Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 372.578

Дата публикации 31.10.2018

Музыкальная сказка в детском саду. Решения XXI века

Держак Наталья Владимировна
Музыкальный руководитель, Детский сад № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада», РФ, Самарская область, г. Тольятти, nderzhak@yandex.ru

Аннотация: В статье затрагивается тема восприятия музыки и художественной литературы детьми дошкольного возраста. Музыкальная сказка рассматривается, как инструмент для гармоничного формирования личности дошкольника. Автором описывается практика использования авторских музыкальных сказок в детском саду. Раскрываются нюансы музыкального оформления, составления сценария и работа по закреплению пройденного материала.
Ключевые слова: восприятие музыки, сказка, роль музыкальных сказок для формирования личности ребенка дошкольного возраста, цели и задачи сказочных разработок, шумовые эффекты, игры для развития речи и мышления, пальчиковая гимнастика, флешмоб, закрепляющая беседа, сведение и мастеринг звука, озвучивание воспитанниками персонажей музыкальных сказок

Musical fairy tale in kindergarten. Decisions of XXI century

Derzhak Natalia Vladimirovna
music teacher Kindergarten № 160 "Dubravushka" ANO TO "planet of childhood" Lada», Russia, Samara region, Togliatti

Abstract: The article deals with the perception of music and fiction by preschool children. Musical fairy tale is considered as a tool for the harmonious formation of the personality of a preschooler. The author describes the practice of using author's musical fairy tales in kindergarten. The nuances of musical design, script and work on the consolidation of the material are revealed.
Keywords: the perception of music, the tale, the role of musical fairy tales for the formation of personality of children of preschool age, goals and objectives of the fabulous development, sound effects, games for development of speech and thinking, finger gymnastics, flash mob, conversation fixing, mixing and mastering audio, with voice work by pupils of the musical characters of fairy tales

Восприятие музыки представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты [3, с. 28]. Педагоги, психологи, физиологи, музыканты, занимавшиеся изучением музыкального восприятия (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, А.В. Кенеман Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и другие), считали его деятельностью, связанной с глубокими внутренними переживаниями. В настоящее время установлено, что психологические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального мышления: памяти, внимания, эмоциональных переживаний, апперцепции и синестезии.  Б.Асафьев отмечал: « В сознании слушателей…не размешены целиком музыкальные произведения..., а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально - интонационный словарь» [2, с. 357]. Восприятие музыки детьми младшего дошкольного возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Становясь старше, они приобретают личный запас ассоциаций и образов - тезаурус. По словам Е.В. Назайкинского: «Формирование возможно более полного первоначального тезауруса, опирающегося на речь, пение, танец, игры, синтетические виды искусства - есть одна из задач дошкольного воспитания. Оно является фундаментом для развития тонкого художественного восприятия музыки, которое хотя и начинает уже зарождаться в раннем детстве, но в основном складывается позднее» [5, с.359]. Музыкальное восприятие лежит в основе  индивидуальной музыкальной культуры,  воздействуя  на формирование личности в целом, что является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с художественным словом. Чтобы понять сказку, первое литературное произведение, с которым соприкасается маленький ребенок,  по праву считающуюся кладезем культурного наследия народа, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии, поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку [7, с. 52]. Союз этих двух искусств рождает музыкальную сказку.

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, которое усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Современные исследования доказывают  важную роль музыкальных сказок для формирования личности ребенка дошкольного возраста. Симоновой Т.Н. считает, что музыкальные сказки  развивают творческие и музыкальные способности, фантазию и воображение детей [6, с.15]. Являясь важным средством умственного и эстетического развития детей, под неустанным вниманием и контролем со стороны воспитателей и родителей, музыкальные сказки и игры, по мнению Е.Н. Авдей, являются средством эмоционального развития и эстетического воспитания ребенка [1, с. 253].  В детском саду № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти широко используется возможности музыкальных сказок.

Цели и задачи сказочных  разработок многогранны: от социализации личности и основ безопасности жизнедеятельности дошкольника до формирования у детей нравственных представлений, воспитания любви к близким людям, трудолюбия, аккуратности, развития коммуникации в детской среде, популяризации русского народного творчества. Сюжеты заимствуются их русского фольклора, произведений западноевропейских сказочников и известных детских писателей. По своему содержанию наши музыкальные сказки традиционны: волшебные, о животных и бытовые. Важное звеном является  музыка и ее восприятие дошкольниками. Она оттеняет, задаёт характер героям и каждой мизансцене, подчёркивает их настроение и харизму. Музыкальным сопровождением сказочных персонажей становятся песни из любимых мультфильмов, отрывки из произведений современных композиторов,  детские  песни, народные мотивы и традиционная классика. Поскольку объем внимания дошкольников невелик - они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1-2- минуты), мы отбираем небольшие произведения или яркие фрагменты. Специальные шумовые эффекты (звуки природы, города, звук шагов, крики животных,  выстрелы, скрип дверей, городской шум и прочее) добавляют уникальности сказочной канве и не оставляют равнодушным ни одного ребенка.

Любимые герои, с которыми встречаются дети во время музыкальной сказки, переносят их в совершенно особый, увлекательный мир, где ребятам бывает трудно оставаться в роли зрителей, им хочется активно действовать. Поэтому в  каждый сказочный сценарий обязательно включаются игры для развития речи и мышления у ребят дошкольного возраста. С этой целью используются задания: «Послушай - отгадай!», «Посмотри и сосчитай», «Доскажи словечко», «Я начну - а ты закончишь», «Хорошо ли, плохо ли», «Это - я, это - все мои друзья», «Правильно - не правильно». Они активизируют словарный запас ребенка,  расширяют его кругозор, способствуют совершенствованию слухового и зрительного внимания, развитию фантазии и воображения. Речевая активность является одним из основных условий своевременного развития речи ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения [4, с.11]. Источниками  таких игр для музыкальных сказок служат загадки, рифмованные задачки, известные ребятам пословицы, поговорки, стихи А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака, а так же различные тематические вопросы.

Наши музыкальные сказки рассчитываются на  25- 30 минут. Чтобы дети не уставали находиться в статичной позе, мы добавляем в сценарий  своеобразные флешмобы, которые служат для закрепления танцевальных движений у дошкольников, развивают у ребят чувство ритма, координацию. Для активизации внимания и развития мелкой моторики руки для малышей обязательно планируются один-два комплекса пальчиковой гимнастики. Эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия музыкальной сказки, обязательно должны найти выход и получить   развитие, предопределяемое педагогическим процессом.  Для этого после прослушивания произведения нами продумывается закрепляющая беседа.  Дошкольнику часто бывает непросто  облечь свои чувства в слова или просто пересказать сюжет. Поэтому наводящие вопросы бывают как раз кстати. Мы помогаем ребятам перечислить действующих лиц, вспомнить завязку и кульминацию. С детьми постарше разговариваем о причинно-следственных связях, о нравственной стороне сказочной истории. Музыкальная сказка еще  долго  живет в детском мире в виде различных игр и драматизаций, художественной деятельности и детском музыкальном творчестве, благотворно участвуя в процессе гармоничного развития личности ребенка.

Развитие в нашем дошкольном учреждении ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) внесло свои коррективы в процесс создания  музыкальных сказок. Современное программное обеспечение позволяет нам записывать музыку и художественный текст от лица героев сюжета в аудиоредакторе, работать со стереоэффетами, миксовать, редактировать аудиотреки - выполнять сведение, мастеринг звука  и оформлять музыкальную  сказку  в цифровом формате.

Главная цель педагогов дошкольного образования - найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъективной позиции ребенка в деятельности становятся занятия по интересам, интегрирующая художественно - эстетическая деятельность, предполагающая объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора, строящаяся по законам сотрудничества и сотворчества [4, с.15]. В нашем дошкольном учреждении  с этой целью  используется озвучивание воспитанниками персонажей музыкальных сказок. Результат этого непростого творческого процесса, подразумевающего кропотливую работу над дикцией и артикуляцией, постижение детьми азов актерского мастерства, производит на наших слушателей глубокое впечатление, а маленьким артистам неизменно повышает самооценку.

Таким образом, использование  музыкальных сказок в детском саду открывает широкие возможности для решения задач педагогического процесса и формирования личности дошкольника в целом. Музыкальные сказки, записанные  в цифровом формате  удобно редактировать,  хранить в медиатеке дошкольного учреждения, использовать на праздничных утренниках,  развлечениях и вечерних досугах. Включение в сюжетные линии интеллектуальных игр, пальчиковой гимнастики и танцевальных импровизаций позволяет повысить объем, устойчивость и концентрацию внимания у детей. Музыкальные сказки, в том числе озвученные воспитанниками,  могут стать прекрасным аудиоматериалом для кукольных спектаклей в детском саду. А так же памятным подарком для родных и близких в семейном кругу дошкольников.


Список литературы

1. Авдей Е.Н. Роль музыкальных сказок и игр в эмоциональном развитии дошкольников: Сб.ст.: Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика // По материалам III Международной научно-практической конференции/ под редакцией А.И. Улзытуевой. Издательство: Забайкальский государственный университет (Чита), 2015.- С. 250-253. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_23387463_65300729.pdf (Дата обращения: 28.10.2018)
2.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971.-Кн.2.-376 с.
3.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
4.Зырянова С.М. Педагогическая технология формирования представлений о художественном образе у детей 6–7 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т 17. с. 11–15. URL: http://ekoncept.ru/2015/75232.htm. (Дата обращения: 18.10.2018)
5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.- 384 с.
6. Симонова Т.В. Музыкальная сказка как средство развития творческого потенциала дошкольника//Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015.- № 2.- С. 232-235. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_24039274_18704965.pdf (Дата обращения:28.10.2018)
7.Тристень К.С. Формирование нравственного здоровья детей средствами литературно-музыкальных мероприятий: практ. пособие для студентов пед. специальностей / К. С. Тристень, Е. Н. Авдей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2012.-120 с.

Расскажите о нас своим друзьям: