Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 18

Дата публикации 30.12.2019

Музыкально-ритмическая деятельность как способ творческого развития детей дошкольного возраста

Медведева Юлия Алексеевна
Студентка факультета Психологии, Московский Государственный Областной Университет, РФ, г.Москва, medvedeva3009@mail.ru
Пастухова Дарья Александровна
к.п.н., доцент, Московский Государственный Областной Университет, РФ, г.Москва, pastukhovad@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается роль музыкально-ритмической деятельности в развитии дошкольника. Учитывая востребованность обществом в широко образованных людях, которые могут быстро принимать решения и ориентируются в различных областях знаний, необходимо заниматься развитием ребенка с самого раннего возраста. Сделать это возможно в формате игровой творческой деятельности. Теоретическое исследование содержит факторы, влияющие на успешное формирование творческих навыков дошкольника. В тексте статьи указано подробное описание качеств, которые развивают занятия музыкально-ритмической деятельностью, а также этапы и основные условия для психологически комфортного развития творческих способностей и мышления ребенка.
Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, развитие, мышление, способности дошкольника, игровая педагогика, танцы

Musical and rhythmic activity as a way of creative development of preschool children

Medvedeva Julia Alekseevna
Student of the Faculty of Psychology, Moscow State Regional University, Russian Federation, Moscow
Pastukhova Darya Alexandrovna
Ph.D., Associate Professor, Moscow State Regional University, Russian Federation, Moscow

Abstract: This article discusses the role of musical and rhythmic activity in the development of preschool children. Given the demand of society for widely educated people who can make quick decisions and are oriented in various fields of knowledge, it is necessary to deal with the development of the child from an early age. This can be done in the format of game creative activity. The theoretical study contains factors that influence the successful formation of creative skills of preschool children. The text of the article contains a detailed description of the qualities that develop music-rhythmic activities, as well as the stages and main conditions for the psychologically comfortable development of creative abilities and thinking of the child.
Keywords: musical and rhythmic activity, development, thinking, preschool abilities, game pedagogy, dancing

Если посмотреть на наш мир сейчас, то ярким преимуществом нового века является прогрессивное и высокоскоростное развитие всех сфер жизни. Ежедневно появляются новые технологии, услуги, методы обучения и лечения людей, новые способы общения и развития.

Такой темп жизни побуждает нас пересмотреть взгляды на воспитание и развитие детей. Сейчас, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, востребованности, признания и способностью к достижению целей, когда открыта масса возможностей для собственной реализации в различных профессиональных сферах, нам просто необходимо с детства помогать ребенку развивать его природные, и в будущем приобретенные, личностные качества. Ребенок-это самостоятельная личность, со своими чертами характера, вкусами и увлечениями, однако, помочь ему развить их и направить в позитивное русло, должны мы, взрослые. Педагоги-это лучший инструмент на пути к правильному, положительному, здоровому развитию ребенка, хотя и родители, ответственно относящиеся к детскому становлению, могут сильно помочь ему сформировать волевые стороны характера и реализовать свои способности.

Общество предъявляет большие требования к людям нового поколения. Сейчас важно обладать собственной уникальностью, обозначить свою значимость, дабы не потеряться среди универсальных представителей общества. Помимо всего прочего, не стоит забывать, о природной потребности и праве человека на реализацию своих творческих, интеллектуальных и физических способностей. Творческая самореализация у детей старшего дошкольного возраста, это умение предъявить окружающим свою индивидуальность, способность выразить свои чувства и мысли, используя разнообразные выразительные средства различных видов искусств.

Творческое развитие эффективно начинать именно в дошкольном возрасте. Сензитивность этого периода, легкая вовлекаемость ребенка в игровую деятельность, отсутствие рамок восприятия происходящего-все это составляет успешность образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Щепенко А.Н. в своей работе весомым аргументом в пользу данного факта отмечала, что: «Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться.» [4, c.57]

Инструментом развития индивидуальных возможностей ребенка и помощником в их реализации является педагогика. В практической своей части, педагогика имеет обширный комплекс методик и упражнений для развития детских талантов. Совмещая индивидуальный и коллективный подход в работе, игровую и обучающую деятельность, вербальные и невербальные способы коммуникации, педагогика позволяет сделать процесс развития дошкольника увлекательным, разносторонним и психологически ненапряженным. Результатом такой деятельности являются личностные достижения индивидуума.

Другим положительным фактором творческого развития ребенка является обширность выбора сферы деятельности. Его объектом увлечения могут стать танцы, театральное и музыкальное искусство, художественная изобразительность, конструирование и многое другое. Свобода выбора обеспечивает полное включение ребенка в процесс, отдачу и последующий результат. Совокупность таких творческих уроков и каждый из них по отдельности приносит в жизнь ребенка неоценимый опыт и вырабатывает индивидуальные особенности дошкольника.

Музыкальная деятельность, в силу мощного эмоционального воздействия, помогает дошкольнику раскрыть свои эмоции и развить творческое мышление. Оценивание ребенком темпа и настроения музыки позволяет ему проводить ситуационные ассоциации. В таком процессе у индивидуума развивается мышление, реализуется потребность в самовыражении. Педагог, в свою очередь, может провести оценку внутреннего состояния своего подопечного. Еще Л.С.Выгодский указывал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.» [1, с. 92]

Музыкальные паузы часто используются в учебных программах для возможности эмоциональной разгрузки ребенка и переключения его внимания на последующий вид деятельности.

При работе с детьми дошкольного возраста, очень важно выстраивать обучающий процесс в игровой форме. Ребенок-дошкольник охотно включается в такие задания. Уделяя большое внимание детской музыкально-творческой деятельности, педагог попадает в поле «игровой творческой педагогики» [2, с. 3] Игровые проблемные ситуации побуждают индивидуума к вариативным самостоятельным действиям, развивающим способность к оперативному принятию сиюминутного нестандартного решения, а также применению уже усвоенного опыта. Это становится возможным благодаря особенностям психического развития старших дошкольников. Выполнение простейших творческих заданий приводит его к возможности проявить творческую инициативу: сначала в изменении, дополнении или окончании простейшей мелодии, игры, танца, упражнения, художественного текста; в дальнейшем к первым творческим попыткам создания своего «произведения», осуществления собственного замысла. «Чем старше дети и чем богаче их опыт музыкальной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.»-отмечают Ланцова Т.И. и Гамаюнова О.О. в своей работе. [6, С. 124]

Танцевальная деятельность развивает в ребенке пространственное восприятие. Ребенок учится проводить оценку масштабов помещения и выполнять элементы за пределами собственного места. Также, в процессе обучения и накопления знаний, ребенок учится распознавать интенсивность музыки и воспроизводить ее своим танцем. Делает он это часто за счет импровизации, которая складывается из его собственных представлений о танце, эмоций, воспроизводимых в нем во время прослушивания музыкального отрезка, но, также, в такие моменты, срабатывает память ребенка об элементах, выученных ранее на уроках, а значит танцевальная деятельность имеет положительное влияние на общее развитие мышления ребенка. Движение также располагается о времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.

Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

Важнейшим элементом развития при занятиях танцами является дисциплина. Как известно, танец может быть индивидуальным и коллективным, где каждый ребенок или несколько человек выполняют свою партию. Это заставляет ребенка сдерживать свои непосредственные детские намерения делать что-то здесь и сейчас, по сиюминутному желанию. Ветрова С.В. также отмечала, что: «Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной волевой и эмоциональной сфер.» [3, с. 5] Поэтапность проведения урока, танцевальные рисунки, правила поведения на занятии, все это вырабатывает в ребенке дисциплину. Он учится оценивать себя не как отдельную единицу, а включается в работу коллектива.

Выполняя танцевальные элементы под музыку, ребенок раскрепощается, показывает свои эмоции, становится более открытым и расслабленным. Его физическое здоровье становится крепче, и он может чувствовать себя более уверенно.

Музыкально-ритмическая деятельность оказывает влияние на развитие психических и физических процессов внутри дошкольника. Однако, необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы она его заинтересовала, реакция ребенка была яркой, а отдача активной. В работе Галянт И.Г. указано, что большое количество задействованных в деятельности рецепторов порождает множество интегративных ассоциаций, что, в свою очередь, развивает воображение и фантазию, так необходимые для приобретения собственного музыкального опыта. [5, c.84]

При систематизации элементов творческого процесса, выделяются следующие этапы развития музыкально-творческих способностей:

  1. накопление впечатлений;
  2. спонтанное проявление творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях;
  3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные: преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества;
  4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
  5. собственное музыкальное творчество.

При развитии ребенка посредством творческих занятий, зачастую, используется игровая педагогика. Преподаватель выстраивает ситуации, где ребенок должен самостоятельно принимать решения в творческой игре. Самостоятельность и ответственность - это неотъемлемые элементы развития дошкольника. С другой стороны, характер ребенка может складываться исходя из наблюдений и ассоциирования себя с героями той или иной ситуации. Дошкольник учится искать истину и выбирать положительные факторы поведения героев и переносить их на себя. Это особенно отмечается в занятиях детей театральной деятельностью. Б.В. Асафьев утверждал: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу» [2, с. 75].

Для правильного, комфортного развития музыкально-творческих способностей дошкольника, необходимо соблюдение пяти важнейших условий:

  1. раннее начало. Чем раньше родители и педагоги начнут включать ребенка в творческую деятельность, пускай даже самую примитивную, тем быстрее такие занятия принесут результат;
  2. создание среды. Для вовлечения ребенка в любую деятельность, необходимо создать надлежащую атмосферу для занятий: подобрать увлекательный материал, музыкальное сопровождение, оборудование и литературу;
  3. повышать уровень заданий для ребенка. Нельзя продолжительное время останавливаться на достигнутом. Юный ученик должен стараться постоянно превышать свои возможности, каждый раз становиться на ступень выше того, что уже умеет. Это будет мотивировать его двигаться дальше и темп его развития увеличится;
  4. для комфортного, грамотного развития своих навыков, ребенок должен обладать свободой выбора творческой деятельности. Сейчас мы имеем широкий спектр направлений музыкально-творческих занятий доступных каждому. Пускай дошкольник пробует и выбирает именно те занятия, на которые он будет идти с радостью по собственному желанию. Только в этом случае уроки будут продуктивны;
  5. помощь педагога. Тут важно понять, что педагог должен помогать и направлять, а не делать за ребенка.

Таким образом, анализируя данное теоретическое исследование, мы приходим к выводам, что музыкально-ритмическая деятельность играет важную роль в процессе становления личности и развития творческих качеств дошкольника. Она положительно влияет на развитие индивидуальных качеств ребенка, что делает его уникальным. В процессе творческой работы у дошкольника происходит разностороннее развитие в различных сферах жизни.

При коллективной работе с другими детьми, у ребенка развиваются такие качества, как: целеустремленность, самостоятельность, выдержка, решительность, находчивость, сплоченность со своими товарищами, социализация в обществе и развитие коммуникационных способностей. Индивидуальная творческая работа позволяет юному воспитаннику раскрепоститься и показать свои эмоции и таланты-что помогает ему утолить свою потребность в реализации и очень положительно влияет на общее самочувствие.

Однако, для психологически комфортного и правильного развития ребенка через творческую деятельность необходимо соблюдение выделенных условий: своевременное начало обучения, соблюдение сопутствующей среды, постепенное усложнение изучаемого материала, свобода выбора творческой деятельности, помощь педагога. Выполнение каждого пункта является залогом успешного формирования творческих навыков дошкольников.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1980. - 148 с.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Просвещение, 1973. 380 с.
3. Ветрова С.В. Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста: реф. Улькан, 2012. 18 с.
4. Щепенко А. Н. Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 30 (72), - С. 56-58
5. Галянт, И.Г. Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития// Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. – 2015. – №3. – С. 80–89.
6. Ланцова Т.И., Гамаюнова О.О. Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях//Профессиональная ориентация. – 2017 – №27 – С. 121-129

Расскажите о нас своим друзьям: