Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 376

Дата публикации 11.10.2018

О взаимосвязи зрительных и речевых нарушений у слабовидящих детей

Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», yakusheva.veronika@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема влияния зрительного дефекта на речевое развитие слабовидящих детей. На основе анализа научных исследований установлено, что снижение остроты зрения, недоразвитие зрительного восприятия у детей с близорукостью, дальнозоркостью и косоглазием приводят к сужению лексикона, трудностям организации речевого высказывания, недоразвитию артикуляционных навыков и обедненности невербальных средств общения. Статья будет интересна всем участникам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях образовательной организации и семейного обучения.
Ключевые слова: дети, нарушения зрения, недоразвитие речи, уровни сформированности речи, взаимосвязь зрительных и речевых нарушений

On the interconnection of visual and speech disorders in visually impaired children

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Ped.), Assistant professor at the Department of special pedagogics and psychology, Smolensk State University

Abstract: This article deals with the problem of the influence of a visual defect on the speech development of visually impaired children. Based on the analysis of scientific studies, it has been established that the decrease in visual acuity, underdevelopment of visual perception in children with myopia, hyperopia and strabismus lead to a narrowing of the vocabulary, to difficulties in speech organization, lack of articulation skills and to depletion of non-verbal means of communication. The article will be of interest to all participants of psychological and pedagogical support of children with visual impairments in the conditions of educational organization and family education.
Keywords: children, visual impairment, underdevelopment of speech, levels of develop speech, interrelation of visual and speech impairments


За последние годы значительно снизился уровень речевого развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста, в том числе и слабовидящих детей. У многих  из них наблюдаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, несформированность лексической системности и грамматических умений, низкий уровень развития связной речи. Это вызвано индивидуальными особенностями, социальными и патологическими факторами, а так же  ухудшением общего состояния здоровья детей в целом.   А у слабовидящих детей, кроме того, имеются специфические особенности речевого развития, обусловленные своеобразным формированием зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики. Недостаточный уровень развития устной речи с одной стороны и нарушение зрительных функций с другой стороны   обусловливают возникновение  трудностей  не только  при овладении навыками письма и чтения и   в процессе обучения  в целом, но и оказывают негативное влияние на степень   успешной социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями зрения [7].

Состав группы детей со сниженным зрением неоднородный по причине различного характера зрительного дефекта. Так среди слабовидящих выделяют детей  с остротой зрения  от 0,05 до 0,2 (до 0,4) на  лучше видящем глазу при использовании  очков и  воспитанников   со  зрительной патологией, сопровождающейся более высокой остротой зрения [4]. Чаще всего нарушения зрения у  таких детей возникают  вследствие врожденных заболеваний глаз или недоразвития зрительной системы и функций на фоне общего соматического ослабления здоровья. Наличие первичного дефекта в виде  зрительного расстройства в большинстве случаев обусловливает несколько замедленный и растянутый во времени процесс речевого развития и формирования психических функций, протекающие в соответствии с общими закономерностями развития, характерными для детей с нормальным зрением. Динамические показатели овладения языковыми средствами, чувственным, смысловым, когнитивным и  прагматичным компонентами речи нередко снижены.  Замедленность формирования речи, особенно ее коммуникативной функции,  по мнению Л.И. Плаксиной, начинает проявляться уже  в ранние периоды речевого развития   из-за  недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненности их предметно-практического опыта [3].

Ведущим симптомом  близорукости, дальнозоркости, астигматизма является снижение остроты зрения, которое играет роль негативного фактора в развитии речи детей с частичной потерей зрения уже на начальном этапе ознакомления с окружающей действительностью. Затруднения в ходе  формирования реальных представлений об окружающем мире проявляются у них в нарушениях целостного и одновременного восприятия действительности. Им свойственен последовательный способ зрительного восприятия. Узнавание предметов происходит замедленно, не отличается точностью. Из-за узости обзора они воспринимают изображение по фрагментам с постоянным перемещением взора с одной части картины на другую, что приводит к возникновению трудностей установления связи между составляющими картину элементами. Поэтому в рассказах могут быть зафиксированы такие особенности как:  нарушение логической последовательности между частями речевого высказывания и   ошибки структурирования предложения в виде перестановок, пропусков членов предложения. Дети испытывают затруднения при рассматривании предметов, неправильно определяют их форму и величину [5] . Размеры некоторых объектов, особенно очень маленьких, дети совсем не представляют и не понимают значения многих имен прилагательных, используемых для описания внешних параметров объектов, например: «малюсенький», «крошечный»,  «узкий», «широкий». Серьезные трудности возникают у них при  определении расстояния до предметов, а, следовательно, ошибки дистанционного характера актуализируются  в самостоятельной речи при употреблении лексических единиц типа:  «близко», «далеко», «высоко», «низко», «ближе», «дальше». Неточности при определении  общих и различных характеристик сопоставляемых объектов также получают свое отражение в речи. Дети, составляя описательный рассказ, используют слова в широком, недифференцированном значении или, наоборот, в узком семантическом плане. Речь  слабовидящих детей  часто бывает отрывочна, непоследовательна и бедна в описании явлений. В некоторых случаях именно зрительная патология влияет на выбор признаков предмета для составления его характеристики.  Слабовидящие дети, например с миопией или косоглазием, избирательно подходят к отбору параметров, поскольку при указанных нарушениях   они фокусируют  внимание на форме предмета, а все остальные его признаки (цвет, размер) не попадают в поле  их зрения, и надо полагать, что,  даже зная наименование этих признаков, дети   не обращаются к ним  при составлении загадки или описательного рассказа. Недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний – одна из черт, свойственная, впрочем, и детям с хорошим зрением. Овладение связной речью детьми с нарушением зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и зрячими детьми соответствующего возраста при условии, если связная речь опирается на достаточный запас конкретных представлений [8].  Другая зрительная патология — косоглазие не позволяет плавно и последовательно  переводить взор с одного объекта на другой, что приводит к возникновению трудностей переключения внимания  с одной плоскости на другую. В связи с этим задания на рассматривание нескольких предметных карточек, особенно, из разных логических групп или  например, работа с многоэлементным изображением, становятся  труднодоступными для самостоятельного выполнения и  малоэффективными,  что может привести к ограниченному кругу обобщающих понятий, особенно при выполнении заданий в форме игры «Четвертый лишний», когда требуется зрительно зафиксировать изображения на всех карточках и выбрать неподходящую.  Таким образом, специфические особенности формирования речи, в большей степени  проявляются в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. В связи с этим наблюдается нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний, –   весьма характерная черта овладения словом слепых и слабовидящих.

Шлай Е.В., изучая особенности формирования индивидуального лексикона у слабовидящих дошкольников с позиции психолингвистического и когнитивного подходов, пришла к выводу о том, что у детей данной категории  словарный запас количественно сужен; в речи  таких дошкольников отмечаются множественные замены слов, случайные и словообразовательные по своему характеру и  выявляются трудности  актуализации названий пространственных характеристик, а также при установлении лексического значения слова воспитанники часто опираются на несущественные признаки объекта или явления, фокусируют свое внимание на звуковую оболочку слова или на его морфемное строение при и узнавании лексической единицы языка [2; 6].

Нарушения зрения, проявляющиеся в трудностях визуального восприятия артикуляции в виде ошибочного определения положения органов речи, могут приводить к искаженному артикулированию звуков и трудностям переключения с одной позиции на другую, а также     к сбоям осуществления самоконтроля за произношением, основанном на зрительном контроле речи и наблюдении за актом проговаривания другим человеком.

Особенности усвоения и использования неязыковых средств общения – мимики, жестов, интонации, служащих для  выражения эмоционального отношения говорящего к предмету речи, привлечения внимания слушателей, проявляются в их ограниченности, маловыразительности и недостаточной интонированности.  

С учетом разной степени выраженности проявлений речевого развития профессором  Волковой Л.С. были установлены и описаны уровни   сформированности речи у детей с нарушениями зрения [1 , с.18]. Согласно данной классификации принято выделять различные уровни речевого развития у детей с нарушенным зрением. Оптимальными уровнями развития можно считать развернутую и полную речь, поскольку развернутую речь    отличает верное лексико-грамматическое и фонетическое оформление с   единичными ошибками произношения, а основными  характеристиками полной речи являются  ограничение активного словаря по объему и качеству, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, ошибки  при употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и особенно развернутых рассказов; часто встречаются фонетико-фонематические нарушения  и  ошибки просодического оформления высказывания. С достаточным уровнем речевого развития соотносится неполная речь. При неполной речи экспрессивная речь отличается бедностью словаря; предметная соотнесенность слов не усвоена, не сформированы обобщающие понятия. Связная речь аграмматична,  не развернута, состоит из перечислений одно-двухсложных предложений. Нарушения звукопроизношения частотны и многообразны. Фонематический анализ и синтез не развиты. В анамнезе таких детей влияние зрительной недостаточности на развитие подражательной деятельности и ограничение круга общения отмечаются как причины более позднего появления двигательной активности и речевой деятельности. Лепетная речь  – самый низкий уровень развития речи детей с нарушениями зрения или недостаточный, при котором фиксируются отсутствие фразовой речи, эхолалии. В целом, такое состояние речи характеризуется как грубое речевое недоразвитие, сопутствующий дефект, который протекает параллельно с нарушением зрения и оказывает выраженное влияние на формирование психических процессов и познавательной деятельности. Таким образом, для значительной части слабовидящих детей характерно недоразвитие всех компонентов языковой и речевой систем, что свидетельствует о нарушении речи системного характера.

Аналитическое рассмотрение особенностей речевого развития слабовидящих детей позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи между проявлениями зрительной недостаточности  и количественно-количественной неполноценностью словарного запаса (пассивного и активного), возникновением ошибок логического, лексико-семантического и грамматического характера, возникающих при построении собственного речевого  высказывания. Знания о типичных трудностях, возникающих в процессе      овладения  средствами языка и речи     слабовидящими детьми,  обусловленных снижением остроты зрения, сужением  его поля, снижением продуктивности зрительного восприятия необходимы каждому педагогу, участвующему в организации психолого-педагогического  сопровождения детей с косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью для создания оптимальных условий  развития речи и навыков общения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Список литературы

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Учебное пособие. Ленинград: РТП ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1982. 68 с.
2. Мочалова Л.Н., Шлай Е.В. Языковые механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья: монография. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016. 161с.
3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. М.: РАОИКП, 1999. 54 с.
4. Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.
5. Сухонина Н.С. Особенности развития полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения в процессе обучения математике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Выпуск №11. Т.2. С.328-330. Режим доступа: http://online-science.ru/m/products/Philological%20and%20Pedagogical%20sciences/gid3439/pg0/
6. Шлай Е.В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения : дис. ... канд. пед. наук М., 2004. 151 с.
7. Якушева В.В. Актуальность проблемы исследования нарушений письма у слабовидящих обучающихся // Новая наука: опыт. Традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (12 ноября 2016г., г. Омск) / в 2 ч. Ч.1 Стерлитамак: АМИ, 2016. С.47-49.
8. Якушева В.В.. Позлевич Л.Н. Формирование навыков связной монологической речи у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. 56 с.

Расскажите о нас своим друзьям: