Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017
УДК 37.022
Дата публикации 30.12.2017
Образовательная политика и стратегические задачи образовательной политики в сфере дополнительного образования взрослых в Германии
Вьюгова Светлана Александровна
Магистрант, Саратовский государственный университет, РФ, Саратов
Капичникова Ольга Борисовна
Канд. пед.наук,профессор, Саратовский государственный университет, РФ, Саратов
Аннотация: В статье рассматривается образовательная политика дополнительного образования взрослых в Германии. Представлены понятие данной политики и стратегические задачи, решаемые в условиях образовательных учреждений. Дан краткий исторический аспект развития системы высшего образования в Германии. Особое внимание уделено вопросу современного состояния дополнительного образования взрослых в этой стране.
Ключевые слова: образовательная политика, стратегические задачи, дополнительное образование взрослых в Германии
Undergraduate, Saratov state University, Russia, Saratov
Cand. Ped.Sciences,Professor, Saratov state University, Russia, Saratov
Abstract: The article discusses the educational policies of complementary education for adults in Germany. Presents the concept of the policy and strategic tasks in the context of educational institutions. A brief historical aspect of the development of the higher education system in Germany. Special attention is paid to the current state of adult education in this country.
Keywords: educational policy, strategic objectives, additional education of adults in Germany
Одной из главных составляющих политики государства является образовательная политика, которая предназначена создавать условия для повышения научно-технического прогресса, роста социально-экономической сферы, культуры с помощью образования. Основные задачи и цели расширения образовательного пространства определяет политика в образовании. Она является гарантом претворения их в жизнь с помощью государства и общества. Политика в области образования призвана учитывать общие тенденции мирового развития.
Образовательные реформы, которые проводят в зарубежных странах, направлены на удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей и общества в целом. Политика в области образования определяется как одно из направлений политики государства внутри страны.
В современном обществе, которое является постиндустриальным, происходит возрастающее развитие технологий, развиваются новые экономические отношения между странами. В связи с расширением глобального информационного пространства происходит преобразование образовательных технологий. Изменяется система образования, совершая переход от традиционных форм к непрерывному, продолженному образованию на протяжении всей жизни. Появляются различные образовательные учреждения новых типов и видов. Формируется единое образовательное пространство [1,2,3,4,5,6].
Возможность выдерживать конкуренцию со стороны других стран определяется наличием и развитием инноваций. Для этого должна быть грамотная образовательная политика и поддержка со стороны государства именно образовательной системы. Социальные институты и общество в целом постоянно развиваются, возрастают их потребности. Исходя из этого, образовательная политика любого государства может реагировать на эти изменения и даже опережать происходящие события. Примером именно такой государственной образовательной политики является Германия.
Во второй половине ХХ века осуществлялось восстановление системы высшего образования, но речь о преобразованиях не заходила. Однако проблемы, которые накопились за долгое время, создали необходимость в реформах образования и более серьезной помощи государства. В Германии почти все высшие учебные заведения финансируются государством. С 1999 года система немецкого высшего образования перешла на новый уровень. Согласно Болонскому процессу были введены новые образовательные программы. На некоторых специальностях обучение происходило в три этапа: бакалавриат, магистратура, получение докторской степени [1]. Реформы в образовании продолжались и отражали стремление к созданию единого европейского образовательного пространства.
В настоящее время происходит усовершенствование немецкой системы образования. Создаются новые расширенные образовательные программы на федеральном уровне. Одно из главных и существенных направлений в системе образования – это образование в течение всей жизни. Государственная политика в области немецкого образования направлена на расширение возрастных категорий обучающихся. Она направлена на поддержку всех групп населения и поддерживает грядущие реформы в системе образования Германии. Обязанность каждого взрослого – продолжать обучение, чтобы быть в центре событий и выдерживать профессиональную конкуренцию. В 2000 году в Германии была принята обучающая программа «Обучающие регионы — развитие сетевого взаимодействия» [8].
Одно из направлений развития политики в области образования в Германии – это развитие согласно европейской интеграции в рамках Европейского Союза [9]. Ориентация этого направления нацелена на восприятие ценностей культуры других стран наравне со своими национальными ценностями. В политике государства в области образования в Германии происходит становление нового взгляда на европейскую политическую культуру, на более глобальное мышление. Немецкая государственная образовательная политика имеет высокий потенциал образовательной системы и осваивает новые инновационные направления образовательной политики, она стремится быть лидером в глобальном образовательном пространстве. Основными задачами инноваций в области образования являются: модернизация в образовании, переход между уровнями образования, последипломное образование, развитие профессионального образования взрослых, расширение программ дополнительного образования взрослых, сотрудничество с европейскими странами.
Несколько основных принципов заложено в практическом и теоретическом дополнительном образовании взрослых, которые призваны стимулировать и развивать современную систему образования в Германии:
- применение инновационных методик;
- большие вложения в человеческие ресурсы;
- получение необходимых знаний для всех категорий граждан;
- наставничество.
Стратегические задачи развития дополнительного образования взрослых в Германии тесно связаны с продвижением инновационных технологий и методик, с внедрением новых программ и поддерживающей образовательной политикой государства в области образования. Правительство Германии понимает всю важность развития дополнительного образования для повышения образовательного и культурного уровня взрослого населения и повышения квалификации работающих людей [2].
Современное общество осознало, что новые открытия и развитие научно-технического прогресса в стране определяются не только увеличением материально-технической базы, а главным фактором является развитие системы образования, уровень образованности граждан.
На фоне этого необходима поддержка системы образования государством и решение важных стратегических задач в этой области. Государственная образовательная политика определяет этапы развития и формирования системы образования. Правительство Германии, обеспечивая экономическое развитие, повышение авторитета и конкурентоспособности страны, обеспечивает образование и науку необходимой поддержкой. И это является приоритетным направлением как в государственной политике дополнительного образования взрослых, так и образовательной системы в целом.
Список литературы
1. Вяземский, Е.Е. Болонский процесс как построение единого образовательного пространства стран Европы / Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 11-17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-kak-postroenie-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva-stran-evropy (дата обращения 20.11.2017).
2. Галичин, В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации / В.А. Галичин // Журнальный клуб Интелрос «Век глобализации». 2012. № 1. Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/-1-9-2012/14396-osnovnye-harakteristiki-i-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-vzroslyh-v-usloviyah-globalizacii.html (дата обращения 22.11.2017).
3. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б., Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образовани. Качество. Инновации. Образование. 2016. № 12 (139). С. 24-27.
4. Калиниченко Э.Б., Романов О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б.О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. European Social Science Journal. 2016. № 6. С. 151-153.
5. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичникова А.И., Капичникова О.Б. Проблема формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. European Social Science Journal. 2016. № 9. С. 90-93.
6. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 104-107.
7. Капичникова О.Б., Романова О.В., Капичников А.И. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 133-140.
8. Капичникова О.Б., Капичников А.И.Проблема инновационной педагогической деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом сборник материалов международной научной конференции. Главный редактор: Семенова Александра Дмитриевна, Доктор педагогических наук, профессор - наставник кафедры начального обучения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. С. 88-91.
9. Михайлова, М.В. Государственная образовательная политика Германии в контексте инновационного развития страны / М.В. Михайлова, В.А. Павлов // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 156-165. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-obrazovatelnaya-politika-germanii-v-kontekste-innovatsionnogo-razvitiya-strany (дата обращения 23.11.2017).
10. Шаяхимова, Р.К. Государственная политика в области образования Германии: приоритеты и перспективы // Педагогика. 2011. № 5. С. 112. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5677873/page:32/ (дата обращения 24.11.2017).