Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 372.4:379.822

Дата публикации 31.10.2019

Национальный эпос как содержательная основа поликультурного воспитания младших школьников посредством организации театрализованных постановок

Моруденко Юлия Ивановна
канд.ист.наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, morudenko@mail.ru
Макарчук Яна Владимировна
канд.пед.наук, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, yanamakarchuk@mail.ru
Хортова Марина Викторовна
канд.ист.наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, khortova@mail.ru

Аннотация: В данной статье анализируется возможность использования национального эпоса в подготовке и проведении театрализованных программ для младших школьников. Обосновывается идея о том, что хакасский эпос оказывает значительное влияние на результативность поликультурного воспитания у детей младшего школьного возраста. Авторами представлены результаты анкетирования младших школьников на предмет знания хакасского эпоса и интереса к его изучению.
Ключевые слова: национальная культура, эпос, театрализация, младший школьник

The national epos as a substantial basis for the multicultural education of elementary schoolchildren through the organization of theatrical performances

Morudenko Julia Ivanovna
Cand. Sci (Historical), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology elementary education, Khakass State University named after N.F. Katanova, Russia, Abakan
Makarchuk Yana Vladimirovna
Cand. Sci (Pedagogical), Head of the Department of Pedagogy and Methodology elementary education, Khakass State University named after N.F. Katanova, Russia, Abakan
Khortova Marina Viktorovna
Candidate of Historical Science, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology elementary education, Khakass State University named after N.F. Katanova, Russia, Abakan

Abstract: This article analyzes the possibility of using the national epic in the preparation and conduct of theatrical programs for elementary school students. The idea that the Khakass epic has a significant impact on the effectiveness of multicultural education in primary school children is substantiated. The authors present the results of a survey of younger students on the subject of knowledge of the Khakass epic and interest in its study.
Keywords: national culture, epic, theatricalization, primary school student

В настоящее время, развитие современного общества характеризуется усилением процесса глобализации экономики, поликультурностью образовательного, экономического, социального и информационного пространства. В связи с переосмыслением задач образования с позиций новой парадигмы компетентностного подхода существует потребность в воспитании поликультурной личности [2, с.126].

На важность поликультурного воспитания обучающихся обращено внимание в таких нормативно-правовых документах, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», «Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия».

Актуальность выдвинутой проблемы подтверждается и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в котором особое внимание акцентируется на воспитании личности, в основе которого лежит диалог культур, толерантность, уважение к представителям любых национальностей.

Основное внимание в развитии поликультурного образования в Республике Хакасия обращено на создание условий по формированию всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение, а также воспитание у детей терпимости и уважения к представителям любого народа. Выстраивание благоприятных межэтнических отношений в школьном коллективе, формирование поликультурного мышления у подрастающего поколения является одной из первостепенных задач современного образования, которую необходимо решать с раннего возраста. Наиболее благоприятным периодом к воспитательным воздействиям и формированию морально-культурных основ личности является младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте происходит достаточно интенсивное развитие эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности ребенка. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.

Большая роль в процессе формирования жизненных ценностей младших школьников и воспитания толерантного отношения к окружающей действительности принадлежит театральной педагогике, с помощью которой происходит комплексное воздействие на сознание ребёнка, воспитание чувства гуманизма и патриотизма, а также формирование поликультурного самосознания.

Через сказки, народное творчество и кукольные спектакли происходит знакомство детей с традициями и обычаями разных народов, предоставляется возможность почувствовать их причастность к своей культуре, пробуждается детское любопытство и воображение.

Республика Хакасия располагает богатым историческим, этнографическим и культурным потенциалом. В составе этнокультурного наследия данного региона значительную роль занимает национальный эпос. Однако, несмотря на уникальность этого жанра, данный вид нематериального наследия до сих пор не получил достаточно полного отражения в театрализованных программах, предназначенных для показа детям младшего школьного возраста.

Целью данного исследования является анализ возможности использования хакасского эпоса в театрализованных представлениях и постановках для младших школьников. Основными источниками данного исследования послужили произведения хакасского эпоса, переведенные на русский язык.

 Эпос является достижением устного поэтического творчества народа. По оценкам исследователей, время создания данных произведений относится к V-VI векам. Изучение древнего хакасского эпоса показывает богатство сюжетов. Исследователи выделяют четыре основные темы героических сказаний: борьба с чудовищами; героическое сватовство; семья и родственные отношения; борьба с набегами. Основу повествования составляет борьба с врагами за родную землю. Появление богатыря в эпосе знаменует начало борьбы за освобождение земли. Гибель богатыря и чудесное его возрождение, способность героев и мифических существ превращаться в птиц и животных отражает близость эпических и сказочных сюжетов [4, с.76].

Из произведений национального эпоса можно подчерпнуть сведения о том, в каких жилищах жили, какую одежду носили коренные народы, какие национальные блюда и напитки подавались за столом, чем занимались в хозяйстве люди в далекой древности.

Действующими лицами эпоса выступают, во-первых, сами богатыри, причем в хакасском эпосе, ими могут быть как мужчины, так и женщины (например, богатырша Алтын–Арыг). Во-вторых, их верные кони; в-третьих, семьи богатырей.Часто в эпосе встречаются демонические существа. Традиционной формой исполнения эпоса является горловое пение (хай) в сочетании с речитативом [3, с.48].

Анализируя использование хакасского фольклора в деятельности учреждений культуры Республики Хакасии, мы выявили, что в репертуаре Хакасского театра кукол «Сказка» имеется спектакль «Кёре Сарыг и Змея. Хакасский национальный драматический театр им. Топанова показывает спектакль «Хароол и воронок» по мотивам хакасских эпосов в современном прочтении.

С целью анализа знаний младших школьников о хакасском эпосе нами было проведено анкетирование. В опросе приняло участие 57 учащихся 3 классов. Большинство школьников не знакомы с жанром эпоса. Это обусловлено тем, что в школьной программе на уроках литературного чтения отсутствует знакомство с эпосом. Также большинство опрошенных затруднились назвать произведения именно хакасского эпоса. 12% школьников знакомы с хакасским эпосом благодаря репертуарам Хакасского театра «Сказка» и Хакасского национального драматического театра. Анализ востребованности театрализованных программ, основанных на сюжетах хакасского эпоса среди младших школьников показал, что на таких спектаклях хотели бы побывать 93 % респондентов.

Заключительным этапом исследования стала разработка сценариев театрализованных постановок по мотивам хакасского эпоса. Выбор темы спектаклей «Золотая коновязь» и «Белая юрта» основывается на изучении материалов эпических произведений «Алтын-Арыг» и «Коре Сарыг на буланом коне». В качестве литературной основы театрализованных постановок были выбраны эти произведения, так как они снабжены подробными историческими и языковедческими комментариями.

Следующим этапом исследования нами запланировано участие младших школьников в театрализованной игре по мотивам хакасского эпоса. Это обосновано тем, что в самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой, что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество, индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

- проведенное исследование показало, что младшие школьники не знакомы эпосом, но хотели бы побывать на театрализованных представлениях по мотивам хакасского эпоса;

- во многих произведениях хакасского эпоса содержится богатый материал для создания театрализованных постановок по его мотивам. Разработанные театрализованные постановки на основе хакасского эпоса будут способствовать поликультурному воспитанию младших школьников, в том числе углубленному знакомству их с этим уникальным жанром хакасской литературы.


Список литературы

1. Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования [Электронный ресурс] / Ю.А.Белогуров. – Режим доступа: http://abelogurov.narod.ru/works/text1.html (дата обращения 23.10.2019)
2. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 257 с.
3. Майногашева В.Е. Хакасский героичексий эпос алыптығ нымах: поиски исторических реалий и периодизация (избранные труды). – Абакан: ООО «Книжное изд-во «Бригантина», 2015 – 76 с.
4. Чистобаева Н.С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2015. –170 с.

Расскажите о нас своим друзьям: