Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 376.58

Дата публикации 11.04.2019

Опыт психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков, находящихся в закрытом образовательном учреждении

Рассудова Людмила Анатольевна
канд. психол. наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск, la-write@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется опыт реализации программы психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков в закрытом образовательном учреждении, испытывающих трудности во взаимодействии с социумом. Охарактеризована разработанная программа сопровождения, направленная на формирование и развитие социальных навыков у девиантных подростков, описаны виды и формы работы с учащимися, целью которой является их социально-психологическая реабилитация через подготовку к жизни в обществе после отбытия наказания. Также в статье представлены результаты осуществления психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков в течение учебного года. Кратко представлены методические рекомендации для сотрудников закрытого образовательного учреждения, намечены перспективы дальнейшей разработки программ длительного психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков.
Ключевые слова: девиантные подростки, психолого-педагогическое сопровождение, учащиеся закрытого образовательного учреждения, социально-психологическая реабилитация

Experience of psychological and pedagogical support of deviant teenagers in a closed educational institution

Rassudova Lyudmila Anatolyevna
Cand. psychol., associate professor of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Abstract: The article analyzes the experience of implementing the program of psychological and pedagogical support of deviant adolescents in a closed educational institution, who have difficulties in interacting with society. The developed support program aimed at the formation and development of social skills in deviant adolescents, is characterized, the types and forms of work with students, the purpose of which is their socio-psychological rehabilitation through preparation for life in society after serving the sentence. The article also presents the results of the implementation of psychological and pedagogical support of deviant adolescents during the school year. Methodical recommendations for employees of a closed educational institution are briefly presented, and prospects for the further development of programs for long-term psychological and pedagogical support of deviant adolescents are outlined.
Keywords: deviant adolescents, psychological and pedagogical support, students of a closed educational institution, socio-psychological rehabilitation


Проблема социализации и социально-психологической реабилитации подростков, имеющих нарушения в поведении, не утрачивает своей актуальности. Количество подростков с девиациями поведения не уменьшается, более того, контингент девиантных подростков в последние годы пополняется лицами с ОВЗ, специфические нарушения развития которых в ряде случаев затрудняют усвоение и соблюдение социальных норм и правил [6].

Совершившие правонарушения подростки оказываются в различных образовательных учреждениях закрытого типа, где с ними ведется психолого-педагогическая работа, направленная на социально-психологическую реабилитацию [1; 4]. Мы полагаем, что для достижения данной цели необходима комплексная, командная работа специалистов, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение подростков. Подобное комплексное сопровождение девиантных подростков осуществлялось нами в специальном профессиональном училище № 1 закрытого типа г. Омска, с привлечением студентов-волонтеров факультета психологии и педагогики ОмГПУ. В данном образовательном учреждении находятся несовершеннолетние правонарушители, имевшие конфликты с законом. Всем учащимся специального училища свойственно противоправное поведение, некоторые из них также имеют аддикции. Учащимся запрещено покидать училище, то есть они находятся в условиях принудительной социальной изоляции, которую М. Ю. Кондратьев определяет как сознательное обособление обществом некоторых своих членов в закрытых учреждениях, вне зависимости от их желания, а нередко и вопреки их воле [3]. В исследовании приняли участие 60 подростков, находящихся в данном учреждении.

Психологическая работа с подростками осуществлялась по авторской программе психолого-педагогического сопровождения «Формирование и развитие социальных навыков у девиантных подростков». Данная программа предполагала помощь девиантным подросткам в подготовке к полноценной жизни в обществе после отбытия наказания; регулярную психологическую поддержку подростков и формирование у них навыков самостоятельной работы и жизни. В связи с этим, разработанная программа нацелена на развитие социальных навыков, формирование умения адекватно взаимодействовать с социумом, понимание себя и своих чувств.

Программа психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков была разработана с учетом социально-психологических и возрастных особенностей учащихся образовательных учреждений закрытого типа. Подбор материала для занятий обусловлен общенаучными и частными методологическими принципами и связан с реализацией:

• принципа гуманизации, предполагающего гуманное отношение к личности учащегося, уважение его прав и свобод, выявление возможностей самовоспитания, путей развития самостоятельности;

•  принципа последовательности и системности, предполагающего взаимосвязь и логическую последовательность блоков психолого-педагогической программы, а также преемственность в изложении материала;

• принципа доступности, предполагающего учет реальных возможностей учащихся;

• принципа центрации на развитии личности, предполагающего, что осуществление программы создает возможности для самореализации и самоактуализации личности.

Разработанная программа сопровождения учащихся состояла из 40 занятий, включающих в себя групповые занятия в форме тренингов и психологических бесед, а также индивидуальное консультирование подростков. Групповые занятия в форме тренингов были структурированы и включали в себя обязательный ритуал приветствия, разминку, основное упражнение, рефлексию занятия и прощание.

Кратко охарактеризуем тренинговые занятия, представленные в программе сопровождения тремя блоками. Содержание первого блока «На пути к гармонии с окружающими» направлено на развитие эмпатического понимания подростками других людей, расширения их эмоционального репертуара, формирования эмпатийности как свойства личности. Первое занятие данного блока направлено на представление и самораскрытие участников, что необходимо для успешной дальнейшей работы в группе. Активизация эмпатии невозможна без умения учащихся конструктивно выражать свои чувства, поэтому занятия «В поисках мирного пути выражения чувств», «Противостоять агрессии», «Право на жестокость», «Избавляемся от гнева» были направлены на то, чтобы помочь участникам разобраться в своих чувствах, составить более полное представление о своих эмоциях, научиться отреагировать негативные эмоции. Всё это способствовало расширению эмоционального репертуара учащихся закрытого образовательного учреждения, создавая базу для формирования у них эмпатийности. Следующие занятия: «Динозавр» и «На пути к гармонии с окружающими» способствуют развитию и укреплению взаимодействия между участниками, формированию установки на взаимопонимание. Учащиеся расширяют имеющиеся у них способы взаимодействия, учатся высказывать и принимать обратную связь в общении как со своими сверстниками, так и со взрослыми. На активизацию эмпатии в отношениях с родителями было направлено занятие «Я и мои родители». Усилению сочувствия к окружающим людям, развитию эмпатического понимания способствует стабилизация самооценки, повышение уверенности в своих силах, развитие способности быть внимательными друг к другу. Этому способствовали занятия: «Король», «Украденные судьбы», «Поговорим?», «Я в бумажном зеркале», «Будь собой, но в лучшем виде!» Завершающее блок занятие одновременно являлось переходным ко второму блоку.

Содержание второго блока «Кто я такой?» направлено на активизацию рефлексии посредством развития у учащихся навыков анализа, оценки и планирования своего поведения, а также анализа и прогнозирования поступков окружающих людей. Содержание первых занятий данного блока направлено на расширение представлений подростков о волевой сфере личности, развитие у участников способности контролировать свое внимание, сосредотачиваться: «Моя тревога», «Круг воли». Активизация рефлексии предполагает развитие умения распознавать свои проблемы и находить способы их решения, а также готовность к самораскрытию с целью получения обратной связи («Мои проблемы», «Это я»). Занятия «Алкоголь», «Как сказать НЕТ», «Обвиняемый невиновен» были направлены на развитие у подростков способности делать самостоятельный выбор, развитие навыков анализа своего поведения и поступков других людей. Помимо этого, развитию рефлексии способствовали занятия «Вспомни детство», «Как превратить недостатки в достоинства», «Наркоман», «Самое дорогое в жизни», направленные на осознание подростками своих ценностей и положительных качеств. Завершается блок занятием «Мое будущее», цель которого – рефлексия участниками своей будущей жизни, составление конструктивных планов на будущее.

Содержание третьего блока «Я в социуме» направлено на развитие у учащихся способности к изменению познавательной перспективы, расширению и преобразованию собственной картины мира за счет учета и анализа различных точек зрения, восприятия своей жизни в контексте жизни других людей.

Групповые занятия в форме психологической беседы проводились по заранее определенным темам и основывались на просмотре подростками документальных и социальных фильмов. Для просмотра нами были отобраны документальные фильмы, снятые студией социального кино «ИСС Арт-Медиа». Фильмы данной студии социального кино сняты в г. Омске и в основе сюжета имеют реальные события, что вызывало большой интерес со стороны учащихся спецучилища, также проживающих в этом городе. Небольшая продолжительность (30-40 минут) социальных фильмов делает их удобными для группового просмотра с последующим обсуждением. В рамках программы сопровождения использовалась серия фильмов о малолетних преступниках. Индивидуальное консультирование проводилось по мере необходимости, при поступлении запроса от воспитанника или по рекомендации психологов учреждения. Программа сопровождения реализовывалась на протяжении учебного года, тренинговые занятия проводились дважды в неделю.

В психолого-педагогическом сопровождении девиантных подростков принимали участие студенты-волонтеры факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Их участие обосновывается необходимостью охвата программой сопровождения каждого воспитанника специального профессионального училища. Было задействовано 5 волонтеров – студентов старших курсов факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Следует отметить, что до начала психологической работы с девиантными подростками было проведено обучение волонтеров с целью их подготовки к работе. В ходе этого обучения были освещены такие вопросы, как психологические особенности поведения девиантных подростков, особенности проведения психологической диагностики с учетом уровня развития девиантных подростков; методы проведения тренингов, дискуссионной беседы, психологического сопровождения. Волонтеры успешно осуществляли реализацию данной программы и регулярно проводили занятия с подростками. Студенты были заинтересованы в работе, проявляли активность, вносили свои предложения, с готовностью устанавливали контакт с девиантными подростками. Всем волонтерам удалось наладить отношения с подростками и выстроить конструктивное взаимодействие.

Психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков осуществлялось и в форме индивидуальных консультаций, проводимых психологом. Индивидуальное консультирование проводилось по мере необходимости, при поступлении запроса от воспитанника или по рекомендации психологов учреждения. Психологические консультации проводились по следующим запросам: межличностные конфликты, неумение сдержать гнев, частое подавленное настроение, желание больше узнать о себе. При консультировании применялся гуманистический подход, использовалась пятишаговая модель консультирования. Каждая психологическая консультация завершалась тем, что были даны психологические рекомендации либо намечены перспективы дальнейшего поведения подростка. Каждая консультация занимала от 40 мин. до 1 ч. 20 мин.

С целью получения обратной связи было проведено анкетирование всех воспитанников с помощью разработанной нами анкеты, вопросы которой были направлены на выявление трудностей в общении, умений разрешать конфликтные ситуации, на самооценку подростками у себя этой способности, на выявление особенностей ценностной сферы и на оценку своих знаний в области прав и обязанностей.

Результаты анкетирования, подтвержденные беседой психолога с учащимися и педагогами, показали, что подростки стали чувствовать себя увереннее в общении, приобрели недостающие им знания о том, как понять другого человека и себя самого. На начальном этапе психолого-педагогического сопровождения примерно половина всех учащихся (56 %) считали, что обладают нужными коммуникативными способностями. Подобная самооценка своих коммуникативных способностей, скорее всего, не вполне соответствовала реальности, что объясняется специфическими особенностями рефлексии девиантных подростков [5]. Из наблюдений за подростками и бесед с воспитателями и педагогами, работавшими с ними, следовало, что все воспитанники училища имеют трудности в общении, а конфликтные ситуации предпочитают разрешать неконструктивными способами (уход, агрессия и т. п.). Можно предположить, что подростки либо нереалистично оценивали свои способности, выдавая желаемое за действительное, либо не понимали, как на самом деле можно мирно разрешить конфликтную ситуацию. Из комментариев, которые делали подростки при заполнении анкеты, следовало, что предотвращением ссоры многие из них считали встречную агрессию, направленную на то, чтобы подавить обидчика и заставить его отступить.

В ходе реализации программы психолого-педагогического сопровождения была проведена промежуточная диагностика, результаты которой показали, что лишь 39% учащихся считают, что у них развиты коммуникативные способности. Такое снижение показателя по сравнению с первичными результатами объясняется тем, что оценка подростками своих социальных навыков стала более реалистичной, а представления о конфликтных ситуациях – более полными. При этом некоторые подростки свои ответы сопровождали такими пояснениями: «Я раньше думал, что договорюсь, но даже не знал, как это»; «Да я не задумывался никогда, как договариваться надо». Воспитанники начали осознавать, что их способы разрешения конфликтных ситуаций в большинстве своем неконструктивны или даже неприменимы на практике. Некоторые подростки высказывали желание научиться правильному общению, проявляли заинтересованность в развитии своих социальных навыков. Итак, в течение первых месяцев сопровождения удалось создать у учащихся более верное представление о самих себе и о том, как общаться с окружающими людьми, что такое конфликт и что такое мирный способ его разрешения. Подростки стали реальнее оценивать свои способности.

По результатам итоговой диагностики, большинство учащихся (89%) стали считать, что у них развиты коммуникативные способности, хотя и в недостаточной степени. За эти месяцы подростки научились не только осознавать и формулировать, но и преодолевать трудности и барьеры в общении. Также научились справляться со своей агрессией, давая ей конструктивный выход, а не выплескивая на окружающих людей. Подростки учились общаться с разными категориями людей – как с хорошо знакомыми им (учителя, друзья), так и с незнакомыми. Программа была направлена на то, чтобы, вернувшись в нормальные социальные условия после отбывания наказания, подростки не растерялись, знали, как себя вести и что делать. Эта цель подразумевает в первую очередь развитие социальных навыков, коммуникативных способностей. Безусловно, нельзя утверждать, что уровень развития коммуникативных способностей у всех учащихся специального профессионального училища теперь такой же, как и у их сверстников из общеобразовательных школ. Тем не менее, удалось достичь некоторых результатов, важнейший из которых заключается в том, что большинство воспитанников теперь лучше представляет, что их ждет за стенами учреждения и как следует себя вести, что тебя поняли и приняли. Возможно, некоторые подростки несколько переоценили свои способности в этой сфере, когда отвечали на вопросы анкеты. Если в рамках тренинговых занятий у какого-либо подростка получалось хорошо справляться со всеми занятиями, он мог потом несколько переоценить свои реальные способности договариваться с окружающими. Тем не менее, ситуация успеха в социальном взаимодействии, которая создавалась на тренингах, очень важна для этих подростков, так как позволяет им почувствовать, что они могут добиться своих целей и быть услышанными, не прибегая к противоправным действиям [2].

Сотрудники социально-психологической службы училища отмечают, что у учащихся за время реализации программы психолого-педагогического сопровождения снизилось негативное отношение к взрослым, уменьшилось количество отказов от участия в воспитательных и психолого-педагогических мероприятиях.

Опыт реализации программы сопровождения в закрытом образовательном упреждении позволил нам сформулировать методические рекомендации для психологов и социальных педагогов, кратко представленные здесь:

1. Подбор диагностических методик с учетом специфики контингента и условий проведения диагностики. Акцент на современные разработки в психодиагностике (новые адаптации тестовых методик), а также на использование проективных и не стандартизированных методов – анализ рисунка, сочинение рассказа/сказки, методика предельных смыслов.

2. Ориентация на современные разработки в области психологии девиантного поведения, внедрение новых методов и схем работы (например, применение долгосрочных программ творческой реализации девиантных подростков; индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам и т. п.).

3. Использование в работе с подростками социальных фильмов, которые имеют ряд преимуществ: сюжеты ближе и понятнее девиантным подросткам, чем сюжеты художественных фильмов, небольшая продолжительность каждого ролика способствует лучшему усвоению, так как подростки не устают и не отвлекаются.

4. Создание единой системы работы по психологическому сопровождению и коррекции поведения воспитанников училища, предполагающей координацию и объединение усилий всех специалистов социально-психологической службы, а также четкое обозначение сфер деятельности и функциональных обязанностей каждого специалиста.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков в течение учебного года показало эффективность данного метода психологической работы и необходимость реализации более длительных программ сопровождения, рассчитанных на всё время пребывания учащихся в закрытом образовательном учреждении. Необходима комплексная, командная работа специалистов социально-психологической службы, имеющих общую цель в виде социально-психологической реабилитации девиантных подростков и хорошо изучивших особенности специфической социальной ситуации, в которой они находятся. Вместе с тем, перспективным направлением представляется привлечение к сопровождению учащихся специалистов, не являющихся сотрудниками закрытого образовательного учреждения, взаимодействие с которыми способно существенно расширить социальный опыт подростков (волонтеры, социальные работники, педагоги общеобразовательных школ).


Список литературы

1. Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 58-60. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3326/ (дата обращения: 10.04.2019).
2. Бобылева Л. А. Структурно-функциональные особенности ценностно-смысловой сферы юношей в условиях пенитенциарного учреждения // Гуманитарный вектор. - 2011. - № 1. - С. 146-149.
3. Кондратьев М. Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. - 2012. - № 2. - С. 143–153.
4. Николаева Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях детского дома // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - № 6-3. – С. 92-95.
5. Чернова Е. О. Рефлексивные особенности членов подростково-молодежных уличных криминальных группировок // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 11-12. - С. 37-39.
6. Щербинина О. А. Асоциальная личность как объект исследования современной психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 281-285.

Расскажите о нас своим друзьям: