Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 373. 1

Дата публикации 04.08.2016

Организация педагогической поддержки выбора профиля обучения выпускников основной общеобразовательной школы (на примере работы классного руководителя)

Ефимова Елена Валерьевна
Академия социального управления, г. Москва

Аннотация: В статье рассматривается деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения, которому отводится важная роль в координации образовательного процесса, способствующего профильному самоопределению учащихся.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное самоопределение, педагогическая поддержка, информационная карта, образовательная карта

Organization of pedagogical support the choice of the profile of training graduates of the basic secondary school (for example, the work of the class teacher)

Efimova Elena Valeryevna
Social Academy of Management, Moscow

Abstract: This article reviews the activities of the class teacher in the conditions of profile training, which plays an important role in the coordination of the educational process that promotes self-determination of the profile of students.
Keywords: pre-profile preparation, profile self-pedagogical support, information map, educational card

Классный руководитель — одна из ключевых фигур в системе педагогической поддержки девятиклассников на этапе предпрофильной подготовки. Сила его позиции заключена в том, что он реально проектирует непосредственную деятельность в сфере общения, досуга, взаимодействия и сотрудничества детей класса в различных видах деятельности и сферах жизнедеятельности. Обладая достаточной квалификацией в области психологической помощи и педагогической поддержки, кооперируя свои усилия с другими специалистами, классный руководитель может оперативно и эффективно реагировать на проблемы учеников класса, возникающие при выборе профиля обучения.

Деятельность классных руководителей включает следующие направления: информационную работу с учащимися и их семьями, профильную ориентацию, психолого-педагогическую диагностику, а также информирование учащихся и их родителей о целях и задачах подготовки портфеля индивидуальных достижений, непосредственную помощь в подготовке портфолио, анализ и оценку предпрофильной подготовки в классе.

Информационная работа, как компонент предпрофильной подготовки начинается в 8 классе и включает работу с учащимися и их семьями по следующим, условно выделенным этапам.

На пропедевтическом этапе происходит информирование родителей о создаваемой системе профильной подготовки:  деятельности образовательной организации по предпрофильному и профильному обучению; предварительная диагностика школьников с учетом мнения их родителей («на входе»); консультирование школьников по оформлению и ведению итогового документа по профильной ориентации; информирование родителей и учащихся об особенностях итоговой аттестации выпускников основной ступени.

Рекомендуется  провести  следующие мероприятия:

  • установочное классное родительское собрание «Значение предпрофильной подготовки для выбора профиля и места обучения в10 классе»;
  • презентация курсов по выбору (элективных курсов предпрофильной подготовки);
  • оформление стенда «Профильное обучение и предпрофильная подготовка» и пр.
  • занятия, предусмотренные учебным планом (реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с источниками информации, посещение «Дней открытых дверей»);

— занятия, предусмотренные учебным планом по ведению и оформлению «дневника выбора профиля».

На основном этапе информирование родителей и учащихся об особенностях итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы, осуществлялась профильная ориентация учащихся. Для родителей проводятся родительские собрания, актуализирующие проблемы предстоящего выбора образовательного пути ребенка, формирующие правильную педагогическую позицию в оказании помощи ребенку. Осуществляется знакомство с образовательной картой района: профильными школами, профилями, которые в них предлагаются, образовательными организациями СПО, ВУЗами, особенностями рынка труда.

Работа классного руководителя включает организацию родительских собраний по следующим тематикам:

  • «Портфолио или папка индивидуальных достижений»;
  • «Возможности родителей в оказании помощи ребенку при выборе профиля обучения в 10 классе».

Совместно с психологом службы занятости населения проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, беседы, обсуждения проблемных и интересующих вопросов.

 Информационная работа со школьниками организуется в форме классных часов: «Образование и формирование жизненных планов», «Если хочешь стать боссом», «Роль самовоспитания при планировании карьеры».

Использовались такие формы как деловая игра: «Выбор профессии»; «Угадай профессию» основана на использовании схемы анализа профессии, которая, в свою очередь, опирается на известную «формулу профессии», разработанную Е.А.Климовым; «Профконсультация: планирование жизненного пути»; «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требование профессии к человеку; «Наш город»; «Профессия и твое здоровье»; «Ловушки — капканчики»; «Лучший мотив».

Ожидаемым этапом профинформирования является обеспечение учащихся информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для выбора профиля обучения в старшей школе (профильные направления школ района, возможность продолжения образования по выбранному профилю, месторасположение профильной школы), а также обучение самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, документами, базами данных и п.т.).

Ядром информационного обеспечения являются справочно- информационные материалы. Они содержат информацию об особенностях обучения на различных профилях обучения; количество недельных учебных часов по каждому предмету, набор элективных курсов по каждому профилю, ориентация на специальность.

В практике профильной ориентации мы редуцировали формулу «хочу-могу-надо» в ситуации выбора профиля на «хочу — могу — доступный профиль». Если два элемента триады заимствованы из теории и практики профессиональной ориентации, то необходимость третьего компонента обусловлена ограниченностью поля в двух аспектах:

  • Во-первых, существующим наличием вариантов выбора профилей обучения в старшей школе;
  • Во-вторых, необходимостью выбора территориально-доступного учебного заведения с предполагаемым профилем обучения.

Третий элемент является по своей сути, соотнесением интересов, желаний и потенциальных возможностей личности с практически осуществимыми вариантами решения. Ведь по окончании основной школы подросток должен выбрать конкретный профиль в конкретном территориально- доступном учебном заведении.

Одним из наиболее успешных подходов для элемента «доступный профиль» является ознакомление с образовательной картой территории,  рекомендуется использовать методику, предложенную И.В.Гладкой [1]:

  • Изучение образовательных учреждений района, специфики их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • — Составление схем маршрутов движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения;
  • На карте отражаем образовательные учреждения по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их адресами и телефонами;
  • Полученную информацию представить на карте, сопроводив пояснительной запиской.

Далее осуществляется презентация «Образовательной карты», в ходе которой,  использовались различные формы и методы с учетом доступности ресурсов социокультурной среды:

  • реальные и виртуальные экскурсии в профильные школы района;
  • просмотр видеофильмов об образовательных учреждениях;
  • самостоятельная работа с источниками информации на бумажных и электронных носителях;
  • организации «Дней открытых дверей» образовательных организаций района, реализующих профильное обучение, для учащихся девятых классов и их родителей.

Профильная ориентация, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах на уровне среднего общего образования, в организациях  среднего и высшего профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается нами не только как помощь в принятии школьниками решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, но и как работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Неотъемлемым компонентом в работе классного руководителя выступает психолого-педагогическая диагностика: диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов. Арсенал методов работы школьных психологов и педагогов достаточно широк: наблюдение, беседы с учащимися и их родителями, факультативные занятия, ролевые игры и тренинги. Изучение индивидуальных психологических особенностей девятиклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. Психолого-педагогическая диагностика, бесспорно, проводится совместно с педагогом-психологом [2,3].

На завершающем этапе классные руководители девятых классов осуществляют: анкетирование родителей; анкетирование учащихся для выявления их интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса (на занятиях предусмотренных учебным планом).

Очень эффективны дни «погружения» в проблему (в рамках учебного плана); работа с «матрицами» («схемами») альтернативного выбора для учащихся их родителей и учителей (цель данной методики — помочь подростку определить наиболее предпочтительный вариант из уже имеющихся с учетом наиболее важных для него факторов). Одним из возможных недостатков данного подхода (которого в принципе нельзя избежать на завершающих этапах работы) — его рационалистическая сущность, которая при некорректном применении методики может быть абсолютизирована и не позволит отличить педагогическую поддержку самоопределения (с ее гуманитарным началом) от одного из возможных вариантов ее видения как «углубленного» профессионального консультирования.

В статье рассмотрены основные направления деятельности классного руководителя в поле педагогической поддержки, которому отводится важная роль в координации образовательного процесса, способствующего профильному самоопределению учащихся.


Список литературы

1.Гладкая И. В. Диагностические методики предпрофильной подготовки/ Гладкая И. В. - СПб.: КАРО, 2005, - 176 с.
2. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения [Текст]/ Под ред. С.Н.Чистяковой.- М., 2003.
3. Чистякова С.Н., Грачева Л.Ю. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося [Текст]/С.Н.Чистякова, Л.Ю.Грачева // Педагогика. - 2014. - № 10. - С. 8 - 17.

Расскажите о нас своим друзьям: