Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2019

Организационно-педагогические условия по профилактике фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, имеющих дизартрию

Голикова Елена Михайловна
магистрант 3 курса КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Golikovaem@gmail.com
Научный руководитель Проглядова Г.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, проведенного с целью изучения особенностей и уровней сформированности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, выделены три группы воспитанников для дальнейшего определения направлений дифференцированной логопедической работы. Авторами раскрывается понятие профилактики фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, характеризуется содержание и структура организационно-педагогических условий по профилактике фонематических нарушений у детей данной категории, главным (стратегическим) из которых выделено как условие взаимосвязанная работа ключевых участников коррекционного процесса, определены основные формы взаимодействия. Одним из основных оперативных условий профилактики фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией помимо логопедической работы в трех направлениях (развитие звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа) авторами выделено условие, заключающееся в использовании цифровых технологий в логопедической работе по развитию фонематических процессов у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, в частности, логопедического тренажера «Дэльфа -142.1».
Ключевые слова: констатирующий эксперимент, дизартрия, общее недоразвитие речи, организационно-педагогические условия, профилактика фонематических нарушений, цифровые технологии, звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематические процессы.

On the question of the concepts of «phonemic hearing» and «phonemic perception»

Golikova Elena Mikhailovna
the 2-year student of the University they. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk
Scientific adviser Proglyadova G. A.
candidate of pedagogics, associate Professor of the Department of correctional pedagogy, Krasnoyarsk state pedagogical University them. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk

Abstract: The article presents the results of the ascertaining experiment conducted to study the features and levels of phonemic perception formation in children 4-5 years old with level II ONR, dysarthria, three groups of pupils are identified for further determination of the directions of differentiated speech therapy work. The authors reveal the concept of prevention of phonemic disorders in children 4-5 years with ONR II level, dysarthria, characterized the content and structure of organizational and pedagogical conditions for the prevention of phonemic disorders in children of this category, the main (strategic) of which is highlighted as a condition of the interrelated work of key participants in the correctional process, the main forms of interaction. One of the main operational conditions for the prevention of phonemic disorders in children 4-5 years with ONR II level, in addition to dysarthria speech therapy in three directions (development of sound pronunciation, development of phonemic awareness skills of sound analysis) the authors identified condition, consisting in the use of digital technologies in speech therapy working on the development of phonemic processes in children 4-5 years with ONR II level, dysarthria, in particular, speech therapy simulator "of Del -142.1".
Keywords: ascertaining experiment, dysarthria, General underdevelopment of speech, organizational and pedagogical conditions, prevention of phonemic disorders, digital technologies, sound reproduction, phonemic perception, phonemic analysis, phonemic processes

Одним из основных условий успешного освоения навыков чтения и письма является определенный уровень развития фонематических процессов. Нарушение фонематического восприятия затрудняет дальнейшее обучение в школе. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

 

С целью изучения особенностей и уровней сформированности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, мы провели констатирующий эксперимент в два этапа:

 

- первый включал исследование навыков звукопроизношения;

 

- второй включал исследование сформированности фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

 

В эксперименте приняли участие 20 детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, проходящие второй год обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности, из них 85 % мальчиков (17 воспитанников) и 15% девочек (3 воспитанника).

Выявление особенностей и уровней сформированности фонематического восприятия проходило в соответствии с методикой исследования, составленной с использованием диагностических заданий, предложенных, О.Е. Грибовой, Р.Е. Левиной, А.В. Мамаевой, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной, стимульного материала, предложенного Н.С. Жуковой, О.Б. Иншаковой, Е.В. Кириловой, Е.А. Стребелевой [4, с. 15].

 

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности и уровни сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией:

 

- большинство воспитанников экспериментальной группы (65% - 13 человек) продемонстрировали средний уровень успешности в сформированности навыков звукопроизношения, 35 % воспитанников (7 человек) показали высокий уровень успешности. Низкий уровень успешности у детей, принявших участие в эксперименте, не выявлен.

- наиболее распространенными нарушениями звукопроизношения у воспитанников экспериментальной группы оказались: нарушение звукопроизношения в виде сигматизма (обнаружено у 85% (17 человек) респондентов), нарушение произношения звуков [Р], [Р´] (выявлено у 85% (17 человек) респондентов), нарушение произношения звуков [Л], [Л´] (выявлено у 75 % (15 человек) респондентов).

 

-большинство воспитанников экспериментальной группы (80% - 16 человек) продемонстрировали высокий уровень успешности в сформированности фонематического восприятия, 20 % воспитанников (4 человека) показали средний уровень успешности, низкий уровень успешности у детей, принявших участие в эксперименте, не выявлен.

 

-те или иные нарушения в дифференциации фонем обнаружены у 100 % (20 человек) воспитанников. Наиболее распространенными оказались ошибки, допущенные воспитанниками при отраженном проговаривании рядов слогов с оппозиционными звуками – 95% (19 человек). Следующей по распространенности ошибкой стала ошибка в различении исследуемого звука среди других звуков. Ее допустили 85 % (17 человек) детей, участвующих в эксперименте.

 

- большинство детей экспериментальной группы (45% - 9 человек) продемонстрировали низкий уровень успешности в сформированности навыка звукового анализа. 30 % воспитанников (6 человек) показали высокий уровень успешности. Средний уровень успешности выявлен у 25 % (5 человек) детей, участвующих в эксперименте.

 

В результате сопоставления полученных в ходе исследования данных, в зависимости от уровня сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа, нами были  выделены три группы воспитанников 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией для дальнейшего определения направлений дифференцированной логопедической работы по профилактике фонематических нарушений, что в конечном итоге должно обеспечить эффективность предложенного нами комплекса организационно-педагогических условий.

 

Профилактика [греч. prophylaktikos предохранительный] - совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья [3, с.257].

 

Таким образом, под профилактикой фонематических нарушений нами понимается совокупность предупредительных мер, направленных на развитие фонематических процессов у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией. При этом, главным (стратегическим) организационно-педагогическим условием такой профилактики может явиться, на наш взгляд, совместная и взаимосвязанная работа всех ключевых участников коррекционного процесса (ребенка с нарушением речи, его родителей, логопеда, воспитателей, музыкального работника). Оперативными организационно-педагогическими условиями профилактики фонематических нарушений у рассматриваемой категории детей должны являться, на наш взгляд, следующие: учет актуального уровня развития фонематических процессов у ребенка, развитие звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие навыка звукового анализа, использование в обеспечении коррекционно-развивающего процесса цифровых технологий наряду с традиционными приемами и методами.

 

Охарактеризуем основные направления работы по организации предложенных нами условий, способствующих профилактике фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией.

1. Взаимосвязанная работа ключевых участников коррекционного процесса как главное (стратегическое) организационно-педагогическое условие профилактики фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией.

Учитывая специфику развития ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушение речи, а также принцип комплексности коррекционного воздействия, большое значение в системе организационно-педагогических условий по профилактике фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией, мы придаем взаимодействию участников коррекционного процесса, главным из которых является, конечно же, учитель-логопед.

В процессе совместной работы учителя-логопеда с другими участниками коррекционного процесса могут быть использованы следующие формы взаимодействия:

 

1.1.Совместное планирование работы.

 

Согласованное в зависимости от этапа коррекции содержание занятий должно способствовать тому, что работа педагогов становится более осознанной, а воспитанники лучше усваивают программный материал. Прочно усвоенный речевой материал, в свою очередь, будет способствовать более эффективному развитию фонематических процессов.

 

1.2. Взаимопосещение занятий (педагогическими работниками занятий учителя-логопеда, учителем-логопедом занятий других педагогических работников). Педагогические работники, посетив занятия учителя-логопеда, знакомятся со специальными коррекционными приемами, которые он использует на своих занятиях. Впоследствии педагоги применяют такие приемы на своих занятиях (в работе над произносительной стороной речи, развитию слухового восприятия). Посетив занятия других педагогов, учитель-логопед также вносит коррективы в организацию занятий по развитию звукопроизношения и фонематических процессов, отмечая недостаточно автоматизированные звуки, труднопроизносимые слова для дальнейшей работы над ними.

 

1.3.Еженедельные консультации учителя-логопеда для других участников коррекционного процесса, где учитель-логопед помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе работы над звукопроизношением и фонематическим восприятием.

 

1.4.Совместные методические объединения, на которых решаются организационные, методические вопросы.

 

1.5.Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является также одним из важнейших условий повышения эффективности проводимой логопедической работы. С целью включения родителей в процесс обучения и коррекции, формирования их активной позиции, должно осуществляться повышение их педагогической культуры через обучение методам и формам коррекционно-развивающей работы с детьми, изучение и распространение семейного опыта воспитания, введение нетрадиционных форм сотрудничества. Работу по включению родителей детей с нарушениями речи в коррекционно-развивающий процесс полагаем возможным построить в двух направлениях: просветительском и практико-ориентированном. Средством реализации просветительской деятельности могут стать следующие организационные формы работы с семьями детей:

 

-конференции и семинары, посвященные общим и частным вопросам коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи, дизартрией, возникающим трудностям на пути преодоления данных нарушений;

-  тематические родительские собрания, на которых воспитатели, учитель-логопед и другие педагоги выступают с актуальными для группы воспитанников темами, в том числе знакомят с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования, с возрастными особенностями психического развития детей, этапами развития детской речи;

- консультации и беседы в целях индивидуальных рекомендаций родителям относительно речевого развития их детей;

- мастер-классы и практикумы, на которых педагоги демонстрируют возможные приемы и средства развития и совершенствования звукопроизношения и фонематических процессов у детей;

Практико-ориентированное направление в работе учителя-логопеда с семьями детей может заключаться в:

- активном привлечении родителей к соблюдению дома рекомендаций учителя-логопеда;

- присутствию на индивидуальных и групповых занятиях детей по развитию звукопроизношения и фонематических процессов;

- ведению домашних тетрадей совместной деятельности, отработке и закреплению с ребенком тех навыков, которые развиваются на занятиях с учителем-логопедом;

- выступлению на родительских конференциях по обмену опытом работы с детьми дома.

Полагаем, что целенаправленное взаимодействие участников коррекционного взаимодействия даст возможность детям 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией успешно преодолеть имеющиеся фонематические нарушения.

2. Учет уровня развития звукопроизношения, сформированности фонематических процессов у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией является первым общим для всех направлений работы оперативным условием, выполнение которого посредством проведения логопедического обследования детей, должно способствовать определению направлений дифференцированной логопедической работы по профилактике фонематических нарушений в группах, сформированных с учетом выявленных нарушений.

3. Использование цифровых (компьютерных) технологий в логопедической работе по развитию фонематических процессов у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией определено нами как одно из оперативных условий по профилактике фонематических нарушений в связи с необходимостью повышения эффективности коррекционной работы, проводимой с детьми, что на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Так, у детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относится и рассматриваемая в статье категория детей, часто отмечаются трудности сосредоточения и переключения внимания, сниженная работоспособность, недостаточный темп деятельности, психомоторная расторможенность, импульсивность, незрелость эмоционально-волевой сферы. Сочетание традиционных и инновационных технологий может, на наш взгляд, помочь в решении данной проблемы, а также значительно расширить возможности предъявления информации. Применение технических средств позволяет сделать занятие привлекательным и интересным для ребенка, усилить его мотивацию к занятию, а также развить познавательный интерес, самостоятельность, самоконтроль, усидчивость. Так, согласно экспериментальным данным, полученным в ходе апробации педагогической технологии коррекции речи у дошкольников с дизартрией с использованием тренажера «Дельфа 142.1», данная технология позволила улучшить состояние следующих высших психических процессов: восприятия, особенно неречевого слухового гнозиса,-на 87,8⁒; зрительного гнозиса – на 47,5⁒; мышления- на 9,7 ⁒, памяти, прежде всего, зрительной,-на 39 ⁒; внимания-на 41,4⁒ [5, с.123]. Для работы по основным направлениям (развитие звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие навыка звукового анализа) нами определены в качестве дополнительного средства коррекции компьютерные упражнения на логопедическом тренажере «Дэльфа-142.1», разработанном под научным руководством О.Е. Грибовой [2, с. 305].

4. В качестве основных оперативных условий профилактики фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией нами выделены три направления работы: развитие звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие навыка звукового анализа. В рамках каждого направления работы нами подобраны игры, упражнения и задания в соответствии с выявленной симптоматикой.

4.1.Формирование звукопроизношения.

При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать особенности строения артикуляционного аппарата, особенности общей и мелкой моторики, индивидуальные особенности ребенка, а также соблюдать определенную последовательность в постановке и дифференциации звуков.

Условия, необходимые для формирования у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией правильного звукопроизношения:

- для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

- целесообразно использовать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вибрационный;

- отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

- закрепление поставленных звуков происходит в процессе дифференциации всех близких звуков;

- материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Формирование звукопроизношения у детей с дизартрией начинается с массажа и активной гимнастики артикуляционного аппарата. Рекомендуется проводить работу по формированию кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений [1, с. 95].

4.2. Развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа

Работа над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, затем согласных, которые дети правильно произносят в самостоятельной речи, затем по мере постановки нарушенных звуков, проводятся игры на восприятие этих звуков.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

В процессе работы над развитием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза необходимо:

- сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

-научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

-сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.

-научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

-научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

-научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов.

-научить дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.

-научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

-научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Подводя итог, отметим, что анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить особенности и уровни сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, имеющих дизартрию. Большинство детей, принявших участие в эксперименте, показали средний уровень успешности в сформированности навыков звукопроизношения, высокий уровень сформированности фонематического восприятия и низкий уровень успешности в сформированности навыка звукового анализа. В результате сопоставления полученных в ходе исследования данных, в зависимости от уровня сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа, нами были выделены три группы воспитанников 4-5 лет с ОНР II уровня, дизартрией для дальнейшего определения направлений дифференцированной логопедической работы по профилактике фонематических нарушений. Полагаем, что систематизированное использование предложенного нами комплекса организационно-педагогических условий, включающего упражнения, занятия и игры, будет способствовать успешной профилактике фонематических нарушений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня, имеющих дизартрию.


Список литературы

1. Брюховских Л.А. Дизартрия-Учебно-методическое пособие по логопедии. Красноярск, 2015. 180с.
2. Логопедия. Теория и практика/под ред д.п.н.профессора Филичевой Т.Б.-Москва:Эксмо, 2018.-608 с.
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1997. с. 257
4. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод. рекомендации/ Т.В. Зиновьева, А.В. Мамаева, Н.В. Сиско и др./под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева-Красноярск, 2014.-44с.
5. Шишова Т.В. Использование логопедического тренажера «Дельфа-142» при коррекции нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией//Образование и наука. 2011. №7. С. 118-126

Расскажите о нас своим друзьям: