Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 378.016

Дата публикации 31.08.2019

Организация проектной деятельности студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды» в процессе преддипломной практики

Ткаченко Валерий Викторович
доцент кафедры дизайна архитектурной среды и технической графики, член Союза архитекторов РФ, член Союза дизайнеров РФ, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, projektor53@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности студентов направления подготовки 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды» в процессе прохождения ими преддипломной практики. Профессиональный путь архитектора-дизайнера моделируется в учебном процессе через организацию архитектурного проектирования по этапам: предпроектное исследование, выполнение производственного задания, подготовка проектных материалов. Автор рассматривает методические особенности работы со студентами в процессе ведения предварительного исследования, разработки функционального, конструктивного и художественно-эстетического решения архитектурного объекта, исполнения демонстрационных визуальных материалов по итогам практики, которые позволяют получить положительные результаты в учебной проектной работе.
Ключевые слова: проектная деятельность, дизайн архитектурной среды, профессиональная компетентность, учебные практики

Organization of project activity of students of the at the course "design of architectural environment" in the process of pre-diploma practice

Tkachenko Valery Viktorovich
Associate Professor Smolensk State University, Member of the Union of Аrchitects of the Russian Federation, Member of the Union of Designers of the Russian Federation, Smolensk State University, Russia Smolensk

Abstract: The article deals with the features of the organization of project activities of students of the at the course 07.03.03 "design of architectural environment" in the process of passing their pre-diploma practice. The professional path of the architect-designer is modeled in the educational process through the organization of architectural design by stages: pre-design research, performance of production tasks, preparation of design materials. The author considers the methodological features of working with students in the process of conducting preliminary research, development of functional, constructive and artistic-aesthetic solutions of the architectural object, execution of demonstration visual materials based on the results of practice, which allow to obtain positive results in educational design work.
Keywords: project activity, architectural environment design, professional competence, educational practices


Преддипломная практика - важная часть подготовки дизайнеров архитектурной среды к профессиональной деятельности. В процессе прохождения преддипломной практики завершается формирование компетенции студентов в области проектной деятельности, которая является основной профессиональной деятельностью для архитекторов-дизайнеров [3,6].

Основной целью преддипломной практики является формирование профессиональных компетенций студентов в области проектно-исследовательской деятельности, архитектурно-дизайнерского проектирования и раскрытие творческого потенциала студентов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- развить знания, умения и навыки студентов по выполнению исследовательских работ при выполнении архитектурно-дизайнерских проектов;

- организовать выполнение проектно-исследовательской работы и подготовительного этапа проектирования архитектурного объекта;

- подготовить будущих специалистов к самостоятельному исполнению проектов архитектурных объектов,

- сформировать опыт по подготовке проектных материалов на архитектурный объект.

Работа, выполняемая студентами в процессе практики, заставляет обучаемых самостоятельно пройти все этапы профессионального архитектурного проектирования:

- провести комплексный анализ проектной ситуации (участка строительства, градостроительной ситуации, аналогов и прототипов проекта, нормативных документов по нормам проектирования и обеспечения безопасности жизнедеятельности),

- выполнить первоначальные поиски архитектурно-художественного решения объекта и их теоретические обоснования с выполнением расчетов, предложить дизайнерское решение прилегающей территории,

- представить результаты исследовательской работы и проектные материалы.

Смоделировать в учебном процессе профессиональный путь архитектора-дизайнера в проектной деятельности представляется рациональным, организовав процесс прохождения практики по этапам:

- ознакомительный этап (предпроектное исследование),

- практический этап (выполнение производственного задания),

- заключительный этап (подготовка проектных материалов).

Рассмотрим особенности организации проектной деятельности на каждом этапе прохождения практики. На первом ознакомительном этапе, в процессе которого осуществляется сбор и анализ информации по выбранному направлению проектирования, идет только подготовка к проектной деятельности. Но этот этап представляется очень важным, так как студент должен не только изучить мировой опыт по проектированию конкретных объектов, нормативную документацию, но и разработать предпроектную концепцию, обосновав ее [2,3].

На втором этапе проходит основной процесс проектирования: разработка функциональных схем, поэтажных планов, объемно-планировочного и конструктивного решений, осуществляется обоснование архитектурно-планировочных, идейно-образных, и конструктивных решений.

Третий этап не менее важен, так как необходимо собрать иллюстративный и аналитический материал по теме работы (фотографии с описанием, разработанные схемы, графики, таблицы и т.п.), материалы проектного этапа работы: поисковые графические эскизы, поэтажные планы, макетные поиски, объемно-пространственные решения проектируемого объекта, которые отразят и этапы предпроектного исследования и позволят обосновать принятые проектные решения.

Остановимся на особенностях методической работы по организации проектной деятельности студентов на каждом этапе.

Работа над дипломным проектом начинается с момента получения студентом названия темы выпускной квалификационной работы. И здесь очень важно выяснить с каждым студентом насколько он понял смысл проектного задания, четко определился со значением каждого слова в названии задания. Зачастую этот небольшой этап просто пропускается в процессе общения руководителя практики и студента, что приводит к взаимному непониманию, специфической трактовке целей и задач выпускного проекта каждым из его участников. Правильное понимание смысла и специфики проектных изысканий, скрытых в названии темы, часто приходит где-то в середине процесса работы над проектом, а это огромная потеря рабочего времени, неоднократная необходимость возврата практически к началу проектного процесса. В результате студент не успевает переосмыслить задание, у него не остается возможностей перезапустить работу и к финальной стадии преддипломной практики представляется сырой проект, часто поданный на низком художественном уровне.

На ознакомительном этапе дипломнику просто необходимо изучить проекты и построенные объекты, служащие аналогами студенческой разработке. Правильный подбор аналогов и прототипов позволяет глубже изучить проблему проектирования, заложенную в задании, перенять опыт зрелых мастеров проектирования и, конечно, получить некий творческий посыл, толчок, вдохновиться интересными и дерзкими решениями. Но и здесь имеются свои «подводные камни». Многие студенты на просторах Интернета собирают коллекцию красивых картинок архитектурных и дизайнерских объектов, имеющих весьма слабое отношение к теме проектирования. Многие «аналоги» представляют собой только эффектные работы фотохудожников, никаким образом не иллюстрирующих композиционные, инженерные, планировочные и иные решения архитекторов и дизайнеров. Отбор таких «аналогов» почти всегда ведется по принципу: красивая картинка, мне нравится… Руководитель обязан разъяснить студентам принципы поиска и отбора аналогов архитектурных и планировочных объектов. Поиск аналогов лучше всего вести в специализированных интерактивных изданиях. На этих сайтах показывают не только внешние, эффектные виды объектов, но часто печатают аналитические, критические и дискуссионные материалы, из которых можно почерпнуть много полезной информации, так же там бывают показаны основные планировочные приемы, инженерные подходы к конструированию сложных форм, методы и расчеты решения градостроительных и композиционных проблем по тематике, близкой к теме дипломного проекта. Так же необходимо научить студентов понимать прямую зависимость приемов, технологий, методов проектирования и поиска композиционных решений от географического, климатического и национального расположения объекта-аналога, чтобы не применять «подсмотренные красивости» в отрыве от условий, климата и градостроительной ситуации, заданных дипломной тематикой.

По завершении этапа подготовки исходных данных, подбора аналогов, осознания основных целей и задач дипломного проекта желательно провести промежуточный просмотр подготовленных студентами материалов. Просмотр лучше всего проводить в аудитории, в виде череды кратких, индивидуальных докладов по заранее определенному регламенту, в присутствии руководителей дипломных проектов и преподавателей выпускающей кафедры. Итогом просмотра может быть публичное подведение промежуточных результатов работы каждого студента, хорошо, если удастся организовать дискуссию среди студентов по методам подготовки исходных данных для проектирования [5].

Переход к следующему этапу подготовки дипломного проекта можно сопроводить небольшой лекцией по приемам анализа климатических, экологических, топографических и геологических данных территории проектируемого объекта, кроме того, необходимо напомнить студентам порядок и методы анализа градостроительной ситуации участка, выбранного для проектирования. На этом этапе студенты должны детально изучить участок проектирования, оценить его плюсы и минусы для размещения проектируемого объекта или пространственной композиции, произвести фотофиксацию территории, выполнить необходимые обмерные и иные работы. Картографический материал, фотографии, кроки, обмерные чертежи и схемы, полученные в результате изучения территории должны быть представлены в соответствующем разделе пояснительной записки к дипломному проекту.

Параллельно с изучением территории проектирования необходимо разрабатывать эскизы функциональных схем объекта, которые лягут в основу детальной проработки проектных решений. Функциональные схемы простых и сложных объектов, проектов организации пространств, градостроительных проектов являются как бы каркасом основного замысла архитектора. Правильно составленная схема взаимодействия функционально различных составляющих любого объекта приводит к логичным, рациональным, композиционно грамотным решениям в планировке проекта, выборе этажности, в подборке конструктивных схем и разработке схем инженерного обеспечения [5,7].

Опираясь на выполненные этапы подготовки и изучения исходных данных для проекта, на собранную и изученную информацию для проекта необходимо переходить к одному из самых напряженных периодов проектирования – поиску и разработке эскизных планировочных, объемно-композиционных решений объекта дипломного проектирования. Этот этап, в общей схеме работы над дипломом, наверное, является самым творческим, самым напряженным и самым продуктивным по итоговым результатам. Хотелось бы отметить одну из особенностей этого периода работы над проектом: на этом этапе просто необходимо отказаться от эскизирования на компьютере! Только работа с карандашом и бумагой позволяет полностью прочувствовать все нюансы творческого замысла автора проекта, разработать и сопоставить множество вариантов решения различных проектных задач, использовать всю базу знаний и умений, полученных в процессе учебы в ВУЗе. Тщательно продуманные, хорошо прорисованные эскизы становятся прочной базой для последующей компьютерной разработки проекта. Когда студент полностью продумал все детали своего проекта, нашел решения всех проблемных нюансов, отработал композиционные, планировочные и конструктивные составляющие объекта проектирования, то очень легко и быстро их можно воплотить в виртуальной модели объекта, создав комплект готовых к демонстрации чертежей, визуализационных материалов, расчетных и пояснительных разделов.

Заключительным этапом преддипломной практики обычно становится подготовка отчетного материала, выполняемого в виде художественно оформленного альбома, в который собраны материалы по всем этапам подготовительной, изыскательско-аналитической и проектной деятельности студента в период практики. Создание такого альбома не преследует цели просто собрать и сложить на стол преподавателя определенное количество материала, подготовленного студентом. Здесь студент получает возможность еще раз систематизировать и вспомнить то, что он сумел подготовить за время работы с проектными материалами, оценить свои знания и умения, критически взглянуть на результат своих усилий, может быть найти какие-то ошибки, что бы исправить их на этапе самостоятельной работы над дипломным проектом.

Заключительный этап подготовки проекта выполняется студентами вполне самостоятельно, в тесном контакте с руководителем дипломной работы. Здесь окончательно шлифуется проектное решение объекта, готовятся материалы для формирования демонстрационного баннера, оформляется пояснительная записка к проекту, готовится выступление перед квалификационной комиссией.

Обозначенная последовательность организации проектной работы и выделенные методические особенности работы руководителя преддипломной практики позволяют не только на хорошем уровне выполнить работы по проектированию, но и раскрыть творческий потенциал студентов, эффективно использовать учебное время и смоделировать самостоятельную работу студентов, направив ее в нужное русло.

В заключении хотелось бы отметить один нюанс организации преддипломной практики и работы руководителя практики: весь процесс проведения практических занятий, где бы они не проводились, в стенах проектной организации, в аудиториях ВУЗа, необходимо вести в тесном контакте с руководителями дипломных проектов, закрепленных за студентами, учитывать их мнение о качестве работы студента, обязательно информировать их о выполнении студентами заданий и этапов практики, приглашать на все промежуточные просмотры этапов работы.


Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.03. Дизайн архитектурной среды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 19.08.2019)
2. Шулика Т.О. Методология проектно-художественного синтеза в архитектурно дизайнерском образовании: учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2016. – 152 с.
3. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования. Издание второе, переработанное и дополненное. М. «Стройиздат», 1982. – 224 с., ил.
4. Дизайн архитектурной среды. Ефимов А.В. и др. — М.: Архитектура — С, 2004. — 504 с., ил.
5. Наносов П.С. Управление проектом. / Учебное пособие. — М.: АСВ, 2000.
6. Пособие по методикам прикладных архитектурных исследований. — М.: Стройиздат, 1979.
7. Хилл П. Наука и искусство проектирования. - М.: Мир, 1973.

Расскажите о нас своим друзьям: