Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 37.035.6

Дата публикации 30.09.2019

Нравственное воспитание младших школьников во время внеурочной деятельности

Рогова Алена Владимировна
магистрант кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, rogova.alena1995@yandex.ru
Гуцу Елена Геннадьевна
канд.психол.наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, elenagytcy@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы, актуальность которой является неизменной, но особенно остро стоит на современном этапе развития российского общества. Это проблема становления нравственности подрастающего поколения. Основное внимание авторы акцентируют на формировании нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста. В работе проведен анализ современных психолого-педагогических исследований по данной проблеме, анализируется собственный практический опыт по использованию внеурочной деятельности для нравственного воспитания детей. На основе сопоставления данных входной и итоговой диагностики авторы приходят к выводу о возможности целенаправленного развития нравственных ориентиров у детей во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: младшие школьники, нравственное воспитание, нравственные ориентиры, внеурочная деятельность, формы воспитательной работы

Moral education of primary school students during extracurricular activities

Rogova Alеna Vladimirovna
Master student of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Gutsu Elena Gennadievna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Abstract: The article is devoted to the analysis of the problem, the relevance of which is unchanged, but is especially acute at the present stage of development of Russian society. This is the problem of the moral formation of the younger generation. The authors focus on the formation of moral guidelines in children of primary school age. The paper analyzes modern psychological and pedagogical research on this issue, analyzes its own practical experience in the use of extracurricular activities for the moral education of children. Based on a comparison of the input and final diagnosis data, the authors conclude that it is possible to purposefully develop moral guidelines for children in extracurricular activities.
Keywords: elementary school students, moral education, moral guidelines, extracurricular activities, forms of educational work

В современном Российском обществе произошли существенные изменения, которые потребовали серьезного переосмысления вопросов нравственности, морали, духовных ценностей. Это поставило систему образования перед новыми вызовами, в ответ на которые были внедрены новые нормативные документы, разработанные с целью изменения мировоззрения обучающихся, изменения образовательных программ общего образования в области всестороннего духовно-нравственного воспитания гармонично развитой личности.

Методологической основой реализации ФГОС является, в том числе, Концепция духовно-нравственного воспитания [8]. В документе отражено: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории» [6, с.28].

Анализ психолого-педагогических публикаций последнего времени свидетельствуют о значительной заинтересованности широкого слоя педагогической общественности в проблеме возрождения в школе духовно-нравственного воспитания обучающихся. В трудах исследователей данной проблемы духовно-нравственное воспитание определяется как процесс не только самодостаточный, но и интегрированный с остальными направлениями формирования гармонично развитой личности будущего гражданина России  [1, с.361].

Вместе с тем недостаточно разработаны практические вопросы нравственного воспитания в конкретных условиях реальной общеобразовательной организации. Представляется, что наиболее оптимальной для решения задач нравственного воспитания является именно внеурочная деятельность, так как воспитание само по себе должно быть неформальным и индивидуализированным [9].

Реализация нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности подразумевает различные формы и методы воспитательной работы. Вместе с тем, существенной является проблема способности и готовности учителей и воспитателей воплощать инновационные разработки передовых педагогов. Реализация задач нравственного воспитания требует от педагогов владения целым спектром профессиональных компетенций: диагностических, проектировочных, аналитических и др. [4].  

Основные направления внеурочной деятельности следует рассматривать в контексте содержательного ориентира в процессе построения учебных образовательных программ. Вместе с тем, разработка и реализация конкретных форм внеурочной работы с обучающимися должна быть основана на разнообразных видах деятельности в соответствии с возрастом ученика [3, с.203].

Несомненным достоинством внеурочной деятельности в плане реализации нравственного воспитания является предоставление обучающимся весьма большого спектра различных внеклассных занятий, которые нацелены на нравственное воспитание и развитие ученика.

В качестве воспитательного итога внеурочной деятельности следует ожидать реальное неформальное нравственное, личностное, деятельностное воспитание и развитие обучающегося как следствие его деятельного участия в той или иной форме внеурочной образовательной работы школы [2, с.75]. Заметим, что в процессе формирования ключевых социально-нравственных качеств личности у младших школьников именно деятельностный аспект является первоосновой. В целом процесс нравственного воспитания должен строиться с учетом возрастных особенностей личностного и интеллектуального развития детей данной возрастной группы [5].

Результатом нравственного воспитания является духовно-нравственная воспитанность. Под духовно-нравственной воспитанностью понимаются устойчивые положительные привычки гармоничной личности, сформированная ценностно-смысловая сфера, присвоенные духовно-нравственные и базовые национальные ценности и основанные на морали нормы поведения [2, с.76]. Развитая воля, способность к осуществлению нравственного, волевого контроля и самоконтроля, регуляция поведения обучающихся также свидетельствуют о духовно-нравственной воспитанности ученика.

В повседневной жизни общества приняты определённые понятия морали и нравственности. Они имеют общий характер, побуждают человека в различных ситуациях пользоваться ими в жизни. Это такие понятия, как справедливость, добро, честь, долг, достоинство, совесть и счастье.

Для каждого направления развития нравственных понятий выбирается система нравственных ценностей, которые соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста: чувства (долг, благодарность, уважение, справедливость), качества (доброта, честность, верность, щедрость, милосердие), отношения (любовь, дружба, сочувствие).

Целью нашей работы было изучение возможностей целенаправленного формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МАОУ «Школа 42» г. Нижний Новгород. В исследование приняли участие 26 детей в возрасте от 8 до 10 лет - обучающиеся 3 класса.

Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

1. Цель констатирующего этапа состояла в изучении исходного уровня нравственного воспитания младших школьников.

Для определения результата констатирующего этапа нами была выбрана методика Р.Р. Калининой «Что мы ценим в людях?», которая позволяет выявить уровень сформированности нравственных ориентиров ребенка. Диагностика проводилась индивидуально. Испытуемому предлагали выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После этого, обучающийся называл положительные и отрицательные качества данных личностей. Далее дети приводили по три примера поступков связанные с этими качествами.

Результаты исследования показали, что у большинства обучающихся сформированность нравственных ориентиров находится на уровне ниже среднего (50%) и низком (10%). Это свидетельствует о том, что у школьников нравственные ориентиры всё-таки существуют, но соответствовать им дети явно не стремятся. Отношение к нравственным нормам неустойчивое и пассивное. Это хорошо прослеживается при индивидуальной работе, когда можно наблюдать за эмоциональной реакцией детей. К сожалению, многие младшие школьники, принявшие участие в исследовании, практически не имеют четких нравственных ориентиров, либо вообще  неправильно объясняют поступки, а эмоциональные реакции вообще отсутствуют.

27% детей продемонстрировали средний уровень воспитанности, нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции  у таких детей адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё не достаточно устойчивое.

Лишь 15% испытуемых проявили высокий уровень развития нравственных ориентиров. Дети смогли обосновывать свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции были адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Полученные результаты еще раз убедили нас в актуальности выбранной проблемы. Безусловно, работа по нравственному воспитанию должна осуществляться систематически, а не от случая к случаю.

2. Цель формирующего этапа исследования заключалась в разработке и апробации системы работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.           

Методы совершенствования нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности в начальной школе весьма вариативны: экскурсия, мероприятие - путешествие, праздник, литературный вечер, конкурс, творческое задание, драматизация, игра, просмотр фильмов, тренинг, диспут и др. Эти методы позволяют получить куда лучше результат, чем от скучной беседы на классном часе. Безусловно, нельзя  просто взять и вычеркнуть данный метод. Ведь существуют темы, которые требуют эмоционального рассказа учителя, при этом необходимо использовать яркие примеры из собственной жизни педагога. Большое влияние на сознание и поведение обучающихся оказывает пример других людей, причем не только положительные примеры, но и отрицательные [7].

Мы разработали программу внеурочной деятельности для начальной школы «РАДУГА» (Р-радовать, А-агитировать, Д-демонстрировать, У-уважать, Г-геройствовать, А-активизировать).

Работа по разработанной нами программе проводилась на протяжении пяти месяцев.

Система работы включала в себя 4 больших блока:  

1. «Воспитание духовности».

2. «Воспитание патриотизма и гражданственности».

3. «Трудовое  воспитание».

4. «Эстетическое воспитание».

Каждый блок содержит определенный ряд мероприятий, которые мы выбирали, ориентируясь на особенности, возможности и интересы класса. Так, наибольший эмоциональный отклик дети продемонстрировали при просмотре созданного нами видео (интервью) о ветеранах, о стариках, проживавших в домах престарелых.

3. Цель контрольного этапа заключалась в  выявлении эффективности развития  нравственных ориентиров у младших школьников в условиях разработанной системы работы.

Сопоставительные результаты уровня развития нравственных ориентиров у детей до и после реализации системы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели сформированности нравственных ориентиров учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах исследования

Уровень сформированности

нравственных ориентиров

Количество обучающихся

(чел.)

(%)

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

высокий

4

8

15

31

средний

7

11

27

42

ниже среднего

13

7

50

27

низкий

2

0

10

0

Мы видим, что количество обучающихся, продемонстрировавших высокий уровень, увеличилось вдвое. Также в два раза сократилось количество детей с уровнем ниже среднего. В классе не осталось детей с низким уровнем нравственного воспитания.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная и реализованная нами система работы позволяет эффективно решать проблему нравственного воспитания школьников начальной школы во внеурочной деятельности.

Подводя итоги, считаем важным подчеркнуть, что проблема нравственного воспитания у обучающихся начальных классов, в силу своей сложности и многоаспектности оставляет большое проблемное поле для своего дальнейшего рассмотрения. В качестве перспективных и актуальных направлений нашего исследования мы выбираем внеурочную деятельность, а успешность её организации зависит от того, насколько грамотно педагог подойдет к составлению определенной программы  для совершенствования какого-либо качества личности.


Список литературы

1. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 2015. - 361 с.
2. Виноградова Н.Ф. Внеурочная деятельность в сфере Федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Начальная школа. 2014. № 5. С. 75–77.
3. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 416 с.
4. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: www.science-education.ru/115-11862. (дата обращения: 15.09.2019).
5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Развитие мыслительных операций старших дошкольников на этапе подготовки к школе // Нижегородское образование. 2016. № 2. С. 65 -71.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2015. – 103 с.
7. Никитина Н.Н. Приемы активизации нравственного развития школьников // Классный руководитель. 2014. №4. С. 49-70.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
9. Феофанова Д.В., Зайцева С.А. Воспитательные ситуации как средство развития эмпатии у младших школьников // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сб. ст. по матер. Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. - С. 449-452.

Расскажите о нас своим друзьям: