Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 378.2

Дата публикации 31.01.2019

Организация волонтерского движения студентов в условиях инклюзивного образования

Байменова Ботагоз Серикбаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и самопознания, Евразийский Национальный университет имени Л.Н.Гумилева, РК, г.Астана, botagoz.baymenova@ mail.ru
Жубакова Сауле Сайбулатовна
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и самопознания, Евразийский Национальный университет имени Л.Н.Гумилева, РК, г.Астана, zhubakova.saule@mail.ru

Аннотация: В статье актуализируется проблема подготовки педагогических кадров для организации профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Авторы рассматривают волонтерскую деятельность как средство формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов. В связи с чем, предлагается подробный план организации волонтерского движения студентов высших учебных заведений. План представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, реализация которого может осуществляться во внеурочное время в вузе.
Ключевые слова: подготовка специалистов, профессиональная деятельность, волонтерское движение, волонтерская деятельность, инклюзивная комптентность

The organization of volunteer movement of students in conditions of inclusive education

Baimenova Botagoz
L.N.Gumilyov Eurasian National University, аssociate professor, botagoz.baymenova, Kazakhstan, Astana
Zhubakova Saule
L.N.Gumilyov Eurasian National University, аssociate professor, Kazakhstan, Astana

Abstract: The article actualizarea the problem of preparation of pedagogical shots for professional activity in the conditions of inclusive education. The authors consider volunteer activity as a means of forming inclusive competence of future specialists. In this connection, a detailed plan for the organization of the volunteer movement of students of higher education institutions is proposed. The plan is a system of interrelated activities, the implementation of which can be carried out after hours at the University.
Keywords: training, professional activities, volunteering, volunteer activities, inclusive kompetentnosti


Демократические преобразования мирового общественного устройства способствовали интенсивному развитию инклюзивного образования. Главной идеей инклюзивного образования является единое образовательное пространство, состоящее из различных образовательных маршрутов для тех или иных участников.

 

В международном документе ЮНЕСКО «Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования» инклюзивное образование определяется как «…процесс, связанный с преобразованиями в школах и в других центрах обучения, работа которых охватывает всех детей, в том числе мальчиков и девочек, учащихся из этнических и языковых меньшинств, населения, проживающего в сельской местности, тех детей, которые затронуты ВИЧ и СПИДом, а также детей-инвалидов и детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, и призванный предоставить возможности обучения всем молодым людям и взрослым». [4]   

 

Для организации гибкого пространства образования требуются высококвалифицированные специалисты, способные осуществлять специализированную помощь детям. Современный педагог обязан создавать комфортную благоприятную среду развития для всех учащихся, в том числе и для детей с физическими, психическими, интеллектуальными и другими особенностями. В научной литературе появился специальный термин, определяющий профессиональный портрет современного педагога, - инклюзивная компетентность.

 

Хафизуллина И.Н. определяет инклюзивную компетентность будущих учителей как интегративное личностное образование, обуславливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития. [5]

 

Бунимович Е.А. рассматривает инклюзивную компетентность как условие достижения профессионализма, позволяющая педагогу эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников [1]

Современные работники образования должны владеть технологиями и методиками организации не только образовательного процесса, но и реабилитационного, понимать нужды детей с ограниченными возможностями, уметь сопереживать, поддерживать и оказывать психологическую, моральную, физическую помощь таким детям. В системе подготовки будущих специалистов инклюзивного образования, в частности развития и воспитания личностных качеств, таких как: гуманность, эмпатия, толерантность и т.п.  одной из форм внеурочной работы высшей школы является волонтерское движение.

Волонтерская деятельность предполагает оказание бесплатной добровольной помощи нуждающимся и организацию массовых мероприятий.

 

Волонтерская деятельность (от лат. voluntarius – добровольно) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. [2, с.112]

 

Как характеризуют в словарях, в переводе с французского, волонтер – это человек-доброволец, имеющий желание (привычку) заботиться о близких людях, помогать им на добровольных и бескорыстных началах.

 

Волонтерскую деятельность отличают не только безвозмездная помощь, но и получение знаний в процессе деятельности, вырабатываются умения общения с разными людьми, а самое главное это самореализация как члена общества [3, с.76].

 

На базе кафедры, студенческих клубах можно организовать волонтерское движение студентов. Программа волонтерского движения по развитию инклюзивной компетентности студентов может состоять из следующих модулей:

 

Информационный модуль

1. Беседы со специалистами: дефектологом, социальным педагогом,  педагогом-психологом, специальным педагогом, учителями инклюзивных учреждений, медицинскими работниками.

2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.

3. Изготовление плакатов, видео.

4. Выпуск газеты.

5. Акции волонтеров.

6. Листовки.

7. Игры.

8. Тематические дискотеки

 

Тренинговый модуль

1. Обучающие занятия с волонтерами.

2. Мини-тренинги для учащихся.

3. Мини-тренинги для родителей.

 

4. Интерактивные игры.

 

Альтернативный модуль

1. КВНы.

2. Игры, конкурсы.

3. Спортивные мероприятия.

4. Фотоконкурс.

 

Ожидаемые результаты:

 

Основной результат работы - формирование компетентной, гуманной, толерантной, коммуникабельной личности, способной осуществлять профессиональную деятельность в инклюзивной среде.

 

Владеть знаниями о сущности, принципах, путях организации инклюзии, умениями конструировать профессиональную деятельность и создавать безбарьерную среду для всех детей:

 

-увеличение количества студентов, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;

 

-привлечение общественности к проблемам инклюзивного образования;

 

-создание в университете и вне его волонтерского движения.

 

Волонтёрство (по пропаганде инклюзивного образования) - это доступный, массовый способ гуманизации общества, направленный на создание безбарьерной среды - общества равных возможностей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, этнических возможностей,  расширения представлений людей о развитии инклюзивного образования, проблемах инвалидов,  профилактики нетерпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Условия для организации волонтерского движения

1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, кураторские часы, концертные программы, театрализованные представления).

3. Информационное обеспечение опыта работы (студенческая газета, фотоальбом, радио и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Представим примерный план волонтерской работы студентов.

Таблица 1. План волонтерской работы на 2018-2019 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Примерный охват детей

Примерный охват родителей, общественности

Акция «Волонтеры в помощь детям-инвалидам»

Сентябрь, октябрь

30

50

Заседание волонтерского отряда, составление плана работы

сентябрь.

15

-

Набор в волонтерский отряд

сентябрь

10

-

Осенняя неделя добра

октябрь

227

50

Выступление агитбригады «Зачем тебе это надо?», выпуск буклетов о преимуществах инклюзивного образования

октябрь

100

25

Конкурс творческих работ «Современная модель инклюзивной школы»

октябрь

 

5

10

Социологический опрос учащихся, родителей, учителей «Инклюзивное образование: да или нет!»

октябрь

65

35

Тренинговое занятие с волонтерами

октябрь

10

5

Акция, посвященная дню инвалидов в Казахстане

октябрь

5

50

Конкурс плакатов «Дети солнца»

ноябрь

10

-

Акция «Помощь в беде»

ноябрь

10

100

Районный конкурс «Лучший волонтерский отряд»

декабрь

5

-

Благотворительная акция «Милосердие»

декабрь

5

10

Акция, посвященная всемирному Дню борьбы со СПИДом «Дети против СПИД»

декабрь

9

10

Конкурс рисунков «Я дарю любовь»

декабрь

10

-

Акция «Новогодний бал»

декабрь

15

50

Выступление агитбригады «Безбарьерная среда»

январь

10

10

Конкурс информационных, печатных материалов по  проблемам инклюзивного образования «Общество равных возможностей»

январь

5

-

Акция «Инклюзивное образование в Казахстане» по пропаганде внедрения инклюзивного образования

февраль

80

10

Неделя гуманности и добра

февраль

15

5

Выступление агитбригады «Права человека»

март

10

5

Участие в конкурсе «Волонтер года»

апрель

1

-

Университетский  слет волонтеров

апрель

10

15

Тренинг «Основные подходы инклюзивного образования»

апрель

10

2

Игра для школьников «Мир вокруг нас»

апрель

9

25

Весенняя неделя добра

апрель

227

50

Круглый стол «Инклюзивное образование: проблемы, пути решения»

май

9

10

Подведение итогов волонтерской работы за год

май

15

5

Акция «Доступное образование для всех»

июнь

10

2

Предложенная программа волонтерского движения направлена на формирование инклюзивной компетентности будущих специалистов. В процессе вузовского образования студенты получают теоретические знания о сущности, принципах, условиях осуществления инклюзии в различных образовательных учреждениях, способах взаимодействия с детьми с различными потребностями и возможностями, их родителями, специалистами. Закрепить теоретические знания студенты могут во время прохождения педагогической практики, а также в процессе организации данного волонтерского движения.

Волонтерское движение помогает осознанию необходимости осуществления данного вида работы, развитию мотивационно-ценностной сферы будущих педагогов, развитию их личностных и профессиональных качеств и умений эффективного взаимодействия и организации педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья и развития.

Волонтерское движение – это один из эффективных путей формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.


Список литературы

1. Бунимович Е.А. Нужна концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. – М. : Издат. дом ГУ ВШЭ. - 2010.- Вып.15
2. Гулина М. А. Словарь справочник по социальной работе. - М.: Просвещение, 2010. – 254с.
3. Оралканова И.А. Формирование готовности учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования. – Дисс… PhD. - Алматы, 2014. – 216с.
4. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. - ЮНЕСКО, Париж, 2009.
5. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Дисс ... канд. пед. наук.- Астрахань, 2008.- 213 с.

Расскажите о нас своим друзьям: