большинству испытуемых свойствен низкий уровень зрительно-моторной координации и психомоторного развития. Отмечена значимость коррекции психомоторной сферы детей с данным типом дезонтогенеза. Такой взгляд будет интересен специалистам в области специальной психологии и дефектологии. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, психомоторное развитие, состояние психомоторной сферы

Features of the development of the psychomotor sphere of children of primary school age with autism spectrum disorders

Maltseva Natalya Vladimirovna
Cand. Sci. (Psychology), Associate professor at the Department of pedagogy and psychology, Perm State University, Solikamsk
Pozdnyakova Julia Viktorovna
Bachelor of pedagogy and psychology Department, Perm State University, Solikamsk

Abstract: The article is devoted to the actual problem today. This article addresses the problem of the development of the psychomotor sphere of children of primary school age with autism spectrum disorders. The main content of the study is the analysis of the psychomotor sphere of younger students with autism spectrum disorders. The article presents the results of an empirical study using visual-motor coordination test (L. Bender) and motor talent samples (N.I. Ozeretsky), conducted on a sample of 6 male students aged 7-10 years with a diagnosis of “atypical autism with mental retardation” . Because of the study, it was found that the majority of subjects experienced a low level of visual-motor coordination and psychomotor development. The importance of correction of the psychomotor sphere of children with this type of deontogenesis is noted. This view will be of interest to specialists in the field of special psychology and defect ology. This problem is poorly understood and requires further research.
Keywords: children with autism spectrum disorders, psychomotor development, state of the psychomotor sphere


По мнению Алехиной С.В., расстройствами аутистического спектра называют общее расстройство развития, которое проявляется в младенчестве или детстве, характеризуется неспособностью начинать и поддерживать коммуникативные отношения с ближайшим окружением, а также часто повторяющимися поведенческими действиями и ограниченными интересами [1].

При расстройствах аутистического спектра очень часто наблюдаются психомоторные нарушения и некоторые другие проблемы, решить которые помогут коррекционные занятия.

Изучением психомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра занималась Э.В. Плаксунова. На основе полученных ею исследований была составлена программа коррекции психомоторного развития «Моторная азбука» [6].

Проблема развития психомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра недостаточно разработана. Так, в отечественной психологии нет полного и точного руководства по психокоррекционной работе с аутичными детьми, включающего в полном объеме и коррекцию психомоторной сферы.

Коррекционная работа по развитию психомоторной сферы аутичных детей воздействует на глубинные отделы мозга, которые в свою очередь запускают развитие психических функций (движение, речь, восприятие пространства, память, мышление). Также работа в этом направлении позволяет совершенствовать психическую регуляцию и воздействовать на эмоциональную сферу, а это в свою очередь способствует полноценной адаптации в социуме.

В младшем школьном возрасте психомоторная сфера развивается абсолютно спокойно и равномерно. У младших школьников, имеющих расстройства аутистического спектра психомоторное развитие идентично развитию здоровых сверстников. Но при этом, аутичые дети не испытывают большую потребность в движениях. Так, у таких детей достаточно низкий уровень психомоторной сферы, это может быть связано с их психологическими особенностями, таких как: пассивность; психологические преграды (например, боязнь всего нового), низкая мотивация

Детям с расстройствами аутистического спектра свойственны: нарушение координации и отставание в развитии главных психомоторных качеств; нарушения пространственной ориентировки, недостаточность функции равновесия; нарушение мышечного тонуса, точности и силы движения; низкий контроль двигательных актов; трудности формирования произвольных и целевых движений; наличие сопутствующие движений (синкинезий); недостаточность зрительно-моторной координации.

Психомоторные расстройства у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра значительно заметны, когда дети начинают выполнять сложные движения, где необходима очень точная дозировка мышечных усилий, координация движений, четкая ориентация в пространстве, а также словесная регуляция движений. Следует отметить, что среди обучающихся есть дети с очень хорошо развитыми моторными навыками, что обусловлено, это обусловлено в первую очередь строгим дифференцированным и индивидуальным подходом в обучении.

Кроме того, нарушения психомоторной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями, такими как проявление агрессии, негативизма, неумение выстраивать межличностные взаимоотношения с ближайшим окружением [3].

И.С. Константинова отмечает трудности в произвольной организации поведения младших школьников с РАС, которые проявляются в отсутствии способности подчинять свое поведение речевой инструкции взрослого, в невозможности реализовывать элементарные целенаправленные действия, самостоятельно выстраивать порядок этих действий [5]. Поведение таких школьников ограничивается отдельными операциями, к примеру, ученик может стереотипно повторять одно и то же действие и быть не в состоянии перейти к другому виду деятельности. В результате этого опыт взаимодействия ребенка с внешним миром оказывается весьма ограниченным.

Целью нашего исследования являлось выявление уровня развития психомоторной сферы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Эксперимент проведился на базе МБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ОВЗ», Пермский край, г. Соликамск. В экспериментальной работе приняли участие 6 мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет, имеющие диагноз F 84.11 по МКБ-10 – атипичный аутизм с умственной отсталостью. При выявлении уровня развития психомоторной сферы у детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики: «Тест зрительно-моторной координации» (автор Л. Бендер) [4], пробы моторной одаренности (автор Н.И. Озерецкий) [2].

Результаты представлены в табл. 1, исходя из результатов, мы видим, что у младших школьников с расстройствами аутистического спектра недостаточно развита психомоторная сфера.

Таблица 1. Результаты уровня психомоторного развития детей младшего школьного возраста с РАС на констатирующем этапе исследования

Показатель

Уровень развития психомоторной сферы (%)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Зрительно-моторная координация

0 %

16,7 %

83,3%

Психомоторное развитие ребенка

0 %

33,4%

66,6 %

Так, анализируя зрительно-моторную координацию, мы выявили, что большинство детей с РАС имеют низкий уровень – 83,3 % детей (5 детей). Эти дети в ходе психологического обследования испытывали значительные трудности при выполнении задания. Не понимали инструкцию специалиста. У них наблюдалась стихийная активность; они не могли самостоятельно выполнить задание из-за пресыщения деятельностью (требовалась организующая помощь), либо задание выполняли, но не точно. Во втором задании наблюдалось значительное искажение в передаче целостного образа и его частей. Также у детей отмечались трудности удержания карандаша, слабый нажим, и быстрая утомляемость при письме.

Средний уровень был выявлен лишь у 16,7% (1 ребенок), выполнение задания первой серии вызвало лишь небольшие сложности, требовалась незначительная помощь взрослого, так как ребенком принималась общая цель задания, но инструкция до конца задания не сохраняется. При выполнении упражнений второй серии было отмечено следующее: наблюдаются незначительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей: размеры фигур приблизительно одинаковые, нарушено расстояние между фигурами. Высокий уровень не был отмечен ни у одного ребенка.

Анализ психомоторного развития младших школьников с РАС по методике Н.И. Озерецкого показал, что не выявлено ни одного ребенка с высоким уровнем. Большинство детей имеют низкий уровень развития психомоторной сферы 66,6 % (4 ребенка). Испытуемые дети выполняли задания, но в процессе возникали трудности. Они не могут стоять больше 5 секунд на одной ноге. Дети быстро теряли равновесие, им требовалась поддержка в виде опоры на что-либо. Эти дети не могут совершать быстрые и четкие движения рукой, зато у них была отмечена чрезмерная активность физиологических синкинезий (сопровождающие движения). Школьники очень активно выполняли непроизвольно возникающие содружественные движения, которые сопровождают выполнение активного двигательного акта. У школьников возникали сложности в понимании инструкции и выполнении задания, по ходу действия им требовалось постоянное словесное стимулирование, все задания выполнялись детьми по показу психолога.

Средний уровень выявлен у 33,4 % (2 ребенка). Они недостаточно правильно выполняли передвижение прыжками на правой и левой ногах. При выполнении данных заданий были отмечены незначительные ошибки, в некоторых случаях требовалась помощь педагога-психолога.

Итак, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что большинство младших школьников с РАС имеют средний и низкий уровни развития психомоторной сферы, детей с высоким уровнем нет. Таким образом, дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию и развитие психомоторной сферы.

Сравнивая наши результаты исследования с результатами Э.В. Плаксуновой, можно отметить схожие показатели психомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра. Так, в ходе ее педагогических наблюдений было выявлено, что у аутичных детей плохо развита как мелкая, так и крупная моторика. При развитии основных движений детей Э.В. Плаксунова отмечает импульсивный бег с необычным ритмом, тяжелую походку, застывание в одной позе, бег на носочках. Движения детей не имеют пластичности, действия рук и ног плохо скоординированы. Недостаточная координация движений также отмечается и в прыжках. Так, детям сложно одновременно отталкиваться двумя ногами. Для детей упражнения, связанные с сохранением равновесия, также трудно выполнимы [7].

Таким образом, процесс психомоторной коррекции направлен на максимально возможную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе. Мы считаем, что в разном темпе, но каждый аутичный ребенок может постепенно перейти к более сложному взаимодействию с людьми.

Перспективой продолжения нашего исследования будет являться разработка программы по коррекции психомоторной сферы детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.


Список литературы

1. Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3. С. 4-7.
2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М-Л.: Госмедиздат, 2010. Ч. 2. – 174 с.
3. Гурьянова Т.В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст. по материалам VII Междунар. науч. конф. Июль 2015 г. – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 129-131.
4. Зрительно-моторная координация. Тест Бендера [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-5-do-7-let/zritelno-motornaa-koorditacia-test-bendera (дата обращения: 25.10.2018)
5. Константинова И.С. Средовой подход в работе с особым ребенком: установление контакта и вовлечение во взаимодействие на музыкальных занятиях // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 3–16.
6. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 4. С. 67–72.
7. Плаксунова Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 26–32.

Расскажите о нас своим друзьям: