Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 378

Дата публикации 31.01.2019

Организация социально-значимой и культурной проектной деятельности с иностранными студентами: опыт Пензенского государственного университета

Дятлова Анастасия Константиновна
канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, lematin@list.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме адаптации иностранных студентов в отечественном вузе и способам ее решения, которые предлагает Пензенский государственный университет. В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности иностранных студентов в Пензенском государственном университете в контексте реализации болонского процесса. Также уделяется внимание значению реализации социально-значимых и культурных проектов для успешной адаптации иностранных граждан. На основании результатов работы особой структуры – Института международного сотрудничества – автор приходит к выводу, что организация подобного вида внеучебной деятельности является необходимым условием для успешной адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, социальная адаптация, Пенза, Пензенский государственный университет, организация проектной деятельности

Organizing socially important and cultural project activity among foreign students: the experience of Penza State University

Dyatlova Anastasiya Konstantinovna
PhD in History, Associate professor at the Department of Foreign Languages, FSBEI HE «Penza State University», RF, Penza

Abstract: The article touches upon the urgent problem of foreign students’ adaptation in a Russian university and the ways to solve it given by Penza State University. The article is devoted to the peculiarities of project activity organization among foreign students in Penza State University in the context of the Bologna process. The attention is also paid to the significance of socially important and cultural projects realization for successful adaptation of foreign students. On the basis of the Institute of International Cooperation’s work results the author comes to a conclusion that the organization of this kind of extracurricular activities is necessary for a successful adaptation of foreign students.
Keywords: higher education, foreign students, social adaptation, Penza, Penza State University, project activities organization

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 18-413-580014 р_а, «Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере Пензенского государственного университета)»

Современная система высшего образования неизбежно подвергается влиянию глобализационных процессов и находится в процессе постоянного изменения [4, с. 123]. Это напрямую связано с основными требованиями болонского процесса: еще в 2009 г. на всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО отмечалось, что именно такой фактор, как академическая мобильность является показателем качества и эффективности высшего образования. Там же подчеркивалось, что поддержка более широкой и сбалансированной академической мобильности должна стать частью механизмов, обеспечивающих подлинно многостороннее и мультикультурное сотрудничество [1].

Пензенский государственный университет (ПГУ) на протяжении долгого времени активно занимается развитием международной образовательной сферы деятельности, направленной на организацию обеспечения и сопровождения обучения и пребывания иностранных студентов с одной стороны, а также взаимодействие с зарубежными организациями и учреждениями с другой стороны. Еще в 1993 году в Пензенском государственном педагогическом университете имени В. Г. Белинского, который в 2013 г. вошел в состав ПГУ, учились первые 30 иностранных студентов из  Камбоджи.

На сегодняшний день в вузе обучаются около 2000 студентов из 48 стран мира. Новым направлением развития в этой области стала организация работы в более современном формате: в 2013/2014 учебного года иностранным студентам были предложены несколько образовательных программ, обучение на которых ведется с помощью языка-посредника (английского языка). Однако, несмотря на данный шаг, вопрос адаптации иностранных студентов требовал дальнейшего изучения.

Общеизвестно, что успешность обучения иностранного студента во многом зависит от того, как быстро он адаптируется в новой для себя среде. Сюда можно отнести [3, с.9]:

1. климатические условия;

2. бытовые условия;

3. новая образовательная система и учебный процесс конкретного университета;

4. язык общения и обучения;

5. интернациональный характер групп/ потоков/ факультетов.

Помощь в преодолении проблем в ПГУ оказывает Институт международного сотрудничества (ИМС) [2], который полностью ведет работу, касающуюся международной деятельности вуза. Ежегодно организуется и проводится более 40 мероприятий различного характера: культурные, научные, спортивные, общественные и адаптационно-профилактические. Внеучебная деятельность ИМС, направленная на адаптацию иностранных студентов к новым условиям, включает в себя обширную работу и реализацию ряда социально-значимых и культурных проектов. К ним относятся:

1. Поволжский Образовательный Лагерь Иностранных Студентов «ПОЛИС»

ПОЛИС – это особый комплекс дискуссионно-образовательных и тренинговых площадок для иностранных студентов с активной жизненной позицией, программа которого состоит из трёх модулей: образовательного, культурно-творческого экскурсионно-туристического. Участниками первого лагеря (2014 г.)  стали студенты из 21 страны: Россия, Казахстан, Молдавия, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Турция, Ирак, Ливан, Иордания, Китай, Вьетнам, Индонезия, Индия, Чад, Ботсвана, Бенин, Конго, Нигерия и Намибия [5, с.69].

2. Культурный марафон «Вокруг света за два семестра»

Цель данного проекта – знакомство с культурой, обычаями и традициями  разных стран в интерактивном формате с целью формирования толерантного взаимоотношения между студентами различных стран. В рамках марафона в течение всего учебного года проводятся такие мероприятия, как дни арабской/ китайской/ африканской культур, празднование индийского «Дивали» и китайского нового года, и т.п.

3. Уроки дружбы «Мы разные – мы вместе!»

Иностранные студенты принимают активное участие во встречах со школьниками  Пензенской области, во время которых они рассказывают учащимся о культуре, традициях, достопримечательностях, литературе и выдающихся деятелях своих стран.

4. Конкурс красоты, грации и таланта среди иностранных студенток ПГУ «Folk Queen “Мисс мира”»

Реализация данного проекта имеет своей целью сформировать у студентов ПГУ  понимание того факта, что населяющие мир народы очень разнообразны, а каждый этнос – уникален и неповторим.

Кроме того, иностранные и российские студенты вместе участвуют в различных общеуниверситетских мероприятиях, такие как фестиваль студенческой самодеятельности «Студенческая весна», КВН, Диалог культур и многие другие.

Активное участие иностранных студентов во внеучебной деятельности способствует сокращению сроков адаптации к условиям жизни в России. Кроме того, подобная неформальная деятельность позволяет решать проблему языкового барьера: у иностранных студентов появляется необходимость общаться на русском языке не только с учебно-вспомогательным составом, но и с российскими студентами. Как показывает практика, наиболее активные в  этом плане студенты-иностранцы быстрее осваивают язык, и, как следствие, успешнее и увереннее чувствуют себя в учебной деятельности.


Список литературы

1. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL%20COMMUNIQUE%20WCHE%202009.pdf
2. Институт международного сотрудничества // https://ims.pnzgu.ru [сайт], 2019. – Режим доступа: https://ims.pnzgu.ru, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения: 10.01.2019)
3. Лапшина Е.Г. Иностранные студенты в России: особенности обучения и адаптации // Актуальные проблемы высшего аграрного образования. – 2014. - №2 –С.9-10.
4. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в Российском вузе и направление его развития // Язык и культура. – 2010. – №4 (12) – С. 123-136.
5. Социализация иностранных студентов в Пензенском государственном университет : метод. рекомендации / сост.: С.А. Иванчин, А.В. Куц. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 206 с.

Расскажите о нас своим друзьям: