Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018
УДК 378
Дата публикации 27.11.2018
Особенности контингента студентов университетов Великобритании
Дятлова Анастасия Константиновна
канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, lematin@list.ru
Аннотация: В статье рассматривается процесс увеличения студенческого контингента в вузах Великобритании, в том числе за счет студентов-иностранцев. Кроме того, дается краткая характеристика студенчества по ряду ключевых параметров, таких как уровень получаемого образования, образовательное направление, пол, возраст и страна студента. Благодаря официальным статистическим данным в статье представлена полная картина британского студенчества как отдельной социальной группы. Так же обращается пристальное внимание на потенциальные проблемы, с которыми столкнется система британского высшего образования в условиях выхода страны из ЕС в ближайшие несколько лет.
Ключевые слова: высшее образование, университет, студенческий контингент, выход Великобритании из ЕС
PhD in History, Associate professor at the Department of Foreign Languages, FSBEI HE «Penza State University», RF, Penza
Abstract: The article is devoted to the student body growth in British universities including the growth of international students’ number. Moreover, there’s a student body characterization based on key figures such as level of education, specialization, sex, age and country of a student. On the back of official statistics data the articles shows a full picture of British students as a separate social group. Besides, we pay our deep attention to possible problems British system of higher education may face under the Brexit conditions in the nearest future.
Keywords: higher education, university, student body, Brexit
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 16-06-00201, «Современный опыт модернизации системы высшего образования в США и Великобритании»
Высшее образование Великобритании является одним из самых качественных в мире, а также пользуется высоким спросом на рынке труда, поэтому считается, что получение образования вузах Англии это гарантия престижной и высокооплачиваемой работы в будущем.
Политика, направленная на расширение доступа к высшему образованию, несмотря на свою противоречивость, привела к нужным для страны и правительства результатам: количество студентов в Великобритании неуклонно растет. Обратимся к статистическим данным, предоставленным Статистического Агентства Высшего Образования Соединенного Королевства (The Higher Education Statistics Agency, HESA) [4]:
Таблица 1. Изменение численности студентов в зависимости от уровня получаемого образования
| 2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | 2015/16 | 2016/17 |
Студенты, получающие постдипломное образование | 428 245 | 427 945 | 425 270 | 419 795 | 439 075 |
Соискатели степени доктора наук | 108 470 | 111 490 | 112 915 | 113 175 | 112 520 |
Студенты-бакалавры | 1 528 495 | 1 533 855 | 1 524 225 | 1 563 900 | 1 597 825 |
Студенты, получающее высшее образование начального уровня (включая базовую степень – Foundation degree) | 275 260 | 226 065 | 203 670 | 183 955 | 168 460 |
Итого | 2 340 470 | 2 299 355 | 2 266 075 | 2 280 830 | 2 317 880 |
Как мы видим, прирост среди студентов, получающих постдипломное образование, составил 1,3 %, среди соискателей степени доктора наук – 3,7 %, среди бакалавров – 4,5 %. Однако наметилось существенное сокращение количества обучающихся по краткосрочны программам высшего образования начального уровня – на 39 % за последние 5 лет.
Согласно официальным данным за 2016/17 количество студентов очного отделения составило 1 798 050, из которых 1000 485 – девушки. Из 166 высших учебных заведений лишь в трёх учатся более 30 000 студентов: Манчестерский Университет (36 910), Университет Лидса (30 760), Университетский колледж Лондона (30 640).
Для сравнения, в Российской Федерации общее число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в 2016г. составило 818 учреждений, в которых 4 399,5 тыс.человек уже обучаются по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, и 1157,8 тыс.человек приняты на обучение по таким же программам [2]. Однако если в России идет процесс сокращения количества учебных заведений и студенческого контингента, то в Соединенном Королевстве происходит постепенного увеличения количества студентов.
Наиболее популярными сферами изучения для британских студентов являются медицина и стоматология, и связанные с медициной специальности (350 485 студентов в указанном учебном году), бизнес и управление (326 500), биологические науки (217 310), социальные науки (214 145), искусство и дизайн (169 825), машиностроение и технологии (163 255), педагогика (156 150). Далее следуют лингвистика (108 355), компьютерные технологии (96 260), естествознание (94 920), право (88 665), исторические и философские науки (85 375), архитектура и строительство (49 385), массовые коммуникации (49 320), математические науки (43 155), сельское хозяйство (19 025) и ветеринария (6 775) [3]. В среднем за свое образование студенты обязаны заплатить около 3 000 фунтов стерлингов в год.
Интересно, что студентами в Великобритании являются не только молодые люди. Так, в 2016/2017 учебном году студентов, возраст которых составил менее 20 лет, насчитывается лишь 51 %. Третью часть контингента составляют учащиеся 21-24 лет. 18% - это студенты от 25 лет и старше.
Стоит отметить, британские университеты привлекают студентов со всего мира (что, в свою очередь, способствует реализации одной из основных линий действия (action lines) болонского процесса – содействию привлекательности Европейского пространства высшего образования). В 2015/ 2016 учебном году в британских вузах обучалось около 146 500 студентов из европейских стран, 33 600 из Африки, 191 600 из Азии, 29 400 из Ближнего Востока, 28 000 из Северной и 5 600 из Южной Америк, 2 600 из Австралии [6], что составляет около 20% от общего количества студентов. Причем, неуклонно и значительно растет количество китайских студентов (25 000 в 2006/2007 г. до 62 000 в 2015/2016).
В связи с выходом страны из ЕС возникает вопрос о том, как изменится положение и жизнь иностранных студентов в Великобритании. Ректор Университетского колледжа Лондона Майкл Артур в своем интервью [7] предположил, что в самое ближайшее время количество студентов из ЕС резко уменьшится. Более того, именно на сайте этого одного из крупнейших вузов Соединенного Королевства появилась первая информационная поддержка для студентов и преподавателей о дальнейшем сотрудничестве в условиях выхода Британии из ЕС [8]. Как бы в подтверждение мыслей Майкла Артура, международная организация трудовой занятости студентов Hobsons приводит данные проведенного исследования абитуриентов из 175 различных стран, которые планируют учиться за рубежом. Согласно данным опроса, 82 % потенциальных студентов-резидентов стран ЕС и 35 % из других стран считают университеты Великобритании менее привлекательными в сложившихся условиях[5]. В результате, страна может потерять значительное количество студентов и около 690 млн. фунтов стерлингов ежегодно. Отсутствие какого-либо документа, регулирующего вопросы ведения образовательной и научно-исследовательской деятельности со странами ЕС ставит под удар и нынешних студентов. Однако, руководство многих вузов, таких как Кембридж, Оксфорд и др., заявили о том, что они будут продолжать работать в прежнем режиме и постараются убедить правительство Великобритании позволить студентам и сотрудникам из стран ЕС продолжить учиться и работать в британских университетах[1].
Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые британским правительством меры, направленные на расширение доступа к высшему образованию увенчались определенным успехом: количество студентов неуклонно растет. Однако серьезным препятствием на этом пути, последствия которого в полном объеме еще только предстоит оценить, стал выход страны из ЕС. На наш взгляд, у британского высшего образования есть существенные предпосылки для преодоления возможных негативных последствий. Так, например, сохраняется складывавшаяся столетиями высокая репутация английских университетов и исключительное качество обучения. А значит, возможность получения высшего образования именно в Англии по-прежнему будет привлекать потенциальных студентов со всего мира.
Список литературы
1. Кузнецова, М.А. Студенты из Европейского союза в Великобритании: положение до и после референдума о Брекзите (2010-2016 гг.) / М.А. Кузнецова // Научно-практические исследования. – 2017. – №5. – С.29-34.
2. Федеральная служба государственной статистики [сайт], 2018. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения: 1.11.2018)
3. Courses // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students/courses, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
4. HE student enrolments by level of study 2012/13 to 2016/17 // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/sfr247/figure-3, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
5. Hobsons: Brexit Could Deter 82% of EU International Students from Studying in the UK Resulting in Universities Missing Out on £690m, says Major New Report // https://www.businesswire.com [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.businesswire.com/news/home/20160517005765/en/HobsonsBrexit-Deter-82-EU-International-Students, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
6. International study // www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students/international-study, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
7. Provost warns of research impact of a no-deal Brexit // https://www.ucl.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.ucl.ac.uk/news/news-articles/1018/261018-Provost-Bexit-no-deal, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
8. UCL and Brexit // https://www.ucl.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.ucl.ac.uk/brexit/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)