Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 796.06

Дата публикации 18.06.2018

Общеразвивающие упражнения в занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» в неспециализированном высшем учебном заведении

Сомкин Алексей Альбертович
Доктор педагогических наук, профессор, Профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, somkin.van@yandex.ru

Аннотация: В данной статье даётся анализ личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе по теме «Общеразвивающие упражнения» для студентов в неспециализированном высшем учебном заведении – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено балльно-рейтинговой системе контроля в занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт». Рассматривается трёхступенчатая структура проведения студентами комплекса общеразвивающих упражнений.
Ключевые слова: общеразвивающие упражнения, «Физическая культура и спорт», неспециализированное высшее учебное заведение, балльно-рейтинговая система, студенты, личностно-ориентированный подход

Combined developing exercises at “Physical education and sport” courses in the unspecialized higher education institution

Somkin Alexey Albertovich
Доктор педагогических наук, профессор, Профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, somkin.van@yandex.ru

Abstract: This article provides analyzes of the personality-oriented approach in the educational process on “Combined developing exercises” theme for students of the unspecialized higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the point-rating system of control at “Physical education and sport” courses. The three-steps structure of carrying out the combined developing exercises complex by students is given.
Keywords: combined developing exercises, “Physical education and sport”, unspecialized higher education institution, point-rating system, students, personality-oriented approach

Основной тенденцией в модернизации высшего образования в нашей стране, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является формирование у молодых людей компетенций так называемой практико-ориентированной направленности. Они подразумевают ценностно-целевой подход в процессе подготовки студентов, заключающийся в формировании у них интегрированного сочетания знаний, умений и навыков, а также личных способностей и готовности к применению их в своей будущей профессиональной и социальной деятельности и успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям [2]. Поэтому несомненную актуальность приобретает использование личностно-ориентированных образовательных технологий, которые будут обеспечивать индивидуальный подход в обучении и организовывать эффективные условия для саморазвития и самореализации каждого студента, опираясь на его мотивационно смысловую сферу [1].

Организация образовательного процесса по физической культуре и спорту в неспециализированных высших учебных заведениях Российской Федерации также должна быть направлена на личностно-ориентированный подход. Он предусматривает, что у студента развивается так называемая «физическая культура личности», с учётом его индивидуальных особенностей, мотивов, физических способностей, сформированных целей и личностно-значимых потребностей, но при этом опирающаяся на формирование универсальных («надпрофессиональных») компетенций [4, 5]. Не случайно, что некоторые специалисты предлагают использовать даже такой термин как «компетентностная физическая культура студентов» [8], который включает в себя не только профессионально-прикладное физическое воспитание и спорт, физкультурно-оздоровительные технологии (физическая реабилитация и рекреация), жизненно-важные двигательные умения и навыки, но и развитие личностных – коммуникативных и лидерских качеств.   

В соответствии с обновлённым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3++) студенты всех направлений подготовки (по программе бакалавриата) и специальностей очной формы обучения в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) по обязательной (или базовой) части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту проходят учебную дисциплину: «Физическая культура и спорт» в объёме 72 академических часов. Она включает в себя теоретический раздел (лекционный курс) – 16 часов учебных занятий (восемь лекций);  методико-практические  учебные занятия в объёме также 16 часов. На самостоятельную работу студентов по данной дисциплине по программе отводится 40 академических часов.

Балльно-рейтинговая система контроля и оценивания успеваемости студентов, осуществляемая на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ, позволяет объективно и всесторонне определять их знания по теоретическому разделу программы, а также педагогические и организаторские знания и умения по методико-практическому разделу. Кроме того, как показывает практика её применения на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в неспециализированных высших учебных заведениях, эта система стимулирует как к регулярному их посещению, так и к самостоятельной (внеаудиторной) работе [6]. Так, для получения зачёта по дисциплине «Физическая культура и спорт» студентам необходимо набрать минимум 56 баллов из ста возможных. Эти максимальные сто баллов распределяются равномерно: на теоретический и методико-практический разделы программы по 50 баллов [13]. В частности, методико-практический раздел включает в себя следующие составляющие:

– самостоятельное составление студентом конспекта подготовительной части учебного практического занятия (максимально – 14 баллов);

– проведение им на группе студентов, в соответствии с конспектом, фрагмента составленного комплекса общеразвивающих упражнений – ОРУ (максимально – 16 баллов).

Следует отметить, что широкое использование в образовательном процессе в неспециализированных высших учебных заведениях на занятиях по физической культуре и спорту общеразвивающих упражнений определяется следующими задачами, которые они решают:

– прежде всего – это общее физическое развитие и оздоровление;

– функциональная подготовка организма к предстоящей в основной части занятия физической нагрузке (так называемое «врабатывание»);

– развитие основных физических способностей (силы, выносливости, гибкости, быстроты и координации движений), формирование правильной осанки, а также развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– воспитание дисциплины и организованности на занятии [14, 15].

Наибольшие затруднения у студентов вызывают составление комплекса ОРУ в необходимой последовательности и грамотное написание конспекта. При непосредственном проведении комплекса в качестве «преподавателя» – это умение организовать и управлять группой; правильный показ движения, находясь лицом к занимающимся (так называемый «зеркальный» показ); используемая при объяснении упражнений терминология; конструирование самих упражнений и регулирование нагрузки при их выполнении. Остановимся далее на решении данной проблемы подробнее. В начале изучения темы «Общеразвивающие упражнения» со студентами проводилось учебное методико-практическое занятие, на котором им давалось:

– определение понятия «общеразвивающие упражнения» как своеобразной «азбуки» простых и доступных движений, которые выполняются с целью общего оздоровления либо разминки перед тренировкой; позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые мышечные группы в различных режимах; строго дозировать нагрузку; прививать основы эстетики движений [11];

– основы терминологии ОРУ и правила записи этих упражнений [3, 9];

– конструирование упражнений и различные подходы к формированию конкретной последовательности комплекса ОРУ (проработка мышечно-связочного аппарата тела человека: «сверху вниз»; «снизу вверх»; от мелких суставов к более крупным – «встречная»; по так называемой «типовой схеме»);

– способы проведения комплекса ОРУ (раздельный, серийно-поточный, проходной);

– методика проведения комплекса ОРУ – объяснение упражнений, их показ, совмещение объяснения и показа (комбинированный метод);

– основные способы регулирования нагрузки: за счёт изменения количества повторений каждого из упражнений комплекса ОРУ; изменения темпа выполнения упражнения или амплитуды движений; использования различных видов отягощений или амортизаторов; а также продолжительности интервалов отдыха между отдельными упражнениями комплекса;

– классификация ОРУ по признаку использования дополнительного оборудования: без предметов, с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гантели), на снарядах (гимнастической стенке и скамейке), а также в парах и в сцеплении (сомкнутом строю) [10].

Если же отдельные студенты изъявляли желание более глубоко изучить данный раздел программы дисциплины «Физическая культура и спорт», то им рекомендовалось использовать для своей самостоятельной работы учебно-методическое пособие по методике составления и проведения комплексов ОРУ, подготовленное преподавателями кафедры физического воспитания [7]. Данное пособие имеется в наличии как в библиотеке СПбГИКиТ, так и в методическом кабинете кафедры физического воспитания института.

Вторым этапом изучения данной темы было распределение между студентами заданий по составлению конспекта подготовительной части учебного практического занятия, включающего в себя комплекс ОРУ. При этом был выбран наиболее доступный для них вариант выполнения этого задания. Студенты должны были составить, а затем и провести комплекс ОРУ (из 8–10 упражнений): без использования предметов, отягощений или амортизаторов, раздельным способом, используя любые методы проведения («по показу» или комбинированный).

Третий этап – это проверка преподавателем конспектов подготовительной части занятия, включая комплекс ОРУ, и его проведение студентами. Практика показывает, что наибольшие трудности у студентов, как было сказано выше, вызывает именно проведение в качестве «преподавателя» комплекса ОРУ со студентами своей учебной группы [12].

В связи с этим, данный раздел совместной практико-ориентированной деятельности был организован исходя из личностно-ориентированного подхода, который направлен на самореализацию и выработку собственной для каждого студента технологии обучения. Такой подход предполагает, в нашем случае, активное использование технологии коллективного взаимообучения (работа в парах) и работы в малых группах, которые позволяют формировать у молодых людей не только универсальные компетенции в области физической культуры (в соответствии с ФГОС ВО 3++), но и развивать коммуникативные умения и навыки в процессе творческой самореализации. Всё учебное занятие, посвящённое практическому проведению студентами комплекса ОРУ в подготовительной части занятия, структурно состоит из, образно выражаясь, трёх последовательно проходящих студентами ступеней совместной практико-ориентированной деятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Структурная трёхступенчатая схема личностно-ориентированного подхода при проведении студентами комплекса общеразвивающих упражнений

На первой ступени все студенты учебной группы делятся на пары, в которых поочерёдно один из них выступает в роли «преподавателя», а другой в роли «ученика». Каждый из студентов «преподавателей» проводит со своим «учеником» 2–3 упражнения, подготовленных им и изложенных в конспекте. Затем студенты в парах меняются «ролями». Задача преподавателя – это исправлять ошибки студентов «преподавателей» (в знании терминологии, подаче команд, подсчёте при выполнении упражнения, качестве показа упражнений). Затем преподаватель и сами студенты совместно определяют промежуточных лидеров на данной ступени, наиболее успешно справившихся с заданием и желающих продолжить свою самореализацию на данном занятии в роли лидера на следующей ступени. При этом студенты, остановившиеся на первой ступени, уже получали по данному разделу до четырёх баллов.

Вторая ступень – это работа в малых группах (до четырёх–пяти человек – студентов учебной группы), в которых один из выделенных на первой ступени лидеров проводит ещё 2–3 упражнения из подготовленного им комплекса ОРУ. Задачей членов малой группы является следование всем командам лидера и, по возможности, наиболее точное и качественное выполнение предлагаемых им упражнений. В заключение второй ступени преподаватель опять совместно со студентами определяют одного или максимально двух лидеров, наиболее успешно справившихся с заданием. Остальные лидеры второй ступени могут получить по данному разделу уже до восьми баллов.

Наконец, третья ступень – это полноценное проведение одним (или двумя) лидером полного комплекса ОРУ, состоящего из 8–10 упражнений уже со всей учебной группой. В конце занятия происходит совместный разбор работы этого лидера «преподавателя» по следующим критериям:

– разнообразие представленных в разработанном комплексе упражнений;

– величина нагрузки и способы её регулирования (количество повторений каждого упражнения, умение варьировать темпом выполнения и амплитудой движений), а также соответствие предлагаемых «преподавателем» упражнений уровню физической подготовленности его «учеников»;

– качество демонстрации упражнений самим лидером перед студентами, правильность (терминологическая) и своевременность подачи команд, умение оперативно исправлять ошибки «учеников» по ходу выполнения ими упражнений комплекса.

Лидеры третьей ступени могут получить по данным критериям максимально возможные баллы – 16. Следовательно, на подобном занятии происходит процесс индивидуально-мотивационной «ступенчатой» (или уровневой) дифференциации, личностного профессионального и коммуникативного роста студента, его саморазвития и самореализации.  

Заключение. Таким образом, на методико-практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» по теме «Общеразвивающие упражнения» использовались личностно-ориентированные образовательные технологии для проектирования ситуации коммуникации при организации совместной практико-ориентированной деятельности, опирающиеся на мотивационно смысловую сферу, при разработке и публичном проведении комплекса ОРУ студентами СПбГИКиТ. При этом у каждого студента учебной группы может присутствовать своя индивидуальная цель овладения этой компетентностью: от приобретения базовых знаний и умений при изучении данного методико-практического раздела программы до развития в себе лидерских качеств в роли организатора и руководителя коллективом при осуществлении совместной (пока учебной) деятельности.


Список литературы

1. Авдонина Н.С. Инновационные образовательные подходы как эффективный фактор развития профессиональной идентичности студентов // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 1. – С. 49–56.
2. Витвицкая Л.А. Компетентностный подход в университетском образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 11 (130). – С. 176–182.
3. Воронин Д.И., Кузнецов В.А. Гимнастика и методика преподавания. Дидактические материалы для самостоятельной работы студентов. – Нижний Новгород, 2012. – 336 с.
4. Диордица Л.В., Яковлев Б.П. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 5. – С. 49–53.
5. Козлов А.В., Бударников А.А. Опыт разработки универсальной компетенции по физической культуре в образовательных программах высшей школы // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 11 (141). – С. 88–93.
6. Мальцев Д.Н., Ярославцева Е.Н. Использование балльно-рейтинговой системы контроля качества обучения по дисциплине «Физическая культура» в целях оптимизации учебного процесса в вузе // Физическая культура, спорт, здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2012. – С. 164–168.
7. Методические аспекты составления и проведения комплексов общеразвивающих упражнений: учебно-методическое пособие / Составители: Л.А. Онучин, С.А. Константинов, О.В. Демиденко. – СПб.: СПбГУКиТ, 2014. – 41 с.
8. Михайлов Б.А., Трунин В.В. Компетентностная физическая культура студентов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 1 (95). – С. 97–100.
9. Общеразвивающие упражнения как основной элемент подготовительной части занятий по физической культуре: пособие для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Составители: Ю.А. Странковская, Т.Ф. Торба, Д.А. Качур. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. – 42 с.
10. Общеразвивающие упражнения с предметами в процессе физического воспитания в вузе: методические указания для студентов и преподавателей по курсу «Физическое воспитание» / Составители: С.А. Бикбулатова, И.В. Леденева. – Омск: СибАДИ, 2011. – 56 с.
11. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е.Г. Попова. – М.: Терра–Спорт, 2000. – 72 с.
12. Сомкин А.А. Обучение студентов проведению комплекса общеразвивающих упражнений // Физическая культура студентов: материалы 60-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России, посвящённой 100-летию олимпийского движения в России. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2011. – С. 88–90.
13. Сомкин А.А., Састамойнен Т.В. Теоретический и методический разделы дисциплины «Физическая культура и спорт» в творческом высшем учебном заведении // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 203–206.
14. Шангин В.А. Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре // Novainfo: научно-методический журнал. – 2017. – Т. 1. – № 62. – С. 291–294.
15. Шепляков А.С. Использование методики общеразвивающих упражнений в вузе // Дискурс: научный журнал. – 2016. – № 1 (1). – С. 147–151.

Расскажите о нас своим друзьям: