Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 796

Дата публикации 31.10.2018

Обоснование и развитие физического качества – гибкость у обучающихся университета

Рютина Лариса Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия г.Иркутск, Lara.R158@yandex.ru
Ковалева Татьяна Анатольевна
Студент, 3 курс, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия г.Иркутск, TK_9898@mail.ru

Аннотация: Внедрение в стране физкультурно-оздоровительных мероприятий в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предъявляют не только специалистам, но и любителям, современные требования к системе развития основных физических качеств и умений, а также контролю за состоянием функциональных и физиологических систем обучающихся. В данной статье представлены аспекты теоретической и практической основы. Будут проанализированы итоговые показатели по развитию гибкости как одного из базовых знаний физического качеств необходимого для успешной сдачи норм ГТО, как среди юношей, так и девушек технического университета. Предлагается комплекс упражнений по развитию гибкости.
Ключевые слова: обучающиеся; всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО; гибкость; классификация; педагогические исследования

Justification and development of physical quality – flexibility among university students

Rutina Larisa Nikolaevna
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Of the «Irkutsk State University of Railway Transport», Russia, Irkutsk
Kovaleva Tatyana Anatolevna
3rd year student, Of the «Irkutsk State University of Railway Transport», Russia, Irkutsk

Abstract: The introduction in the country of sports and recreational activities including the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (TRP) impose not only professionals but also Amateurs, modern requirements for the system of development of basic physical qualities and skills, as well as control over the state of functional and physiological systems of students. This article presents aspects of the theoretical and practical basis. The final indicators on the development of flexibility as one of the basic knowledge of physical qualities necessary for the successful completion of the TRP standards, both among boys and girls of the technical University will be analyzed. A set of exercises to develop flexibility is proposed.
Keywords: students, all-Russian sports and sports complex of the TRP; flexibility; classification; pedagogical research


На заседаниях Государственного совета и правительства Российской федерации неоднократно рассматривались вопросы социального развития нашего общества, о повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового стиля жизни. Так как это является важным инструментом в укреплении и формировании физического, психического и социального здоровья человека. В связи с развитием массового физкультурно-оздоровительного движения страна не в должной степени осуществляет экономический и социальный уровень.

Здоровье населения страны является важнейшим ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения потребностей человека. В связи с этим был принят указ президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года, № 172 гласит о создании эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения [1]. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти и министерству спорта поручено было разработать и утвердить программу и план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО на местах и ввести его в действие с 1 сентября 2014 года [2]. Желание воссоздать комплекс ГТО подвигло российские образовательные учреждения, провести работу для определения информативной подготовленности обучающихся. Было разработано более 10 вариантов тестирования. Одним из таких примеров является обязательный тест для определения гибкости в виде наклона вниз вперед, с замерами амплитуды исполнения. Физическое качество – гибкость – это одно из основных качеств учебной программы по физическому воспитанию технического университета. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения, измеряемая в сантиметрах и градусах[3]. Такое физическое качество необходимо развивать с самого детства и поддерживать в течении всей жизни. Гибкость значительно лучше развивается к 15-17 годам. Благодаря особым морфофункциональным качествам мышечного и суставного связочного аппарата развитие идет легче в детском возрасте, поэтому необходимо поддерживать это систематическими тренировками, иначе это свойство утрачивается. Стоит заметить, что проявление гибкости отражает не только внешнее изменение, но и внутреннее в костно-мышечной системе, а также в физиологической системе обучающегося. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, изменениям в походке. В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения разных видов движения с большей и предельной амплитудой. Стоит заметить, что недостаточное проявление гибкости ограничивает подвижность проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции, выносливость, увеличивая при этом энергозатраты, а также может привести к серьезным травмам. В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. К важнейшим признакам классификации гибкости являются: режим работы мышечных волокон и наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений. На основании этих признаков различают следующие формы проявления гибкости (рис.1).

Рисунок 1. Формы гибкости

Примечание: 1 – динамическая; 2 – специальная; 3 – активная; 4 – пассивная; 5 – общая; 6 – статическая

Динамическая гибкость проявлена в движении. Статическая гибкость позволяет сохранить позу и положение тела. Специальная – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Активная гибкость характеризует способность выполнять движения за счёт собственной активности мышц. Пассивная гибкость – это такая способность к достижению максимально возможной амплитуды движения под действием внешних растягивающих сил, например, усилия партнёра, внешние отягощения, а также специальные приспособления. Наряду с этим, некоторые специалисты считают, что гибкость бывает трёх разновидностей: динамическая, она позволяет выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде; статическая – способность принимать и поддерживать растянутое положение только при помощи мышечного усилия; статически – пассивная гибкость – способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удерживая руками, с помощью партнера или оборудования. От того какую разновидность гибкости вы бы хотели развить, для этого следует использовать различные упражнения.

Для сдачи зачетного норматива (гибкость) по программе ГТО в период с 2017 по 2018и год был проведен педагогический эксперимент по определению данного физического качества среди обучающихся факультета «Менеджмента логистики и таможенного дела» (рис.2).

Рисунок 2. Динамика гибкости

На представленном рисунке видно, что в условиях учебного процесса по физическому воспитанию упражнения способствуют улучшению гибкости у обучающихся (юноши 17-73%, девушки 21-87%). При активном участии обучающихся факультета «Менеджмента логистики и таможенного дела» был апробирован комплекс упражнений, позволяющий развить данное физическое качество (табл.1).

Составляя комплекс специально подобранных физических упражнений и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм[4].

Таблица 1. Комплекс физических упражнений

Упражнение

Характеристика упражнения, количество повторений

Упражнение 1

Исходное положение: ноги поставьте на ширине плеч. Левую руку вытяните поперёк груди, правой возьмите её за локоть и осторожно потяните на себя. Задержитесь на 10-15 секунд, затем проделайте то же самое с другой рукой. Повторить упражнение 3 раза на каждую сторону.

Упражнение 2

Исходное положение: поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть перед собой вниз ладонями. Выполнить перекрестные подъемы ног, пытаясь дотронуться стопой другой ладони (правая нога-левая рука, левая нога-правая рука). Повторение по 20 раз на каждую сторону.

Упражнение 3

Исходное положение: ноги поставить на ширине плеч, руки на талии, сделать выпад вправо, сгибая колено, при этом левая нога прямая. На 30 секунд вес тела перенести на правую ногу, качественно растягивая мышцы левого бедра. После вернуться в исходное положение и сделать выпад на левую ногу. Повторение по 15 раз на каждую сторону.

Упражнение 4

Исходное положение: лечь на спину, правую ногу оставить согнутой в колене, левую тянуть к груди сохраняя её максимально прямой. Подержать растяжку 30 секунд. Повторить упражнение 3 раза на каждую ногу.

Упражнение 5

Исходное положение: сесть на пол, не сгибая ноги в коленях, широко расставить их. Спину держать прямо.Наклониться вперёд, насколько это возможно, вытянув руки и пытаться лечь на пол грудью. Подержать растяжку 30 секунд, повторить упражнение 4 раза.

Упражнение 6

Исходное положение: ноги поставить на ширине плеч, сделать шаг правой ногой вперёд. Затем не округляя спину, наклонился, и попытаться дотянуться до стопы правой ноги. Не сгибая спину стараться опускаться ниже и ниже. Вернуться в исходное положение, то же самое проделать с левой ногой. Всего достаточно сделать 12-14 шагов.

Приведенный комплекс упражнений, включённый в процесс физического воспитания способствует развитию гибкости, как у юношей, так и у девушек. Не стоит забывать, что недостаточная гибкость может привести к нарушению в отдельных системах организма. Только при постоянных занятиях, вы сможете достичь хорошей степени гибкости[5].

В заключении хотелось бы отметить, что для успешного решения поставленных задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, особенно важно уделить внимание в разделе гибкость и подойти обосновано к развитию этого важного качества, без вреда для обучающегося. Специалисты в области физкультурно-оздоровительного движения обязаны следить за обновляющейся информацией по развитию данного качества-гибкость. Профессорско-педагогический состав университета с большим вниманием относятся к теоретическим и практическим аспектам данного физического качества – гибкость. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что, не имея надлежащую гибкость невозможно качественно-техническое выполнения движений.


Список литературы

1 Указ президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» № 172 от 24 марта 2014 г.
2 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04.12.2007 г. Российская газета от 08.12.2007 г. (Система Гарант).
3 Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) / М.: Изд. «Физкультура и спорт». 1966 г. – С.164-166.
4 Ж.К.Холодов , В.С.Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр«Академия», 2000г. –С 9.
5 https://ladyslimfit.ru/gym/147-uprazhneniya-na-gibkost.html

Расскажите о нас своим друзьям: