Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 37.013.83 (091)

Дата публикации 19.03.2019

Организация неформального образования взрослых в Крыму 40-х-50-х годов ХХ столетия

Устинова Юлия Дмитриевна
старший преподаватель, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования», yuliya.ustinova@list.ru

Аннотация: В статье на основе историко-педагогического анализа рассмотрена проблема развития неформального образования взрослых в Крыму 40-х – 50-х годов ХХ столетия. Выделены основные организации, ведущие деятельность в сфере неформального образования взрослых. Выявлены основные формы распространения знаний среди взрослого населения Крыма в исследуемый период. Исследование проблемы развития неформального образования взрослых в указанный период и полученные результаты могут быть использованы для создания условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания и развития неформального образования взрослых в современном Крыму.
Ключевые слова: неформальное образование взрослых, Крымское областное лекционное бюро, санитарное просвещение, лекционная деятельность

The organization of the non-formal adult education in the Crimea 40s  50-ies of XX century

Ustinova Yuliya Dmitrievna
senior lecturer, State budgetary educational institution of additional professional education of the Republic of Crimea "Crimean Republican Institute of postgraduate pedagogical education»

Abstract: The article describes the results of historical and pedagogical analysis the problem of development of non-formal education of adults in the Crimea 40-50 – ies of XX century. The main organizations operating in the sphere of non-formal adult education are identified. The basic forms of knowledge distribution among the adult population of the Crimea in the studied period are revealed. The study of the problem of development of non-formal education of adults in this period and the results can be used to create conditions for education and counseling parents on legal, economic, medical, psychological, pedagogical and other issues of family education and the development of non-formal education of adults in modern Crimea.
Keywords: non-formal adult education, Crimean regional lecture Bureau, health education, lecture activities


Современный мир характеризуется своей нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неоднозначностью, постоянно обновляющейся информацией, а также ожиданием увеличения средней продолжительности жизни до 104 лет, которая приведет к увеличению трудоспособного возраста.

Государственная политика Российской Федерации в социальной сфере, учитывая мировые тенденции, направлена на увеличение средней продолжительности жизни и более поздний выход на пенсию [24]. Такое положение приводит к необходимости обучения в течение всей жизни. Как свидетельствуют социологические исследования, за всю жизнь человек меняет 8 видов деятельности, и переход на каждый вид деятельности предусматривает предварительное и последующее обучение. По мнению А.В. Шаронова, президента Московской школы управления «СКОЛКОВО», обучение взрослого человека должно иметь три результата: знания, навыки, компетенции; «среда», социальный капитал, контакты; персональная трансформация и воодушевление [9]. Их можно достигнуть при условии системного подхода к образованию взрослых - при объединении формального, неформального и информального образования.

Современная система образования взрослых в Российской Федерации представлена на рисунке 1. Так, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ [25] регламентировано формальное образование взрослых, которое можно получить через среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование. Для него обязательно специальное образовательное пространство с выдачей документа государственного образца. Согласно исследованиям А.А. Макареня [10], О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева, Н.В. Чекалева [26] неформальное образование взрослых в России проходит вне специального образовательного пространства и представлено клубами, кружками, общественными организациями, курсами, тренингами, мастер-классами, дистанционными вебинарами и т.п. Информальное образование взрослых включает в себя самообразование согласно индивидуальной образовательной траектории.

Рисунок 1. Современная система образования взрослых в Российской Федерации

Проблема образования взрослых в Российской Федерации рассматривается с позиции разных аспектов: возможности использования потенциала неформального образования (Н.И. Бычкова, В.В. Горшкова, И.А. Колесникова); образование взрослых как элемент социального института (В.Е. Онушкин, В.И. Подобед, Е.П. Тонконогая); образование взрослых для осуществления задач развития и воспитания человека, устойчивого в окружающей среде (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.Л. Ильин, B.С. Леднев, Г.А. Федотова, P.М. Шерайзина, М.Ш. Ноулз); общие вопросы обучения взрослых в Крыму (А.В. Глузман, Л.И. Редькина, В.А. Вишневский, Т.В. Шушара).

Современный Крым воссоединился с Российской Федерацией в марте 2014 года, а с 2016 года является частью Южного федерального округа. Одной из отличительных черт системы образования Крыма является стремительное развитие непрерывного образования взрослых.

Особый интерес в нашем исследовании представляет неформальное образование взрослых как возможность получить обновленную информацию профессионального или общего характера за короткий срок по индивидуальной образовательной траектории.

Однако следует отметить тот факт, что для развития неформального образования взрослых в современном Крыму следует изучать исторический аспект данной проблемы. Поэтому целью нашего исследования стал историко-педагогический анализ неформального образования взрослых в Крыму 40-х - 50-х годов ХХ столетия.

Неформальное образование взрослых исследуемого периода было представлено усилением политпросветработы через дома культуры, клубы, библиотеки, избы-читальни на селе, киносеть, радиовещание, Крымские парки культуры и отдыха, музеи, филармонию, Областное лекционное бюро, городские и районные лекционные бюро; санитарным просвещением взрослого населения Крыма через Крымский областной Дом санитарного просвещения, Симферопольский городской Дом санитарного просвещения, Ялтинский городской Дом санитарного просвещения; общество «Знание», народные университеты, родительские университеты, школы здоровья, Областной дом санитарного просвещения.

В первые послевоенные годы неформальное образование взрослых развивалось через организацию политпросветработы в домах культуры, клубах, библиотеках. С этой целью проводилась систематическая разъяснительная работа с населением политически грамотными людьми. Также была восстановлена деятельность изб-читален на селе. Для них использовалось любое свободное помещение, а в качестве избачей назначались проверенные люди из числа учителей с сохранением учительской зарплаты. В избах-читальнях и библиотеках проводились массовые читки. Так, существовал обязательный минимум газет и журналов для взрослых, выделяемых для библиотек и изб-читален. Для районных библиотек обязательными были 23 издания: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Соцземледелие», «Литература и искусство», «Учительская газета», «Медработник», «Ведомости Верховного Совета», «Большевик», «Пропагандист», «Спутник агитатора», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Политпросветработник», «За оборону», «Колхозное право», «Исторический журнал», «Вожатый», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Крокодил», «Огонек». Для изб-читален в обязательный минимум входило всего 5 изданий: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Спутник агитатора», «Крестьянка» [18, д.308а, л.56-59].

Важную роль в неформальном образовании взрослых Крыма играли лекционные бюро. Среди задач этих организаций были:

  • чтение за плату массовых научно-популярных эпизодических и цикловых лекций для населения;
  • направление в районы, колхозы, совхозы и МТС лекторов для чтения платных массовых научно-популярных лекций;
  • оказание практической помощи лекторам путем проведения групповых и индивидуальных консультаций по тематике, методике лекционной работы, рецензирования и обсуждения тезисов, организации предварительного и последующего контроля за чтением лекций, обеспечения лекторов наглядными пособиями и литературой [23, д.11, л.5].

Широкое развертывание и усиления лекционной работы и научно-просветительской пропаганды в Крыму наблюдалось в послевоенные годы. Для этого были задействованы районные и городские библиотеки, на базе которых проходила популяризация имеющейся литературы. В клубах, избах-читальнях, красных уголках проводились читки популярных брошюр, журнальных и газетных статей. Крымские музеи пополнялись отделами природы, а вводные отделы музеев уголками естественнонаучных знаний по вопросам происхождения Вселенной, Земли, происхождения и развития человека на Земле [19, д.1, л.18-22].

Архивные данные свидетельствуют об усилении лекционной работы в исследуемый период. Так, в 1941 году Республиканским лекционным бюро при НКПросе Крымской АССР за 4 месяца было прочитано 654 лекции [18, д.308а, л.56-59]. Такое небольшое количество прочитанных лекций объясняется началом военных действий в регионе.

С июля 1945 года начало свою деятельность Крымское областное лекционное бюро, просуществовавшее до марта 1957 года. Значительный рост деятельности лекционного бюро наблюдался с 1947 года (прочитано 8512 лекций) [12, д.18, л.21-22], в 1948 году – 11836 лекций [13, д.31, л.12], в 1949 году – 16000 лекций [14, д.43, л.23-24], 1950 год – 23117 лекций [15, д.55, л.21-22], 1951 год – 24162 лекции [16, д.65, л.17]. Некоторое снижение лекционной деятельности наблюдалось с 1952 года – прочитано 22428 лекций [17, д.79, л.7-8], а в 1953 году – 21760 лекций [3, д.96, л.4-5]. Данный факт объясняется ликвидацией Новоселовского района и невыполнением плана по Сакскому и Октябрьскому районам Крыма [4, д.72, л.1]. Основными тематическими направленностями лекций были: естественно-научная, сельскохозяйственная, конкретная экономика, передовики сельского хозяйства, техническая, конкретная экономика промышленности, медицинская, экономико-географическая, историческая, литературная, педагогическая, краеведческая, материалы съездов КПСС [2, д.141, л.11].

Для повышения качества читаемых лекций применялись наглядные пособия (диафильмы и диапозитивы). Только в 1954 году Крымское областное лекционное бюро выписало и получило с Московской фабрики «Диафильм» 400 диафильмов различной тематики, 350 из которых были отправлены в районы области [1, д.111, л.2, 22-23].

В сфере неформального образования взрослого населения Крыма в исследуемый период активно работало Крымское Областное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, основанное в 1948 году.

Архивные материалы [4; 5; 6; 7; 8; 11; 20] сохранили данные о развитии лекционной деятельности данной организации, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Развитие лекционной деятельности Крымского Областного отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний

 

Год

Количество членов общества (действительных/членов-соревнователей), чел.

 

Прочитано лекций

 

Охвачено слушателей, чел.

1

2

3

4

1948

9

569

82230

1949

200/29

1665

199312

1950

453/197

4632

421741

1951

831/449

5875

499150

1952

991/465

5875

486631

1953

1090/369

7145

560172

1954

1122/351

9710

876235

1955

-

12572

1538000

1956

-

16674

1464643

1957

5932

35192

2800811

1958

-

46893 + 100 (радио и телевидение)

3560133

1959

7238

52372 + 92 (радио и телевидение)

3916403

Как видно из таблицы 1, лекционная деятельность Крымского Областного отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди взрослого населения неуклонно росла: с 569 лекций в 1948 году до 52372 лекций 1959 году. Начиная с 1958 года, лекционная деятельность расширилась за счет привлечения возможностей радио и телевещания. Охват слушателей за 12 лет исследуемого периода увеличился с 82230 человек в 1948 году до 3916403 человек в 1959 году. Активное развитие лекционной пропаганды было возможно за счет массового привлечения передовой интеллигенции области: в 1948 году членов общества из числа интеллигенции насчитывалось 9 человек, а к 1959 году их количество стало более 7000 человек.

Необходимо отметить, что в основу всей деятельности по распространению политических и научных знаний среди взрослых региона составляла лекционная пропаганда по следующим направлениям:

1. глубокое разъяснение среди всех слоев населения решений материалов съездов КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС, разъяснение внутренней и внешней политики СССР, итогов исторического визита Н.С. Хрущева в США;

2. в области общественных наук – пропаганда великих идей научного коммунизма, роли коммунистической партии, руководящей и направляющей силы советского общества, пропаганда идей советского патриотизма, дружбы народов СССР, пролетарского интернационализма, могущества мировой социалистической системы, миролюбивой внешней политики Советского государства;

3. в области естественных наук – популяризация новейших достижений физики, химии, математики, великих открытий и достижений советской науки в целях использования их в практической деятельности трудящихся; воспитание у трудящихся материалистического мировоззрения на основе новейших достижений науки, разоблачение религиозной идеологии;

4. в области технических наук – распространение передового опыта, повышение технических знаний и деловой квалификации рабочих и колхозников; систематическое ознакомление инженерно-технических работников с новейшими достижениями науки, техники и технологии производства;

5. в области сельскохозяйственных наук – широкое распространение и внедрение достижений агробиологии, передового опыта в колхозное и совхозное производство, пропаганда передовых методов возделывания садов и виноградников, повышение урожайности всех культур и продуктивности животноводства [11, д.160, л.1-8].

На основании архивных материалов [4, д.72, л.1] мы выделили тематику прочитанных лекций членами Крымского областного отделения Общества по распространению политических и научных знаний Украинской ССР, представленную в таблице 2.

Таблица 2. Тематика прочитанных лекций членами Крымского областного отделения Общества по распространению политических и научных знаний Украинской ССР (1953-1954 гг.)

№ п/п

Тематика лекций

1953 год

1954 год

1

2

3

4

1.

История КПСС

883

546

2.

История СССР и общая история

270

1017

3.

Философия

185

269

4.

Экономика

889

301

5.

Государство и право

557

743

6.

Международная

1936

2632

7.

Литература

401

456

8.

Искусство

268

192

9.

Педагогика

69

204

10.

Научно-атеистическая

157

573

11.

Сельскохозяйственная

408

719

12.

По опыту передовиков сельского хозяйства

23

74

13.

Биология

54

396

14.

Медицина

225

511

15.

Геология, география

190

163

16.

Астрономия

88

139

17.

Физика и математика

6

21

18.

Химия

-

6

19.

Научно-техническая

388

400

20.

Опыт передовиков промышленности

23

-

21.

Военная

79

285

22.

Физкультура и спорт

46

63

Итого

7145

9710

Таким образом, данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что наиболее популярной среди взрослого населения Крымской области была тематика международная – 1936 лекций было прочитано в 1953 году и 2632 лекции – в 1954 году. Наименее популярными были лекции по физике и математике (6 лекций в 1953 году / 21 лекция – в 1954 году), химии (-/6, соответственно), опыт передовиков сельского хозяйства (23/74 лекции, соответственно) и промышленности (23/- лекции), физкультура и спорт (46/63 лекции, соответственно).

К активному участию в лекционной пропаганде была привлечена передовая интеллигенция Крыма – ученые, преподаватели ВУЗов, деятели культуры и искусства, инженерно-технические работники, новаторы производства, агрономы, учителя, врачи, партийные, профсоюзные и комсомольские работники.

Особое внимание в Крыму исследуемого периода уделялось пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения, которая проводилась как неформальное образование взрослых. В этой сфере работали Крымский Областной Дом санитарного просвещения (создан в декабре 1954 года), Симферопольский городской дом санитарного просвещения (1945-1955 годы), Керченский городской дом санитарного просвещения (с 1957 года), Ялтинский городской дом санитарного просвещения.

В Крымской области проводилось укрепление организационных связей с Управлениями и ведомствами с целью усиления пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения. Так, укреплялась связь с Областным отделом народного образования, управлением сельского хозяйства, управлением торговли, жилищно-коммунальным отделом, радиокомитетом, кинопрокатом.

Формами работы по санпросвещению населения были:

  • доклады при Институте усовершенствования учителей на темы: «Роль учителя в повышении санитарной культуры учащихся», «Методы и формы гигиенического воспитания школьников»;
  • рассылались методические пособия: «Гигиеническая подготовка массовых колхозных и совхозных кадров», Материалы в помощь сельскому участковому врачу по вопросам охраны здоровья работников сельского хозяйства, красочные плакаты для распространения гигиенических знаний;
  • обучение работников пищевых, торговых, коммунальных предприятий и общественного питания основам санитарного минимума;
  • распространение памяток общим тиражом 20 000 экземпляров: «Памятка дворнику», «Памятка уборщицам», «Санитарная очистка населенных мест», «Как уберечь питьевую воду от загрязнения»;
  • обучение парикмахеров, маникюрш, прачек, уборщиц гостиниц основам санитарного минимума;
  • радиолекции, выпускаемые Институтом санитарного просвещения – 2 раза в месяц;
  • демонстрация санитарно-просветительских фильмов перед художественными картинами;
  • очное и заочное обучение женщин в «Школах матерей»;
  • устный журнал «Новости», вечера вопросов и ответов, семинары, санбюллетени, статьи в газетах;
  • лекции для больных и отдыхающих, лекции для медсестер и санитарок, занятия по санминимуму со сдачей экзамена с работниками пищеблоков в санаторно-курортных учреждениях Южного берега Крыма [21].

Таким образом, историко-педагогический анализ развития неформального образования взрослых в Крыму 40-х – 50-х годов позволил нам выделить основные формы распространения политических и научных знаний, медицинских и гигиенических знаний. Среди них: лекции с использованием диафильмов и диапозитивов, лекции с использованием возможностей радио и телевещания, демонстрация просветительских фильмов перед художественными картинами, вечера вопросов и ответов на интересующие темы.

Одним из основных направлений развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания [22]. Исследование проблемы развития неформального образования взрослых 40-х – 50-х годов ХХ века и полученные результаты могут быть использованы для реализации вышеуказанного направления развития воспитания в Российской Федерации и развития неформального образования взрослых в современном Крыму.


Список литературы

1. Годовой отчет и объяснительная записка к годовому отчету о лекционной пропаганде Крымского областного лекционного бюро за 1954 годы // Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 111. Л.2, 22-23.
2. Годовой отчет о работе Крымского Областного лекционного бюро и Ялтинского городского лекционного бюро за 1956 год // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 141. Л.11.
3. Годовой отчет о работе Крымского Областного лекционного бюро с приложениями за 1953 год // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 96. Л.4-5.
4. Годовые отчеты Крымского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний за 1953 и 1954 годы // ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 72. Л.1.
5. Годовые, квартальные и месячные отчеты Крымского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний за 1955 год// ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 87. Л.91-92.
6. Годовые, квартальные и месячные отчеты Крымского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний за 1957 год// ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 112. Л.86-89.
7. Годовые, квартальные и месячные отчеты Крымского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний за 1957, 1958 год // ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 142. Л.157.
8. Годовые, квартальные и месячные отчеты о работе правления за 1956 год// ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 98. Л.137.
9. Лекция президента Школы «СКОЛКОВО» Андрея Шаронова о концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности [Электронный ресурс]. URL: http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost/
10. Макареня А. А., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. 2011. № 4. С. 5963.
11. Материалы секции политической экономики за 1959-1962 гг. // ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 160. Л.1-8
12. Отчет о лекционной пропаганде за 1947 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 18. Л.21-22.
13. Отчет о лекционной пропаганде за 1948 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 31. Л.12
14. Отчет о лекционной пропаганде за 1949 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 43. Л.23-24.
15. Отчет о лекционной пропаганде за 1950 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 55. Л.21-22.
16. Отчет о лекционной пропаганде за 1951 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 65. Л.17.
17. Отчет о лекционной пропаганде за 1952 год Крымского Областного лекционного бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 3. Д. 79. Л.7-8.
18. Постановления Совнаркома Крымской АССР // ГАРК. Ф. Р-20. Оп. 10. Д. 308а. Л.56-56.
19. Приказы, указания Центрального лекционного бюро и Наркомпроса РСФСР по лекционной пропаганде // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 2. Д. 1. Л.18-22.
20. Протокол Крымской областной конференции // ГАРК. Ф. Р-3537. Оп. 1. Д. 55. Л.35-37.
21. Справка о работе дома санитарного просвещения // ГАРК. Ф. Р-3907. Оп. 1. Д. 14. Л.1-9.
22. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
23. Типовые положения о лекционном бюро // ГАРК. Ф. Р-2897. Оп. 1. Д. 11. Л.5.
24. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70552688/
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
26. Чекалева Н. В., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн : электронное научное издание. 2012. Март. ART 1755. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm.

Расскажите о нас своим друзьям: