Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 378.147.88

Дата публикации 31.08.2019

Обратная связь в электронном курсе в рамках смешанного обучения

Краснова Татьяна Ивановна
старший преподаватель кафедры языковой подготовки, ФГБОУ ВО Государственный академический университет гуманитарных наук, РФ, г. Москва, tankrasn@yahoo.com

Аннотация: В статье рассматривается обратная связь в электронном курсе с педагогической и образовательной точки зрения. Психологический комфорт и успешная деятельность студентов в рамках смешанного обучения напрямую зависят от позитивной и конструктивной обратной связи c преподавателем-тьютором через инструментарий систем управления обучением (LMS).
Ключевые слова: обратная связь, электронное обучение, смешанное обучение, Moodle, тьютор

Feedback in electronic course within the scope of blended learning

Krasnova Tatiana Ivanovna
senior lecturer of Language Department, State Academic University for the Humanities, Russia, Moscow

Abstract: The paper considers the feedback in an electronic course from a pedagogical and learning perspective. Psychological comfort and students’ successful performance depend directly on positive and constructive feedback from a tutor via language management system (LMS) instruments.
Keywords: feedback, e-learning, blended learning, Moodle, tutor

Деятельность современного общества реализуется сегодня в поле информационной культуры, что создает новые вызовы в образовании и диктует необходимость преобразований в образовательном пространстве. Все участники образовательного процесса должны адаптироваться к новой реальности, где ценятся не сколько знания, сколько потребность и возможность их постоянного обновления. Новая концепция образования эффективно реализуется при помощи интеграции цифровых технологий, которые интенсифицируют формы и методы традиционных подходов к обучению. Принципы смарт-образования, в которых ведущая роль отводится смешанному обучению, заложены в единой электронной информационно-образовательной среде многих российских университетов.

Смешанное обучение отвечает вызовам современного образования и решает ряд задач, связанных с повышением результативности всего педагогического процесса. Данная модель обучения успешно сочетает в себе инновационные технические достижения электронного обучения и традиционный подход к обучению в рамках аудиторных занятий. Перенос рутинных действий в электронный курс позволяет поднять работу в аудитории на новый уровень, давая свободу для решения творческих задач. При условии нахождения правильного баланса между традиционным и электронным обучением, характера предоставления материала и его содержания смешанное обучение дает возможность достичь высоких результатов.

По мнению Энгельбарта при использовании новых средств изменяются привычные условия нашего существования [1, c. 252]. Каждое нововведение ведет к пересмотру деятельности и роли участников образовательного процесса. При смешанном обучении студенты приобретают учебную автономию, становясь активными участниками процесса со значительной долей самостоятельности, а за преподавателем закрепляется функция тьютора, который перестает быть источником информации и носителем академических фактов. Теперь он помогает студентам приобрести ответственность за выполняемую работу и понять механизмы добывания нового знания [2, с. 98]. В новых условиях тьютор, в первую очередь, должен создать атмосферу сотрудничества за счет активной и своевременной поддержки обучаемых и общения в сети за пределами аудитории. Борисов О.В. отмечает что, внедрение формата смешанного обучения в образовательный процесс влечет за собой ряд проблем, связанных с обеспечением обратной связи между преподавателем и учащимися [3, с. 39]. Под обратной связью мы понимаем не контроль над успеваемостью студента (в электронном курсе он автоматизирован), а возможность консультирования и комментирования как в процессе выполнения задания, так и в виде отзыва на выполненную работу.

«Эффект постоянного присутствия» становится возможен при помощи инструментария систем управления обучением (Language Management Systems). Так, популярная в высших образовательных заведениях система Moodle позволяет создавать совместную обучающую среду, в основе которой лежат сервисы Веб 2.0: блоги, форумы, чаты, вики, совместные приложения, социальные сервисы, виртуальные классы и т.д [4, с. 402]. Данный инструментарий способен обеспечить регулярную обратную связь между преподавателем и студентами. Обратная связь в электронном курсе может осуществляться через синхронные и асинхронные средства связи. К синхронным относят такие инструменты как видеоконференции, чаты и вебинары, они незаменимы для обсуждения проектов и ведения дискуссий, когда нет возможности встретиться очно в аудитории. Но все-таки более востребованы асинхронные средства связи электронного курса: мессенджер и форум с возможностью отложенного ответа, так как тьютор не может постоянно находиться у экрана компьютера.

Обратную связь в электронном курсе можно разделить на два вида: автоматизированную и непосредственную коммуникацию с преподавателем-тьютором. Что касается первого вида обратной связи, это то, что преподаватель может спроектировать на уровне дизайна курса, прогнозируя возможные варианты развития событий. Например, внутри такого инструмента как «Тест», можно заложить не только правильный ответ, но и пояснения и ссылки на теоретический материал, которые появятся, если студент даст неправильный ответ. В заданиях на аудирование по иностранному языку целесообразно размещать скрипты к прослушанному или увиденному на стадии оценивания теста, чтобы студент смог понять и осознать свою ошибку. Можно заранее запрограммировать мотивирующие фразы, которые будут появляться автоматически при определенных условиях. Студенту будет приятно получить не просто балл за задание, а комментарий типа «Молодец», «Блестяще», «Так держать», «Не отчаивайтесь» и т.д. Автоматизированная обратная связь снижает нагрузку на тьютора и повышает учебную автономию студентов, побуждая их разобраться в ошибках самостоятельно.

Но наиболее ценен второй вид обратной связи – общение с тьютором через синхронные и асинхронные средства связи электронного курса. Возможность обратиться к тьютору во время работы с курсом способствует созданию сообщества обучаемых, формирует крепкую эмоциональную связь и создает условия для раскрытия индивидуального потенциала студентов. При постоянной поддержке студенты могут понять свои сильные и слабые стороны, развить навыки самоконтроля и ощутить себя в центре образовательного процесса, включаясь даже в процесс редактирования курса. Динева С. утверждает, что студенты с большим энтузиазмом помогают совершенствовать содержание электронного курса, корректировать опечатки и другие технические неточности [5, с. 89].

Исследователи из университета Солфорд считают, что обратная связь преподавателя со студентами является частью образовательного процесса [6, с.3]. Позитивная и конструктивная обратная связь может стать мощным инструментом, стимулирующим обучение. Преподаватель-тьютор делает акцент не на ошибки, а на дальнейшую работу, дает совет, какие материалы и литературу нужно изучить для достижения поставленной цели. Через обратную связь тьютор может повысить уверенность студента и заставить его поверить в свои способности, убедить, что он может добиться большего, если будет прилагать больше усилий и посвящать больше времени учебе.

Обратная связь не должна быть формальной, она должна быть персонифицированной и даже эмоциональной, чтобы обеспечить психологический комфорт в безликой электронной среде. Общение со студентами помогает тьютору понять уровень и возможности студента и построить индивидуальную траекторию обучения, координируя его деятельность в электронном курсе, что нельзя сделать в полной мере на аудиторных занятиях из-за количества слушателей и разнородности группы.

Когда обратная связь в электронном курсе трансформируется в общение, обе стороны могут получить пользу. Восприятие тьютора не как наставника, а как равноправного члена образовательного процесса снимает барьеры и позволяет студентам делиться идеями и быть услышанными. Студенты вовлекаются в образовательные процесс, который перестает быть чужим и связан с интересом и вниманием к результатам своего труда.

К сожалению, не все участники электронного курса пользуются возможностью построить диалог с тьютором при помощи обратной связи, сдавая задания после назначенного срока, и тем самым упуская обсуждение результатов. Они не задают дополнительных вопросов и неохотно читают комментарии тьютора. Данную ситуацию стоит воспринимать в качестве нового вызова для тьюторов – вовлечь в образовательный процесс не вовлечённых, показать им то, что они теряют [6, c. 12].

Активное взаимодействие студентов и тьютора в электронной среде способствует высокой результативности образовательного процесса. При постоянном мониторинге и поддержке деятельности в онлайн-среде посредством обратной связи, студенты получают уверенность в своей деятельности, чувствуют удовлетворенность и желание продолжить обучение. Таким образом, с одной стороны, обратная связь помогает тьютору судить о качестве усвоения знаний и построения индивидуальной траектории обучения. С другой стороны, она направлена на стимулирование дальнейшего обучения, давая возможность не терять социальный контакт со студентами за пределами учебной аудитории.


Список литературы

1. Engelbart D., Lehtman H. Working together //Byte. – 1988. – Т. 13. – №. 13. – с. 245-252.
2. Власова Е. З. Дидактический потенциал технологий электронного обучения // Universum: вестник Герценовского университета. – 2010. – №. 1– с. 98-116.
3. Борисов О. В. Обратная связь с преподавателем и мотивация студентов в рамках смешанного курса обучения // Материалы научной сессии 2017 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». – 2017. – с. 38-44.
4. Краснова Т. И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку //Образовательные технологии и общество. – 2016. – Т. 19. – №. 1.
5. Dineva S., Teacher's feedback using Moodle and blend learning. //13th International Conference on Virtual Learning (ICVL 2018) Alba Iulla, Romania. –2018. Режим доступа: https://www.academia.edu/37992077/Teachers_feedback_using_Moodle_and_blend_learning (дата обращения 11.08.2019)
6. Nerantzi, C., Currant, N., Avramenko, A., & Harvey, V. Feedback conversations in a blended classroom. // Conference Proceedings Developing Assessment and Feedback for Effective Learning. – 2011. Режим доступа: http://usir.salford.ac.uk/id/eprint/18934/3/TEAN_submission_nerantzi_chrissi_2011_accepted.pdf (дата обращения 11.08.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: