Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 37.022

Дата публикации 30.12.2017

Образовательная политика и стратегические задачи образовательной политики в сфере дополнительного образования взрослых в Германии

Вьюгова Светлана Александровна
Магистрант, Саратовский государственный университет, РФ, Саратов
Капичникова Ольга Борисовна
Канд. пед.наук,профессор, Саратовский государственный университет, РФ, Саратов

Аннотация: В статье рассматривается образовательная политика дополнительного образования взрослых в Германии. Представлены понятие данной политики и стратегические задачи, решаемые в условиях образовательных учреждений. Дан краткий исторический аспект развития системы высшего образования в Германии. Особое внимание уделено вопросу современного состояния дополнительного образования взрослых в этой стране.
Ключевые слова: образовательная политика, стратегические задачи, дополнительное образование взрослых в Германии

Educational policy and the strategic objectives of educational policy in the sphere of additional education of adults in Germany

Vugova Svetlana Alexandrovna
Undergraduate, Saratov state University, Russia, Saratov
Kapichnikova Olga Borisovna
Cand. Ped.Sciences,Professor, Saratov state University, Russia, Saratov

Abstract: The article discusses the educational policies of complementary education for adults in Germany. Presents the concept of the policy and strategic tasks in the context of educational institutions. A brief historical aspect of the development of the higher education system in Germany. Special attention is paid to the current state of adult education in this country.
Keywords: educational policy, strategic objectives, additional education of adults in Germany

Одной из главных составляющих политики государства является образовательная политика, которая предназначена создавать условия для повышения научно-технического прогресса, роста социально-экономической сферы, культуры с помощью образования. Основные задачи и цели расширения образовательного пространства определяет политика в образовании. Она является гарантом претворения их в жизнь с помощью государства и общества. Политика в области образования призвана учитывать общие тенденции мирового развития.

Образовательные реформы, которые проводят в зарубежных странах, направлены на удовлетворение текущих и перспективных потребностей людей и общества в целом. Политика в области образования определяется как одно из направлений политики государства внутри страны.

В современном обществе, которое является постиндустриальным, происходит возрастающее развитие технологий, развиваются новые экономические отношения между странами. В связи с расширением глобального информационного пространства происходит преобразование образовательных технологий. Изменяется система образования, совершая переход от традиционных форм к непрерывному, продолженному образованию на протяжении всей жизни. Появляются различные образовательные учреждения новых типов и видов. Формируется единое образовательное пространство [1,2,3,4,5,6].

Возможность выдерживать конкуренцию со стороны других стран определяется наличием и развитием инноваций. Для этого должна быть грамотная образовательная политика и поддержка со стороны государства именно образовательной системы. Социальные институты и общество в целом постоянно развиваются, возрастают их потребности. Исходя из этого, образовательная политика любого государства может реагировать на эти изменения и даже опережать происходящие события. Примером именно такой государственной образовательной политики является Германия.

Во второй половине ХХ века осуществлялось восстановление системы высшего образования, но речь о преобразованиях не заходила. Однако проблемы, которые накопились за долгое время, создали необходимость в реформах образования и более серьезной помощи государства. В Германии почти все высшие учебные заведения финансируются государством. С 1999 года система немецкого высшего образования перешла на новый уровень. Согласно Болонскому процессу были введены новые образовательные программы. На некоторых специальностях обучение происходило в три этапа: бакалавриат, магистратура, получение докторской степени [1].  Реформы в образовании продолжались и отражали стремление к созданию единого европейского образовательного пространства.

В настоящее время происходит усовершенствование немецкой системы образования. Создаются новые расширенные образовательные программы на федеральном уровне. Одно из главных и существенных направлений в системе образования – это образование в течение всей жизни. Государственная политика в области немецкого образования направлена на расширение возрастных категорий обучающихся. Она направлена на поддержку всех групп населения и поддерживает грядущие реформы в системе образования Германии. Обязанность каждого взрослого – продолжать обучение, чтобы быть в центре событий и выдерживать профессиональную конкуренцию. В 2000 году в Германии была принята обучающая программа «Обучающие регионы — развитие сетевого взаимодействия» [8].

Одно из направлений развития политики в области образования в Германии – это развитие согласно европейской интеграции в рамках Европейского Союза [9]. Ориентация этого направления нацелена на восприятие ценностей культуры других стран наравне со своими национальными ценностями. В политике государства в области образования в Германии происходит становление нового взгляда на европейскую политическую культуру, на более глобальное мышление. Немецкая государственная образовательная политика имеет высокий потенциал образовательной системы и осваивает новые инновационные направления образовательной политики, она стремится быть лидером в глобальном образовательном пространстве. Основными задачами инноваций в области образования являются: модернизация в образовании, переход между уровнями образования, последипломное образование, развитие профессионального образования взрослых, расширение программ дополнительного образования взрослых, сотрудничество с европейскими странами.

Несколько основных принципов заложено в практическом и теоретическом дополнительном образовании взрослых, которые призваны стимулировать и развивать современную систему образования в Германии:

  • применение инновационных методик;
  • большие вложения в человеческие ресурсы;
  • получение необходимых знаний для всех категорий граждан;
  • наставничество.

Стратегические задачи развития дополнительного образования взрослых в Германии тесно связаны с продвижением инновационных технологий и методик, с внедрением новых программ и поддерживающей образовательной политикой государства в области образования. Правительство Германии понимает всю важность развития дополнительного образования для повышения образовательного и культурного уровня взрослого населения и повышения квалификации работающих людей [2].

Современное общество осознало, что новые открытия и развитие научно-технического прогресса в стране определяются не только увеличением материально-технической базы, а главным фактором является развитие системы образования, уровень образованности граждан.

На фоне этого необходима поддержка системы образования государством и решение важных стратегических задач в этой области. Государственная образовательная политика определяет этапы развития и формирования системы образования. Правительство Германии, обеспечивая экономическое развитие, повышение авторитета и конкурентоспособности страны, обеспечивает образование и науку необходимой поддержкой. И это является приоритетным направлением как в государственной политике дополнительного образования взрослых, так и образовательной системы в целом.


Список литературы

1. Вяземский, Е.Е. Болонский процесс как построение единого образовательного пространства стран Европы / Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 11-17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-kak-postroenie-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva-stran-evropy (дата обращения 20.11.2017).
2. Галичин, В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации / В.А. Галичин // Журнальный клуб Интелрос «Век глобализации». 2012. № 1. Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/-1-9-2012/14396-osnovnye-harakteristiki-i-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-vzroslyh-v-usloviyah-globalizacii.html (дата обращения 22.11.2017).
3. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А., Капичникова О.Б., Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образовани. Качество. Инновации. Образование. 2016. № 12 (139). С. 24-27.
4. Калиниченко Э.Б., Романов О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б.О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. European Social Science Journal. 2016. № 6. С. 151-153.
5. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичникова А.И., Капичникова О.Б. Проблема формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. European Social Science Journal. 2016. № 9. С. 90-93.
6. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 104-107.
7. Капичникова О.Б., Романова О.В., Капичников А.И. Развитие учебно-речевой деятельности в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 133-140.
8. Капичникова О.Б., Капичников А.И.Проблема инновационной педагогической деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом сборник материалов международной научной конференции. Главный редактор: Семенова Александра Дмитриевна, Доктор педагогических наук, профессор - наставник кафедры начального обучения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. С. 88-91.
9. Михайлова, М.В. Государственная образовательная политика Германии в контексте инновационного развития страны / М.В. Михайлова, В.А. Павлов // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 156-165. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-obrazovatelnaya-politika-germanii-v-kontekste-innovatsionnogo-razvitiya-strany (дата обращения 23.11.2017).
10. Шаяхимова, Р.К. Государственная политика в области образования Германии: приоритеты и перспективы // Педагогика. 2011. № 5. С. 112. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5677873/page:32/ (дата обращения 24.11.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: