Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 378.096

Дата публикации 28.02.2019

Обучение способам создания компьютерной анимации средствами Adobe Animate CC студентов художественно-графических факультетов.

Левашова Елена Анатольевна
доцент кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве, художественно-графического факультета, Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), РФ, г. Москва, ea.levashova@mpgu.su

Аннотация: В статье рассмотрены возможности информационных технологий, помогающих визуализировать художникам и дизайнерам объекты и явления, создавать анимационные продукты, востребованные в профессиональной среде средствами графического редактора Adobe Animate CC. Использование анимационных цифровых технологий в обучении активизирует мыслительную деятельность учащихся за счет представления различной визуальной информации, переработки этой информации в соответствии с целями и задачами обучения и повышает их профессиональную компетентность. Программа Adobe Animate CC позволяет создавать анимацию разными способами, которые можно использовать каждый отдельно как самостоятельный инструмент или создать смешанный тип анимации. Что позволяет создавать в зависимости от уровня навыков работы в программной среде интерактивные объекты. В заключении раскрывается значение компьютерной анимации в обучении созданию анимированных визуализаций, которое помогает обогатить учебный процесс и повысить уровень профессиональных компетенций, как педагогам, так и дизайнерам.
Ключевые слова: анимация, компьютерная графика, мультимедиа, визуализация, графический редактор, образование, способы анимации

Teaching how to create computer animation tools Adobe Animate CC of art and graphics students

Levashova Elena Anatolievna
Associate professor at the Department of Design and Media Technologies in Art, the Art and Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University (MPGU), Russia, Moscow

Abstract: The article discusses the capabilities of information technologies that help to visualize objects and phenomena to artists and designers, create animated products that are in demand in a professional environment by means of the Adobe Animate CC graphic editor. The use of animated digital technologies in learning activates the mental activity of students by presenting various visual information, processing this information in accordance with the goals and objectives of learning and enhances their professional competence. Adobe Animate CC program allows you to create animations in different ways, which you can use each separately as a standalone tool or create a mixed type of animation. That allows you to create, depending on the level of skills in the software environment, interactive objects. In conclusion, the importance of computer animation in teaching the creation of animated visualizations is revealed, which helps to enrich the educational process and increase the level of professional competencies, both for teachers and designers.
Keywords: animation, computer graphics, multimedia, visualization, image editor, education, ways of animation

Стремительное развитие информационных технологий и как следствие компьютеризация образования отражается на учебно-образовательном процессе. Использование цифровых технологий в обучении активизирует мыслительную деятельность учащихся за счет представления различной визуальной информации, переработки этой информации в соответствии с целями и задачами обучения. К сожалению, пока заметна инертность системы образования в обновлении содержания и организации учебного процесса с активным использованием электронных образовательных ресурсов [4]. Образовательные учреждения стараются оснастить аудитории компьютерной техникой, проекторами, электронными досками и т.п., поскольку методическое использование подобных устройств в организации занятий позволяет значительно повысить качество обучения. Особый интерес представляют мультимедиа проекторы, позволяющие проводить уроки с использованием, так называемых, мультимедиа лекций и электронных учебников, включающих в себя интерактивные галереи, иллюстрирующие теоретические знания, анимацию, фото- и видеоматериалы, ЭОР и многое другое [2].

На современном рынке представлен весьма широкий спектр подобного рода программного обеспечения, которое во многих случаях доступно для бесплатного скачивания из Интернета [2].  Однако эти продукты не всегда бывают высокого качества, имеют разрозненные, не объединённые единой целью уроки и не отвечают методическим заданиям педагога, а могут использоваться лишь эпизодически. Но обладая определенными знаниями, умениями и навыками педагог может создавать их самостоятельно, освоив ряд несложных компьютерных программ. Одно из наиболее мощных программных средств для создания анимации – это графическая среда Animate CC компании Adobe. Необходимость изучения способов создания компьютерной анимации в ВУЗах обоснован тем, что анимация давно проникла во многие сферы человеческой деятельности, заняла свое место в мультимедиа продуктах. Компьютерная анимация - это мощный и незаменимый инструмент в таких областях, как кино, реклама, дизайн, искусство, а также в создании компьютерных игр, обучающих программ, иллюстрации свойств и событий. С помощью компьютерной анимации можно создавать электронные образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, при этом размеры файлов остаются сравнительно небольшими. В области дизайна программа почти не имеет ограничений. В ней можно работать с любым видом графики и оптимизировать ее движение. Дизайнеры находят ей применение в web-дизайне, рекламе, создании интерактивных открыток, презентациях, обучающих программ с использованием интерактивных элементов - кнопок, ссылок, курсоров и др.

Преподаватели разных направлений обучения с успехом могут использовать визуализации, созданные посредством искусства анимации в своей деятельности. Так, в обучении математике можно показать движение в системе координат, в исследовании функций и др. В географии давно используются анимированные карты. В графике очень наглядны анимированные чертежи видов, сечений или разрезов. Динамические процессы физики, астрономии можно проиллюстрировать более наглядно и интересно, используя технологию анимации. В химии можно проиллюстрировать процессы на молекулярном и атомном уровнях. В биологии – показать клетки и поведение простейших. Очень важно, что на базе компьютерного графического редактора Animate CC можно разрабатывать мультимедийные интерактивные онлайн-курсы (МИОК), познавательные игры, различные анимационные объекты, которые можно использовать в создаваемых электронных учебниках и других образовательных ресурсах. Графический редактор Animate CC располагает довольно большим выбором инструментов  для рисования и оптимизации изображений, с помощью которых можно создать анимированную иллюстрацию или динамичную имитацию любого процесса или явления.

Существует два способа создания анимации в графическом редакторе Animate CC:

Первый способ - покадровый. Принцип создания анимации этим способом заключается в прорисовке каждого кадра, отражающего процесс изменения формы, ее свойств или движения. Также возможно заполнять каждый кадр импортированным изображением растровой или векторной графики и использовать программную среду в качестве средства позволяющего пролистывать эти изображения, чтобы получить непрерывную смену статических изображений, т.е. анимационный продукт.

Второй способ анимации – расчетный. Создаются ключевые кадры, а изображения в кадрах между ними программа генерирует самостоятельно, значительно сокращая время работы. К преобразованиям доступным расчетным способам анимации можно отнести изменение координат, размеров, масштаба, угла поворота, формы и ее свойств, цветовых характеристик контура и заливки. С помощью генерирования программой промежуточных изображений и возможности задавать возрастающую или затухающую экспоненту и происходит создание анимационного продукта.

Эти способы разделяются на типы анимации. К первому способу создания анимации относятся покадровая анимация – самый трудоемкий вид анимации, но дающий большой контроль над процессом создания, автор сам определяет содержимое кадра и длительность представления изображения. Заключается в смене независимых друг от друга изображений, организованных единой темой проекта. Занимает довольно большой объем, так как сохраняется информация о каждом кадре. Подобным образом до появления компьютерной графики создавались классические рисованные анимации, только в случае работы с компьютерными графическими редакторами, работа над каждым кадром значительно упрощается, так как дает большие возможности для копирования,  наложения, переноса и размножения целых сцен, объектов и их отдельных частей. Этим способом создаются галереи, некоторые виды баннеров, мультфильмы по разработанным сценариям.

К расчетному способу создания анимации можно отнести анимацию формы, который является одним из самых простых в освоении способ анимирования фигур. Для создания анимации таким способом, достаточно двух кадров, в которых происходит трансформация формы объекта или его свойства (цвет, прозрачность, яркость и т.д.), позволяет выполнять оптимизацию простых фигур, имеет маленький вес файла и дает возможность оживлять растровое пространство, активно используется в создании рекламных баннеров, интерактивных открытках, лабораторных работах, смешанных анимациях и визуализации свойств предметов или явлений. Подобным способом возможна оптимизация отдельных графических примитивов или набора примитивов, которые состоят из простых форм, таких как линии, дуги, окружности, прямоугольники, заливки, которые не должны быть сгруппированы в объекты.  При этом способе линия и заливка считаются разными формами и оптимизируются таким образом, чтобы одно движение каждого соответствовало отдельному промежутку времени. Способ известен как  Shape или Анимация формы и может анимировать также цвет и градиентную заливку.

Способ анимации движения позволяет задавать движение любым видам объектов (простым, сложным, растровым, векторным), задавать любое направление движению, применять разные виды вращения к движущемуся объекту, также этот  тип анимации позволяет применять несколько форм движения, используя символы и их экземпляры, что дает возможность вложить в один объект одновременно несколько движений, таких как покачивание (эффект маятника), передвижение по траектории, движение по осям, вращение, ускорение, замедление, что позволяет добиться реалистичности движения персонажей на экране. Работает только с группированными объектами, которые не являются набором примитивов. Удобство работы с символами подразумевает, формирование автором библиотеки файла и наполнение непосредственно теми элементами, которые создаются согласно сюжетной линии для конкретного документа. Библиотека элементов/символов может использоваться для разных видов файла. Способ называется Classic Tween или Классическая анимация движения, при работе с которым можно использовать дополнительные слои, такие как траектория движения и маска.

И в покадровом и в расчетном способе создания анимации возможно использовать изображения, созданные в графическом редакторе с помощью инструмента 3D, который обогащает анимационные продукты, позволяя создавать интересные визуализации, используя в одном проекте 2D и 3D графику.

Программа Adobe Animate CC позволяет создавать анимацию разными способами, которые можно использовать каждый отдельно как самостоятельный инструмент или создать смешанный тип анимации, совмещая разные способы, можно оптимизировать элементы, ряд картинок, объединяя их в тематическую галерею или создавать целые сцены, используя сценарий и раскадровку, наложение звуковых дорожек, - музыкальных композиций или отдельных звуков. Возможно создание эскизов, анимированных эпизодов для совмещения впоследствии в единый продукт в видео редакторах, в том числе и в видео редакторах Adobe. Что позволяет создавать в зависимости от уровня навыков работы в программной среде интерактивные объекты. При этом большое внимание должно уделяться работе с векторной и растровой графикой, закрепляя знания, полученные при изучении других программ компьютерной графики. Все это позволит создавать образы задуманного, корректировать реально существующего объекта или явления с последующим отображением в виде чертежа, эскиза, рисунка, схемы, графика, диаграммы и др [4].

Стремление обучающихся к нахождению рациональных способов осуществления графической деятельности может стать основой для раскрытия их природных задатков, для усиления работы мышления, эмоциональной окраски выполняемой учебной работы, настраивая на дальнейшую позитивную профессиональную деятельность [3].

Несомненно, обучение созданию анимированных визуализаций с помощью компьютерной анимации позволит обогатить учебный процесс и повысить уровень профессиональных компетенций, как педагогам, так и дизайнерам за счет выполнения проектов, направленных на освоение графического редактора Animate CC, и имеющих практическую значимость как продукт востребованный в профессиональной среде.


Список литературы

1. Алексеева Н.Р., Герасимова А.Г., Лавина Т.А. Подготовка будущего специалиста в области рекламы и дизайна к профессиональной деятельности в условиях использования информационных и коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №. 3. – С. 106-106.
2. Даценко Е.Е. Flash – технологии в процессе обучения.// Текст научной статьи. 18.02.2018. URL: http://5-bal.ru/informatika/5914/index.html (дата обращения: 25.01.2019)
3. Катханова Ю.Ф., Ван Ян. Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации //Преподаватель 21 век. ВАК. – 2018.  № 2.  С. 230-243.
4. Катханова Ю.Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности // монография – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 140 с. – ISBN 978-5-6041637-3-3. doi:10.31483/r-21623
5. Юмашев Д.О. Анимация в системе средств массовой информации: Развитие коммуникативного потенциала анимации //Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsiya-v-sisteme-sredstv-massovoy-informatsii-razvitie-kommunikativnogo-potentsiala-animatsii (дата обращения: 25.01.2019)
6. Lehtonen J. et al. From 2D-sprite to skeletal animation: boosting the performance of a mobile application. – 2016. – 40 с.
7. Rainwater S.B., Natarajan V.S. The effectiveness of animations in teaching recursive algorithms // International Conference on Infocomm Technologies in Competitive Strategies (ICT). Proceedings. – Global Science and Technology Forum, 2014. – С. 80.

Расскажите о нас своим друзьям: