Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 9.378

Дата публикации 30.06.2019

Организационная структура университетов Европы XIII-XIV вв.

Васильева Юлия Сергеевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного, ФГБОУ ВО, Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия, v-julia@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности организационной структуры первых университетов в средневековой Европе. Цель данной статьи заключается в изучении организационной структуры университетов в ее общих чертах. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть организацию управления и учебного процесса университетов. В качестве основного источника в рамках предпринятого исследования были взяты статуты Болонского, Пражского и Парижского университетов. Статуты отражают организационную структуру университета со всеми его должностными лицами и присущими им обязанностями, так и деятельность университета в целом. Автор приходит к выводу, что структура университетов отличалась четкой иерархичностью, с жесткой вертикалью власти.
Ключевые слова: университет, учебная программа, студент, ректор, декан

The organizational structure of universities in Europe XIII-XIV centuries

Vasileva Iuliia Sergeevna
PhD in History, Associate Professor at the Department of Linguistics, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language, "Samara State Technical University" (Samara)

Abstract: This article discusses the specific features of the first universities’ organizational structure in medieval Europe. The purpose of this article is to study the organizational structure of universities in general terms. To achieve this goal, it is necessary to consider the organization of management and the educational process of universities. As the main source of the research the statutes of the University of Bologna, Prague and Paris were taken. The statutes reflect the organizational structure of the university with all its officials and their inherent responsibilities, and the activities of the university as a whole. The author comes to the conclusion that the structure of universities was distinguished by a clear hierarchy, with a rigid vertical of power.
Keywords: university, curriculum, student, rector, dean.

«Средневековые университеты заменяли тогдашним народам все средства, какие дает ныне литература и книгопечатание. Только в университетах происходил обмен мысли» [1, с.52]. В XII-XIII вв. в Западной Европе начинает складываться высшая школа – университет. Университет подразумевал объединение преподавателей или преподавателей совместно с учащимися. К началу XIII в. университеты появились в Болонье, Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и других городах [2, Т.1, с.418].

Возникновение средневековых университетов было связано, в первую очередь, с бурным ростом средневековых городов и с потребностями развивающейся городской экономики и культуры. Господствующие круги феодального общества видели в университетах центр подготовки кадров для административного управления, обоснования незыблемости существующих порядков, защиты от ересей и инакомыслия. Таким образом, объясняется отношение университетов к центральной власти [3, с.30].

В вопросах внутренней организации жизни членов университета этот институт системы образования отличался своей автономией и самоуправлением. Но все прерогативы юридического самоуправления и учебной деятельности были получены из рук светских властей и церкви. Организационная структура университетов, структура их самоуправления, компетенция должностных лиц, срок их полномочий, порядок выборов, регламентация учебного процесса оговаривались в постановлениях, утвержденных светскими и духовными властями, так называемых «статутах». Юридическая автономия университетов носила строго ограниченный и относительный характер.

Типичным средневековым университетом являлся один из старейших – Парижский университет, получивший в 1200 г. королевскую грамоту с узаконением его прав. В его состав входили – учащиеся, преподаватели, а также книгопродавцы, переписчики, посыльные, аптекари и даже трактирщики, обслуживающие университет. Преподаватели университета объединялись в особые организации, так называемые «факультеты». В Парижском университете их насчитывалось четыре: «младший» или артистический, на котором учащиеся изучали семь «свободных искусств», и три «старших» факультета – медицинский, юридический и богословский, на эти факультеты поступали только по окончании младшего «артистического» факультета. Преподаватели имели право выбирать главу факультета – декана.

Учащиеся средневековых университетов объединялись в организации – «провинции» и «нации». Все «нации» вместе выбирали главу всего университета – ректора [4, с.115-123]. Преподаватели схожих предметов объединялись в составе факультета. Во главе факультета был декан. Выборы декана проводились два раза в год: «в течение восьми дней перед праздником Святого Галла и в течение восьми дней перед праздником святого Галла». В избрании принимали участие только магистры факультета. Процедура проходила с использованием открытого голосования всех присутствующих. Избранный декан приносил присягу старейшему магистру, обещая усердно исполнять свои обязанности. Магистры в свою очередь присягали вновь избранному главе факультета, клялись выполнять все распоряжения декана [4, с.88-89].

В обязанности декана входило ведение общей книги факультета – заносить в нее все акты, «достопамятные события, служащие общему благу» и постановления. Он являлся хранителем печати факультета. Распоряжение печатью согласовалось деканом с Советом факультета. Декан должен был созывать Совет факультета по своему усмотрению для обсуждения насущных вопросов. Для подобных целей существовала должность помощника декана – нунций факультета. В его обязанности входило доводить все распоряжения декана до преподавателей факультета [4, с.89-90].

Глава университета – ректор – выборная должность. В выборах принимают участие студенческие «нации». Именно они избирают по одному представителю от каждой «нации». Эти представители избирают пять выборщиков, которые в течение часа решают вопрос о кандидатуре нового ректора. Вновь избранный ректор вступает в должность через 8 дней, в один из ближайших праздников [4, с.80-81]. Процедура вступления в должность сопровождается торжественной церемонией. Прежний ректор провожает «с трубачами вновь избранного ректора по городу к его дому через весь университет» [4, с.70]. Таким образом, во время подобной церемонии происходит представление нового ректора университету, а также передача печати и статутов университета и других вещей ректора. Новый ректор обязан публично принести присягу [4, с.81].

Ректором университета мог стать только один из членов университета, который славился своей достойной жизнью и поведением, достигший возраста 25 лет. Кандидат должен быть холост, но не прошедшим посвящения в монахи, а также являться клириком [4, с.81]. «Клирик» в своем широком значении относится ко всему духовенству, противопоставляемому мирянам, как «ученые к неученым». Значение термина «клирик» в узком смысле сократилось до обозначения студентов и магистров университета. В средние века «клирики» выделялись в особую группу профессиональных ученых, по роду своей деятельности обладающих наивысшей общественной значимостью [5, с.10-11]. Таким образом, ректор исполнял не только административные обязанности, но являлся ученым. Ректор присягал в том, что он будет «по мере своих сил заботиться о благе учения и университета, твердо соблюдать, хранить и защищать все настоящие и будущие статуты, расходовать деньги университета только на пользу» [4, с.82]. Ректор не только сам знакомился с уже существующими статутами, но и знакомил с ними студентов, так как отдельные положения статутов зачитывались в классах. Какие-либо изменения в статуты могут быть рассмотрены на заседании Совета университета. Совет университета – это своего рода совещательный орган при ректоре. Все важные вопросы, касающиеся деятельности университета должны быть рассмотрены в присутствии совета. Члены совета или «советники» выбирались ректором из кандидатов, предложенных нациями, в количестве 16 человек [4, с.86]. Ректор собирал Совет для обсуждения важных вопросов: если возникала необходимость внесения каких-либо поправок в статуты, то текст поправки первоначально рассматривался советниками, затем выносилось на общее обсуждения Совета [4, с.71].

Ректор обязуется не только управлять университетом, но и следить за учебным процессом и поведением «школяров». В начале своего ректората он должен «собрать собрание всего университета и сделать внушение об исправлении дурных обычаев школяров: студенты могут проживать только на территории университета, в противном случае они лишаются защиты университета [4, с.84]. Ректору следует заботиться о том, чтобы «звонки давались правильно и своевременно» [4, с.71].

В ведении ректора находилась казна университета. Все деньги и другие материальные ценности хранятся в «ларе», ключи от которого были в распоряжении трех человек, включая ректора [4, с.85]. Ректор заботился о пополнении казны и рациональных расходах. Одним из источников пополнения являлась плата студентов за обучение. Ректор регулярно отслеживал вопрос оплаты, еженедельно на совете университета обсуждались меры воздействия на неплательщиков. Он заботился и о своевременной оплате работы докторов [4, с.71]. Источник существования магистров и бакалавров – оплата студентами лекционного курса и проведения учебных диспутов – непостоянный и ненадежный для малоизвестных преподавателей. Популярные лекционные курсы распределялись между ведущими магистрами. Таким образом, доход преподавателя зависел напрямую от оплаты студентов и был связан с известностью этого преподавателя [3, с.32]. Определенную роль в материальном обеспечении нужд университета играли частные пожертвования. Они, в основном, исходили от лиц, которые были связаны с университетом: учились или преподавали. Все эти пожертвования строго учитывались из года в год [4, с.74-76]. Ректор не просто аккумулировал все денежные средства, но и распоряжался ими на благо университета. Успешная жизнедеятельность университета во много зависела от личных качеств и умений ректора.

Основа организационной структуры университета – студенты. Студенты, поступившие в университет, должны были приписаться к той или иной «нации». В Парижском и Пражском университетах студенты группировались в рамках четырех наций: французская (галльская), нормандская, пикардийская и английская [2, Т.1, с.418]; богемская, польская, баварская, саксонская соответственно [4, с.85]. Наличие подобных объединений было вызвано склонностью студентов к странствиям в поисках «лучшей жизни»: они переезжали из одной страны в другую, из одного университета в другой [6, с.124]. При вступлении в нацию студент платил вступительный взнос и приносил присягу [4, с.85]. Студент торжественно клялся в том, что будет «усердно блюсти честь, добро и пользу нации, оказывая помощь вновь пришедшим и повиноваться всем статутам и постановлениям университета.

Студенты одной нации помогали друг другу: в случае болезни одного из членов сообщества его навещали от имени всего землячества и по возможности помогали. Если кто-то из студентов умирал, то все остальные должны были «торжественно и благородно принимать участие в погребальном шествии» [4, с.72]. Таким образом, статуты лишь фиксировали сложившиеся отношения братства и взаимопомощи в студенческих нациях.

Нации в определенной степени могли контролировать учебный процесс в университете. В начале каждого учебного года нация избирала магистров, которые должны были провести проверку и установить: кто из профессоров «содержит классы» или «собирается их содержать» и фактически обучает школяров. То есть нации составляли список всех преподающих магистров с наименованием читаемых ими дисциплин. По окончании проверки нация выбирала «фактически преподающего магистра», который отвечал за магистров, готовящих школяров к получению степени [4, с.77]. Нация также представляла ректору список лиц на вакантную должность советника. Таким образом, студенты могли участвовать в функционировании и управлении университета. Управленческая структура университета, увенчанная фигурой ректора, отличалась четкостью и логичностью, с разграничением прав и полномочий на каждом уровне. В результате этого деятельность университета отличалась слаженностью.

Учебный процесс в университете претерпел незначительные изменения за несколько столетий. Он, как и в наши дни, включал лекции, семинары и завершался экзаменами. Лекции в средневековых университетах делились на два вида: ординарные и экстраординарные. Экстраординарные лекции, в нашем понимании, - факультативные занятия. Действовало постановление, по которому «никому не разрешается читать больше, чем два ординарных лекции, либо превращать их в экстраординарные, либо давать их в какие-либо другие часы, либо другим способом … также никто не может давать больше, чем две общие лекции в один и тот же день, в период, когда лекции читаются регулярно, и не больше трех, когда нет регулярных занятий». В связи с успехами в освоении материала «от всех и от каждого в отдельности надлежит требовать, чтобы магистры заканчивали тексты, которые начинают в праздник Ремигия (1 октября) только в те сроки, которые указываются ниже, и никак не прежде» [4, с.102]. Для изучения каждого текста следует тратить половину указанного времени. Магистр по своему усмотрению распределял материал по отведенным часам. Лекции и другие занятия не проводились по праздникам: в дни апостолов, евангелистов, в течение трех дней после рождества, Пасхи и Пятидесятницы. Праздничные дни уносили много драгоценного времени, диктовали преподавателям определенные условия. Тем не менее лекционный курс должен был читаться по заранее утвержденной программе и пропустить какую-либо тему можно было только в случае болезни преподавателя или его вынужденного отъезда, сроком не более 15 дней, или же в случае, когда школяры не пожелали слушать этого лектора [4, с.103-104]. Это положение было зафиксировано в статутах и указывает на то, что подобные случаи не являлись чем-то из ряда вон выходящим и необычным в практике средневековых университетов.

Способ чтения лекций значительно отличался от нашего сегодняшнего представления. В статутах «факультета искусств» Пражского университета этому вопросу посвящен целый параграф, который гласит: «Каждый магистр может читать студентам собственные сочинения по любой книге, рекомендованной на факультете искусств, сам лично либо при помощи достойного чтеца … мог читать обучающимся сочинения других магистров» [4, с.115].

Программа любого факультета состояла из списка книг древних авторов, подлежащих тщательному разбору и изучению в ходе лекций. Так, например, на медицинском факультете Болонского университета в течение четырех лет изучались труда Авиценны, Галена и Гиппократа. Программа факультета «свободных искусств» любого университета обязательно включала изучение логики, «натуральной» философии и «моральной» философии, грамматики и поэзии. Сочинения по последним дисциплинам предназначались для чтения в праздничные дни [7, с.70]. Учебная программа «свободных искусств» Болонского университета была рассчитана на три года и охватывала все труда Аристотеля и труд Аверроэса «О субстанции шара» [4, с.93]. Программа заранее согласовывалась на факультете. Магистрам разрешалось вводить в курс лекций изучение трудов магистров из других университетов, таких как Пражский, Парижский и Оксфордский, так как эти университеты считались наиболее видными и значимыми. Но произведения сторонних авторов тщательно проверялись на факультете, так как они могли идти в разрез с установками данного факультета [4, с.115].

Важную роль в обучении занимали диспуты, которые носили название «О чем угодно». Они были близки к современным семинарским занятиям. Вопросы обсуждались самые разные, определялись они кругом тем, входящих в программу факультета. Порядок работы студентов на диспутах можно рассмотреть на примере Сорбонны. «Для упорядочения диспутов следует избрать одного из членов, который будет называться магистром студентов». Он должен составить список вопросов на следующий год, выбрать самые важные и полезные теологические вопросы так, чтобы они не совпадали с вопросами предыдущего и последующего годов. Магистр студентов приводит к взаимопониманию диспутантов, если они не понимают друг друга. Он должен прервать спор, который ведется «для демонстрации тщеславия». Он занимает место докладчика, в случае его отсутствия, составляет вопросы оппоненту и отвечающим за две недели до диспута [4, с.108]. Таким образом, система работы студентов на диспуте была тщательно продумана.

Существовало особое должностное лицо – «педель нации», который координировал деятельность студентов и преподавателей. Он присутствовал на лекциях тех преподавателей, которые хотели получить ученую степень. Он оповещал студентов о чтении лекций, ходя по классам. «Педель» присутствовал на всех занятиях, включая экзамены и церковные службы для студентов. Он объявлял о мало известных праздниках и днях, когда занятия отменялись [4, с.78].

Во всех университетах обучение было платное, но за каждую дисциплину насчитывалась строго определенная сумма. Если преподаватель самолично поднимал тарифную ставку, то студент мог обвинить его в этом, и с преподавателя взимался штраф (1/3 суммы шла в пользу пострадавшего студента). Помимо платы за обучение существовали и денежные взносы для получения степеней бакалавра и магистра [4, с.96-97]. Студент мог прекратить посещение занятий любого из докторов в течение 15 дней. До истечения срока он не был обязан платить вознаграждение за занятия, которые он пропустил, если он больше не будет посещать классы этого доктора.  Посещение занятий не контролировалось, и студент мог посещать их по своему желанию [4, с.95]. На занятия студенты ходили в форменной одежде. Они должны были носить свои «мантии или сутаны в классах, когда идут слушать лекции, или на проповеди». Это правило особо соблюдалось с начала праздника всех святых и до конца большого семестра [4, с.113]. Учебный процесс в средневековых университетах отличался четкостью, продуманностью, логичностью организацией. Он был направлен на то, чтобы студенты получили в процессе обучения хорошие знания, применимые в обществе.

Университеты играли роль образовательных и культурных центров в средневековой Европе. Будучи детищем феодализма университеты копировали некоторые его элементы: корпоративность и иерархичность. На этих принципах и строилась организационная структура университета. Структура управления отличалась четкой иерархичностью. Обязанности всех должностных лиц были строго регламентированы в рамках системы подчинения. Вертикаль власти шла от деканов факультетов до ректора университета. Эти должностные лица аккумулировали в своих руках исполнительную власть. Наряду с этим действовали и корпоративные сообщества студентов, «нации», которые могли противопоставить своих выборных представителей, участвовавших в деятельности университета. Благодаря слаженной управления учебный процесс проходил слаженно. По своим характерным чертам он не слишком отличался от современного процесса и включал несколько форм учебных занятий: лекции, диспуты и экзамены на получение ученых степеней.


Список литературы

1. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья [Текст]. - М.: Наука, - 1987.- 435 c.
2. История средних веков [Текст] / Под общей ред. С.Д. Сказкина. В 2 тт. М., - 1977.
3. Струков Б.Г. Экономические и юридические положения первых немецких университетов конца XIV - начала XV вв. [Текст] // Из истории университетов Европы XIII - XV веков. - Воронеж, - 1984. – С. 29-45.
4. Документы по истории университетов Европы XII - XV вв. [Текст]. - Воронеж, - 1973. – 150 с.
5. Уваров П.Ю. Характерные черты университетской культуры [Текст] // Из истории университетов Европы XIII - XV веков. - Воронеж, - 1984. – С. 5-28.
6. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья [Текст] – М.: Наука, - 1987.- 345 c.
7. Липатникова Г.И. Эталоны поведения студентов Карлова университета [Текст] // Из истории университетов Европы XIII - XV веков. - Воронеж, - 1984. – С. 60-85.

Расскажите о нас своим друзьям: