Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 378

Дата публикации 27.11.2018

Особенности контингента студентов университетов Великобритании

Дятлова Анастасия Константиновна
канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, lematin@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс увеличения студенческого контингента в вузах Великобритании, в том числе за счет студентов-иностранцев. Кроме того, дается краткая характеристика студенчества по ряду ключевых параметров, таких как уровень получаемого образования, образовательное направление, пол, возраст и страна студента. Благодаря официальным статистическим данным в статье представлена полная картина британского студенчества как отдельной социальной группы. Так же обращается пристальное внимание на потенциальные проблемы, с которыми столкнется система британского высшего образования в условиях выхода страны из ЕС в ближайшие несколько лет.
Ключевые слова: высшее образование, университет, студенческий контингент, выход Великобритании из ЕС

Peculiarities of the university student body in Great Britain

Diatlova Anastasiia Konstantinovna
PhD in History, Associate professor at the Department of Foreign Languages, FSBEI HE «Penza State University», RF, Penza

Abstract: The article is devoted to the student body growth in British universities including the growth of international students’ number. Moreover, there’s a student body characterization based on key figures such as level of education, specialization, sex, age and country of a student. On the back of official statistics data the articles shows a full picture of British students as a separate social group. Besides, we pay our deep attention to possible problems British system of higher education may face under the Brexit conditions in the nearest future.
Keywords: higher education, university, student body, Brexit


Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 16-06-00201, «Современный опыт модернизации системы высшего образования в США и Великобритании»

Высшее образование Великобритании является одним из самых качественных в мире, а также пользуется высоким спросом на рынке труда, поэтому считается, что получение образования вузах Англии это гарантия престижной и высокооплачиваемой работы в будущем.

Политика, направленная на расширение доступа к высшему образованию, несмотря на свою противоречивость, привела к нужным для страны и правительства результатам: количество студентов в Великобритании неуклонно растет. Обратимся к статистическим данным, предоставленным Статистического Агентства Высшего Образования Соединенного Королевства (The Higher Education Statistics Agency, HESA) [4]:

Таблица 1. Изменение численности студентов в зависимости от уровня получаемого образования

 

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016/17

Студенты, получающие постдипломное образование

428 245

427 945

425 270

419 795

439 075

Соискатели степени доктора наук

108 470

111 490

112 915

113 175

112 520

Студенты-бакалавры

1 528 495

1 533 855

1 524 225

1 563 900

1 597 825

Студенты, получающее высшее образование начального уровня (включая базовую степень – Foundation degree)

275 260

226 065

203 670

183 955

168 460

Итого

2 340 470

2 299 355

2 266 075

2 280 830

2 317 880

Как мы видим, прирост среди студентов, получающих постдипломное образование, составил 1,3 %, среди соискателей степени доктора наук – 3,7 %, среди бакалавров – 4,5 %. Однако наметилось существенное сокращение количества обучающихся по краткосрочны программам высшего образования начального уровня – на 39 % за последние 5 лет.

Согласно официальным данным за 2016/17 количество студентов очного отделения составило 1 798 050, из которых 1000 485 – девушки. Из 166 высших учебных заведений лишь в трёх учатся более 30 000 студентов: Манчестерский Университет (36 910), Университет Лидса (30 760), Университетский колледж Лондона (30 640).

Для сравнения, в Российской Федерации общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2016г. составило 818 учреждений, в которых 4 399,5 тыс.человек уже обучаются по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, и 1157,8 тыс.человек приняты на обучение по таким же программам [2]. Однако если в России идет процесс сокращения количества учебных заведений и студенческого контингента, то в Соединенном Королевстве происходит постепенного увеличения  количества студентов.

Наиболее популярными сферами изучения для британских студентов являются медицина и стоматология, и связанные с медициной специальности (350 485 студентов в указанном учебном году), бизнес и управление (326 500), биологические науки (217 310), социальные науки (214 145), искусство и дизайн  (169 825), машиностроение и технологии (163 255), педагогика (156 150). Далее следуют лингвистика (108 355), компьютерные технологии (96 260), естествознание (94 920), право (88 665), исторические и философские науки (85 375), архитектура и строительство (49 385), массовые коммуникации (49 320), математические науки (43 155), сельское хозяйство (19 025) и ветеринария (6 775) [3]. В среднем за свое образование студенты обязаны заплатить около 3 000 фунтов стерлингов в год.

Интересно, что студентами в Великобритании являются не только молодые люди. Так, в 2016/2017 учебном году студентов, возраст которых составил менее 20 лет, насчитывается лишь 51 %. Третью часть контингента составляют учащиеся 21-24 лет. 18% - это студенты от 25 лет и старше.

Стоит отметить, британские университеты привлекают студентов со всего мира (что, в свою очередь, способствует реализации одной из основных линий действия (action lines) болонского процесса – содействию привлекательности Европейского пространства высшего образования). В 2015/ 2016 учебном году в британских вузах обучалось около 146 500 студентов из европейских стран, 33 600 из Африки, 191 600 из Азии, 29 400 из Ближнего Востока, 28 000 из Северной и 5 600 из Южной Америк, 2 600 из Австралии [6], что составляет около 20% от общего количества студентов. Причем, неуклонно и значительно растет количество китайских студентов (25 000 в 2006/2007 г. до 62 000 в 2015/2016).

В связи с выходом страны из ЕС возникает вопрос о том, как изменится положение и жизнь иностранных студентов в Великобритании. Ректор Университетского колледжа Лондона Майкл Артур в своем интервью [7] предположил, что в самое ближайшее время количество студентов из ЕС резко уменьшится. Более того, именно на сайте этого одного из крупнейших вузов Соединенного Королевства появилась первая информационная поддержка для студентов и преподавателей о дальнейшем сотрудничестве в условиях выхода Британии из ЕС [8]. Как бы в подтверждение мыслей Майкла Артура, международная организация трудовой занятости студентов Hobsons приводит данные проведенного исследования абитуриентов из 175 различных стран, которые планируют учиться за рубежом. Согласно данным опроса, 82 % потенциальных студентов-резидентов стран ЕС и 35 % из других стран считают университеты Великобритании менее привлекательными в сложившихся условиях[5]. В результате, страна может потерять значительное количество студентов и около 690 млн. фунтов стерлингов ежегодно. Отсутствие какого-либо документа, регулирующего вопросы ведения образовательной и научно-исследовательской деятельности со странами ЕС ставит под удар и нынешних студентов. Однако, руководство многих вузов, таких как Кембридж, Оксфорд и др., заявили о том, что они будут продолжать работать в прежнем режиме и постараются убедить правительство Великобритании позволить студентам и сотрудникам из стран ЕС продолжить учиться и работать в британских университетах[1].

Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые британским правительством меры, направленные на расширение доступа к высшему образованию увенчались определенным успехом: количество студентов неуклонно растет. Однако серьезным препятствием на этом пути, последствия которого в полном объеме еще только предстоит оценить, стал выход страны из ЕС. На наш взгляд, у британского высшего образования есть существенные предпосылки для преодоления возможных негативных последствий. Так, например, сохраняется складывавшаяся столетиями высокая репутация английских университетов и исключительное качество обучения. А значит, возможность получения высшего образования именно в Англии по-прежнему будет привлекать потенциальных студентов со всего мира.


Список литературы

1. Кузнецова, М.А. Студенты из Европейского союза в Великобритании: положение до и после референдума о Брекзите (2010-2016 гг.) / М.А. Кузнецова // Научно-практические исследования. – 2017. – №5. – С.29-34.
2. Федеральная служба государственной статистики [сайт], 2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения: 1.11.2018)
3. Courses // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students/courses, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
4. HE student enrolments by level of study 2012/13 to 2016/17 // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/sfr247/figure-3, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
5. Hobsons: Brexit Could Deter 82% of EU International Students from Studying in the UK Resulting in Universities Missing Out on £690m, says Major New Report // https://www.businesswire.com [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.businesswire.com/news/home/20160517005765/en/HobsonsBrexit-Deter-82-EU-International-Students, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
6. International study // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students/international-study, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
7. Provost warns of research impact of a no-deal Brexit // https://www.ucl.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.ucl.ac.uk/news/news-articles/1018/261018-Provost-Bexit-no-deal, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
8. UCL and Brexit // https://www.ucl.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.ucl.ac.uk/brexit/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)

Расскажите о нас своим друзьям: