Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 37.013.2

Дата публикации 22.10.2018

Организация проведения занятий с использованием тренинговых технологий в подготовке сотрудников силовых структур при прохождении профессионального обучения

Изаксон Раиса Андреевна
преподаватель кафедры общеправовой подготовки, ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», Россия, г. Иркутск, raysa@mail.ru
Смирнова Ксения Васильевна
преподаватель кафедры общеправовой подготовки, ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России», Россия, г. Иркутск, oksun4ik-87@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации проведения занятий с использованием тренинговых технологий в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников силовых структур при прохождении профессионального обучения. Авторы обращают внимание на форму проведения таких занятий, принципы, требования к педагогическому работнику, а также к целевой аудитории обучающихся. В работе поднимаются такие вопросы, как эффективность проведения тренинговых упражнений, методы их проведения, взаимодействие субъектов тренинга, роль каждого обучающегося в процессе обучения. Авторы приходят к выводам о высокой эффективности тренинговых методов. В целом внедрение тренинговых технологий в образовательную деятельность является действенным средством ее психолого-педагогического обеспечения.
Ключевые слова: тренинговые технологии, профессиональное обучение, сотрудники силовых структур, педагогический работник, обучающийся

Organization of training with the use of training technologies in preparation of the security structures personnel during professional education

Izakson Raisa Andreyevna
teacher of the general legal training in the department of East-Siberian Institute of the MIA of Russia, Russian Federation, Irkutsk
Smirnova Ksenya Vasilyevna
teacher of the general legal training in the department of East-Siberian Institute of the MIA of Russia, Russian Federation, Irkutsk

Abstract: The article discussed the peculiarities of the organization of take stock classes with the use of training, retraining and advanced training of employees of the solo structures during professional preparation. The authors pay attention to the form of such classes, principles, requirements for the teaching staff, as well as to the target audience of students. The paper raises such issues as the effectiveness of training exercises, different in science view of their methods, the interaction of training subjects, the role of each student in the learning process. The authors come to the conclusions about the high efficiency of training methods. In general, the introduction of training technologies in educational activities is an effective means of its psychological and pedagogical support.
Keywords: training technology, training, law enforcement officers, pedagogical worker, the student

В зависимости от содержания и целевой установки могут быть использованы разнообразные формы проведения занятий: практические занятия, ситуационно-ролевые и тренинговые упражнения.

Формы проведения занятий с использованием тренинговых технологий могут быть разнообразны. В основу тренинговых программ могут быть положены различные теоретические положения психологического тренинга. Большинство программ тренинга обнаруживают отчетливую связь с тем или иным теоретическим подходом, что, в свою очередь, определяет принципы, следование которым приводит к достижению целей тренинга.

Для повышения уровня профессиональной коммуникативной компетентности важно использовать в психологическом тренинге профессиональное общение, профессиональные знания и опыт.

В рамках проведения занятий, в том числе с использованием тренинговых технологий, используются и реализуются основные дидактические принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности и последовательности. Содержание должно быть основано на современных подходах в понимании основ общей, социальной и юридической психологии.

Педагогический работник, проводящий занятия, должен уверенно владеть учебным материалом в значительно большем объеме, чем это предусмотрено конкретной тематикой занятия. Рекомендуется наличие у педагогического работника базовых знаний в области общей, социальной и юридической психологии. Педагогический работник должен уверенно владеть инновационными методами обучения и опытом использования современных психотехнологий, уметь продуктивно общаться со слушателями, уметь найти индивидуальный подход, устанавливать деловые взаимоотношения. А также четко, ясно, интересно, доступно и последовательно излагать содержание дисциплины, свои мысли, насыщая их эмоциональной экспрессией, владеть культурой речи.

При проведении тренинговых занятий основное внимание уделяется индивидуальному подходу, организации самостоятельной работы и отработке практических навыков по развитию профессионально важных качеств личности сотрудника полиции. Для реализации поставленных задач в учебном процессе используются инновационные методы обучения.

Смысл применения тренинговых технологий заключен в моделировании разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия. Активные методы обучения являются и «методом поиска новых способов ее деятельности выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимают противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности» [1, с.78].

Во время тренингов «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в процессе тренинговых занятий — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но и имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности тренинговых технологий и методики их конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре тренингов, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах.

Для разработки тренингов обязательным условием является выбор темы и целей. Например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб; состав участников и условия обстановки.

Эффективность проведения тренинговых упражнений зависит от ряда таких факторов, как организационные, методические, психологические, технические и др.

При выборе темы занятия следует учитывать уровень подготовленности обучающихся (способности, знания, дисциплинированность, активность). Тема должна быть востребована и актуальна, иметь варианты решений.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности участников тренинга (знания, организаторские возможности, личностные качества), социально-психологический климат в подразделении.

Когда соблюдены данные условия, необходимо составить структурно-логическую схему. Структурно-логическая схема позволяет отслеживать работу каждой структурной единицы и вносить коррективы по ходу занятия.

Педагогический работник распределяет последовательность сильных и слабых участников, предусматривает возможность контрвопросов и контраргументов. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться [2, с. 21].

Обучающихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучение общения с партнером, культуре речи. Также необходимо предусмотреть место проведения тренинга, технические средства обучения, используемые в процессе деятельности.

В заключении каждый участник тренинга в дискуссионной форме озвучивает свои взгляды перед участниками. Участие педагогического работника на этом этапе заключается в оценке качества выполнения задания, аргументированности и других показателей.

Каждый обучающийся имеет возможность продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения из создавшейся ситуации.

По окончании тренинга арбитры под контролем педагогического работника подводят итоги: анализу подвергаются активность отдельных участников, качество выполнения поставленных задач.

Преимущества обучающих возможностей при использовании трениговых технологий в сравнении с традиционными видами занятий заключается в том, что в них моделируется адекватный контекст (предметный и социальный) для профессионального становления и формирования личности, т. е. активные методы обучения позволяют: существенно сократить время накопления профессионального опыта; дают возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем; знания усваиваются эффективней, формируется целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретается социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).

Итак, тренинговые технологии и отработка ситуаций из профессиональной деятельности являются высоко эффективной формой обучения. При этом реализуется образовательная функция, посредством которой задается вектор профессиональной деятельности, а также создаются более эффективные условия по сравнению с традиционным обучением условия становления личности специалиста [3, с.48].

Использование активных технологий позволяет повышать эффективность обучения за счет:

- введения обучающихся в моделируемые и проблемные профессиональные ситуации, которые слушатели могут выполнить в ролевом действии и взаимодействии, эмоционально «прожить» исполнение будущих служебных обязанностей;

- интенсификации усвоения учебного материала, формирования профессиональных навыков и умений, важных качеств личности;

- повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся;

- возможности построения системы контроля с ярко выраженной обучающей и развивающей функцией обучения.

Каждый из выбранных педагогическим работником методов эффективен при определенной ситуации для достижения поставленной цели. Важно разнообразить материал, так как разнообразие повышает интерес обучающихся, замедляет наступление утомления, способствует формированию более обобщенного навыка.

Учитывая, что психологически напряженные условия служебной деятельности вызывают существенное деструктивное влияние, следует особое внимание уделять развитию профессионально значимых качеств, способствующих профессиональной адаптации сотрудников, а также формированию их психологической устойчивости и готовности к эффективному решению служебных задач. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения.

Подводя итог, можно констатировать, что тренинг является методом как профессионального обучения, так и эффективным средством целенаправленного развития профессионально важных качеств личности.

Новые знания, умения и навыки, полученные участниками во время тренинга, побуждают применять новую информацию на практике, пересмотреть свои представления о себе и о других людях, а также учиться теплому и дружескому восприятию и более адекватному выявлению своих чувств, эмоций и желаний к близким и окружающим их людям, и, в конце концов, побуждают к самосовершенствованию и развитию личности [4, с. 1064].

Опыт использования тренинговых технологий обучения убедительно доказывает, что такая форма работы наиболее эффективна, поэтому целесообразной является разработка специальных программ, нацеленных на личностный рост и профессиональное развитие сотрудников органов внутренних дел [5, с. 60].

Таким образом, при использовании тренинговых методов наблюдается развитие и совершенствование управленческих способностей, формирование и закрепление мотивации, развитие профессионально важных качеств, коррекция и развитие системы отношений, укрепления положительных качеств и анализ негативных аспектов личности, формирование базовых коммуникативных умений, выработка индивидуального стиля общения. В целом внедрение тренинговых технологий в образовательную деятельность является действенным средством ее психолого-педагогического обеспечения.


Список литературы

1. Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностика, игры. – М.: Генезис, 2003. - 112 с.
2. Изаксон Р.А., Смирнова К.В., Фромич Ю.В. Использование тренинговых технологий в подготовке сотрудников полиции при прохождении профессионального обучения в образовательных организациях МВД России: методические рекомендации/ сост. Ю.В. Фромич, К.В. Смирнова, Р.А. Изаксон. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. – 80 с.
3. Изаксон Р.А., Смирнова К.В. Организация учебного занятия с лицами среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, обучающихся по учебным программам на базе высшего юридического образования / Р.А. Изаксон, К.В. Смирнова // в сб. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. – С. 47-50.
4. Шестакова Л.С. Педагогический эксперимент ка способ определения эффективных средств и методов профессионального обучения / Л.С. Шеставкова // Аллея науки. – 2018, Т. 5, - №5(21).- С. 1063-1066.
5. Шестакова Л.С., Фромич Ю.В. Использование имитационных упражнений при проведении практических занятий по дисциплине «Нравственно-этические основы службы в ОВД» / Л.С. Шестакова, Ю.В. Фромич // Наука без границ. – 2017. - №10 (15) С. 59-62.

Расскажите о нас своим друзьям: