Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 364.29

Дата публикации 30.04.2019

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях пенитенциарной системы

Нистрян Светлана Владимировна
студентка 4 курса, ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, РФ, Ялта, svetlananistran@gmail.com
Моцовкина Елена Владимировна
доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, РФ, Ялта, mozovkina_helen@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты организации учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными в пенитенциарных учреждениях. Рассмотрены основные принципы воспитательного процесса в условиях лишения свободы, цель деятельности специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях. Охарактеризованы основные категории учебно-воспитательного процесса, его цели и результат, раскрыта структура учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: пенитенциарная педагогика, перевоспитание, учебно-воспитательный процесс

Features of the pedagogical and educational process in the penitentiary system institutions

Nistryan Svetlana Vladimirovna
student 4 kurs, FSAEI of HE «Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky» Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) in Yalta, Russian Federation, Yalta,
Motsovkina Elena Vladimirovna
associate professor of social and pedagogical technologies and pedagogy of deviant behavior FSAEI of HE «Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky» Humanitarian-Pedagogical Academy (branch) in Yalta, Russian Federation, Yalta,

Abstract: The article deals with the theoretical aspects of the organization of educational process with juvenile convicts in penitentiaries. The basic principles of educational process in conditions of imprisonment, the purpose of activity of the experts working in penitentiary institutions are considered. The main categories of the educational process, its goals and results are characterized, the structure of the educational process is revealed.
Keywords: penitentiary pedagogy, re-education, educational process

Лишение свободы в виде тюремного заключения в современности является одним из основных способов уголовного наказания. В условиях заключения осужденные лишаются ряда прав и свобод, коренным образом меняется личность преступника, происходит переоценка ценностей, которая своим результатом должна являть формирование законопослушного гражданина, так как основной целью пенитенциарной системы является именно перевоспитание и ресоциализация заключенного. Современная пенитенциарная система находится на стадии завершения реформирования, она становится менее формализированной, более открытой и направленной на решение своей основной задачи.

Для детального изучения вопроса более подробно рассмотрим такую категорию как пенитенциарная педагогика, которая является теоретической основой формирования воспитательно-педагогического процесса в местах лишения свободы. По мнению А.В. Бабушкина [1] пенитенциарная педагогика – это отрасль педагогических знаний, направленная на изучение особенностей воспитательного процесса лиц нарушивших закон. Введено в научный оборот это понятие было в 90х годах XX века, до этого применялось понятие «исправительно-трудовая педагогика», здесь, как и в пенитенциарной педагогики, рассматриваются все вопросы исправления и перевоспитания осужденных.

Вопрос перевоспитания осужденных волновал многих ученых, начиная с античных времен. Однако, пенитенциарная педагогика активное распространение получила только в XX веке и была основана на трудах таких ученых как В.В. Куйбышев, Д.И. Курской, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Основоположником этого педагогического направления по праву считает А.С. Макаренко. Его опыт популярен не только в нашей стране, а и за рубежом. Проблемы развития пенитенциарной педагогики описаны в трудах М.М. Исаева, Г.И. Аванесова. Важный вопрос влияния образовательного процесса на перевоспитания заключенных поднимался в работах М.А. Галагузовой, А.Я Тищенко.

По мнению М.А Галагузовой учебно-воспитательный процесс – это система целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников для создания благоприятной среды для развития личности воспитуемого[2].

В уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации указано, что  с целью исправления осужденных и подготовки их к самостоятельной жизни после освобождения из мест лишения свободы создается единый учебно-воспитательный процесс. Его результатом будет являться сформированность у заключенных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду, повышение культурного уровня [4]. 

Особенностью исправления в условиях пенитенциарных учреждений является прохождение этого процесса в рамках уголовного наказания и лишения свободы, сама же длительность исправления регламентируется сроком исполнения уголовного наказания [3]. Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой гуманного процесса социально-воспитательного воздействия на личность преступника. В рамках этого применяются такие направления воспитательной работы как:

1. Правовое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью воспитания правосознания, в которое входит знание норм и законов государства и стремление к их соблюдению.

2. Нравственной воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность осужденного с целью формирования гражданина по средствам определения деструктивных установок и качеств личности заключенного и создания социально приемлемой системы ценностей.

3. Трудовое воспитание осужденных, построенное на основе убеждений А.С. Макаренко о пользе труда для социально дезадаптированных личностей.

4. Режим – состоит из комплекса требований и ограничений в повседневной жизни заключенных. Он является с одной стороны  карательной мерой воздействия, а с другой – воспитательной.

5. Общеобразовательное и профессиональное обучение, которое дает возможность после освобождения из мест лишения свободы более эффективно социализироваться, имея рабочую специальность [3].

Получение осужденным среднего образования является положительным фактором развития личности и учитывается при определении степени эффективности исправительной работы в местах лишения свободы. Важно отметить, что получение среднего специального образования в пенитенциарных учреждениях обязательно для всех заключенных кроме лиц осужденных пожизненно, инвалидов I и II групп, лиц, достигших пенсионного возраста, но при желании эти категории так же могут получить образование.

В исправительных учреждениях присутствует два типа получения профессионального образования:

1. Обучение в профессионально-технических училищах, филиалы которых созданы на территории учреждений;

2. Обучение на производстве исправительного учреждения.

Сегодня в Российской Федерации функционирует ряд профессионально-технических училищ для лиц, осужденных к лишению свободы. Например, Профессионально-техническое училище № 63 (г. Ростов-на-Дону), ФКП образовательное учреждение № 207 (Ростовская область), ФКП образовательное учреждение № 252 (Тюменская область). Стоит отметить, что специальности, которые получают в этих образовательных учреждениях исключительно рабочие: токарь по металлу, слесарь-инструментальщик, электросварщик ручной сварки, повар, мастер общестроительных работ, стропальщик, электромонтер.

По мнению Ю.В. Гербеева [3] учебно-воспитательная деятельность осуществляется в пенитенциарных учреждениях в 2 этапа: подготовительный и этап непосредственной реализации программы перевоспитания. На подготовительном этапе воспитатель знакомится с заключенным, проводится педагогическая диагностика и работа с документами, воспитатель изучает его личностные особенности, причины девиантного поведения, отношение к решению суда и собственному проступку. На основании этих данных и формируется программа перевоспитания и исправления осужденного, которая реализуется на втором этапе. Проводится работа по адаптации осужденного к месту лишения свободы.

Реализация технологии перевоспитания в местах лишения свободы требует от персонала соблюдения ряда требований и принципов воспитательно-педагогической деятельности [5]:

1. Принцип соответствия цели, методов и форм  воспитательной работы конкретному осужденному.

2. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.

3. Принцип активной общественно-полезной деятельности осужденного.

4. Принцип связи процесса воспитания с жизнью осужденного.

5. Принцип сочетания требовательности с гуманным и уважительным отношением.

6. Принцип воспитания в коллективе.

7. Принцип опоры на положительное в личности.

8. Принцип использования комплексного подхода.

Таким образом, можно выделить основные особенности воспитательно-педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях (Рис. 1).

Рисунок 1. Структура учебно-воспитательного процесса в учреждениях пенитенциарной системы

Исходя из рисунка 1, стоит отметить, что воспитательно-педагогический процесс в пенитенциарных учреждениях является сложным, целенаправленным и комплексным. Он объединяет в себе и феномен наказания осужденного, который проявляется в ограничении свободы, необходимости соблюдения режима. Он объединяет в себе два сложных процесса перевоспитание уже сформировавшей личности и обязывает осужденного к получению образования. Этим и обуславливается особенность организации учебно-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях.

Вывод. Из выше сказанного следует, что учебно-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях основывается на общепедагогических принципах, методах и формах воспитания личности, однако его особенностями является осуществление в условиях исполнения наказания преступника, в рамках строгого режима и с целью перевоспитание сформировавшейся личности, в результате чего должно сформироваться законопослушание и ответственное отношение к труду.


Список литературы

1. Бабушкин А.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях / А.В. Бабушкин. – М.: Азбука, 1996. – 342 с.
2. Галагузова М.А. Социальная педагогика – учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
3. Гербеев Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными: Учеб.пособие / Ю.В. Гербеев. – Рязань: РВШ МВД, 1985. – 359с.
4. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [Фед.закон принят Гос.думой 18.12.1996]. – М.: Кремль, 1996. – 152 с.
5. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для вузов. / В.И. Селиверстов. М.: Утро, 2000. – 243 с.

Расскажите о нас своим друзьям: