Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 378.14

Дата публикации 21.08.2019

Мотивирующий аспект организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе при прохождении индивидуального образовательного маршрута

Жестерев Степан Игоревич
аспирант кафедры общей и специальной педагогики, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар, sizhesterev@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается мотивирующий аспект организации самостоятельной работы студентов при прохождении индивидуального образовательного маршрута в техническом вузе на примере Ухтинского государственного технического университета. Особое внимание уделяется формированию и повышению мотивации к изучению учебных дисциплин поскольку главной задачей самостоятельной работы студентов является формирование студента как активного субъекта учебной деятельности. Для формирования и повышения мотивации к изучению учебных дисциплин автор предлагает осуществлять предварительный контроль с целью адаптировать содержание учебной дисциплины к возможностям студентов и информировать студентов о содержании учебных дисциплин, объяснять студентам критерии оценивания результатов обучения и условия успешной сдачи зачета или экзамена, показывать связь между изучаемой дисциплиной и получаемой студентом специальностью. Автором сделан вывод, что прохождение студентом индивидуального образовательного маршрута формирует у него ответственное отношение к самостоятельной работе.
Ключевые слова: технический вуз, высшее образование, индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельная работа, мотивация

Motivating aspect of the organization of students’ individual work in technical university when passing an individual education route

Zhesterev Stepan Igorevich
Postgraduate student of general and special pedagogy department, Pitirim Sorokin Syktyvkar state university, Russia, Syktyvkar

Abstract: The article discusses motivating aspect of the organization of students' individual work when passing an individual education route in a technical university using the example of the Ukhta State Technical University. Particular attention is paid to the formation and increase of motivation for the study of academic disciplines since the main task of students' independent work is the formation of a student as an active subject of educational activity. In order to form and develop motivation for the study of academic disciplines, the author proposes to pretest student’s knowledge for the purpose to adapt academic content to students’ abilities and to familiarize students with academic content, to illustrate to students estimation criterion of learning outcomes and terms of successful pass exams and assessments, to show the connection between the discipline being studied and learn a trade. The author concluded that the student's passage of an individual educational route forms a responsible attitude towards independent work.
Keywords: technical university, higher education, individual education route, students’ individual work, motivation

Развитие системы отечественного образования направлено на повышение роли студента в процессе обучения. Следствием этого являются уменьшение аудиторной нагрузки и возрастание роли самостоятельной работы студентов. Э. Н. Маковская отмечает, что главная цель самостоятельной работы студентов в образовательных организациях высшего образования заключается в превращении студента в активного субъекта собственного учения, психологически готового к самостоятельной учебной деятельности в зависимости от своих образовательных потребностей, интересов и карьерных планов [7, с. 54]. Под образовательными потребностями студента мы понимаем знания, умения и навыки, которые студент хочет развить или приобрести. Под карьерными планами студента мы понимаем предполагаемые будущее место работы и должность. На индивидуальную подготовку студентов направляет пункт 8 статьи 3 «Закона об образовании в Российской Федерации» [1], в котором говорится, что система образования должна адаптироваться к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам студентов. Таким образом, становится актуальной проблема организации самостоятельной работы студента в процессе прохождения индивидуального образовательного маршрута.

Вслед за Полицинской Е. В. под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем структурированную программу действий студента на некотором фиксированном этапе обучения [9, с. 63].

Вслед за Гордеевой В. В. под самостоятельной работой студентов мы понимаем совокупность всей самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем так и в его отсутствие [4, с. 736]. Самостоятельная работа в контакте с преподавателем в процессе аудиторных занятий реализуется на лекциях, практических и семинарских занятиях, а также при выполнении лабораторных работ. В контакте с преподавателем вне аудитории самостоятельная работа реализуется на консультациях, при прохождении производственной и преддипломной практик, выполнении индивидуальных заданий. Вне контакта с преподавателем самостоятельная работа реализуется при выполнении студентом учебных задач.

Рассмотрим мотивирующий аспект организации самостоятельной работы студентов при прохождении индивидуального образовательного маршрута в Ухтинском государственном техническом университете.

На вводных занятиях преподаватели осуществляют предварительный контроль по дисциплине, предлагают студентам самостоятельно сформулировать цели изучения дисциплины, информируют студентов о содержании учебной дисциплины, объясняют критерии оценивания результатов обучения и условия успешной сдачи зачета или экзамена, и предоставляют студенту право выбрать уровень сложности изучаемой дисциплины.

Осуществление предварительного контроля на вводных занятиях позволяет определить исходный уровень знаний студентов и адаптировать учебный материал к особенностям студентов. Как отмечает В. В. Катунова на основании данных предварительного контроля студентов можно студентов с одинаковым исходным уровнем знаний объединить в группы для дифференциации обучения [5, с. 105].

Ознакомление студентов с содержанием учебной дисциплины позволяет студентам планировать свою учебную деятельность и выбрать уровень сложности изучаемой дисциплины. Формулирование студентом цели изучения учебной дисциплины позволяет ему представить образ предполагаемого результата, спрогнозировать достижение поставленной цели и соотнести результаты своей самостоятельной работы с поставленной целью. Т. А. Никитина подчеркивает, что самостоятельное формулирование цели предоставляет возможность для выстраивания системы самоконтроля и развития способности принятия ответственности за результаты своей деятельности [8, с. 116].

По уровню сложности содержания дисциплины можно разделить на:

1. Базовые, содержащие необходимый минимум знаний по дисциплине.

2. Углубленные, содержащие дополнительные сведения с уклоном на будущее место работы.

3. Направленные на научный поиск.

Разделение учебных дисциплин по уровню сложности содержания учебного материала позволяет учитывать предыдущий этап обучения, образовательные потребности и карьерные планы студентов, а преподавателю повысить мотивацию к изучению своей дисциплины за счет расширения и углубления знаний студентов. Как отмечает Ф. Н. Апиш «содержание учебной дисциплины вызывает интерес у студентов в том случае, когда оно отвечает их потребностям» [2, с. 47]. Выбор уровня сложности содержания учебной дисциплины зависит от цели прохождения индивидуального образовательного маршрута и исходного уровня знаний студентов. Цели прохождения индивидуального образовательного маршрута могут быть связаны с формированием студента как:

1. Образованного человека.

2. Специалиста с высоким уровнем знаний.

3. Ученого.

Объяснение студентам критериев оценивания результатов обучения и условий успешной сдачи экзаменов или зачетов необходимо для того, чтобы студент понимал, что от качества выполнения заданий зависит его оценка.

Студенты могут плохо представлять роль непрофильных дисциплин в своей будущей профессиональной области, следствием этого является низкая мотивация на изучение непрофильных дисциплин. Леушин И. О. и Леушина И. В. подчеркивают, что эффективность самостоятельной работы студентов тем выше, чем больший интерес сформируется у студентов к профессиональной области во время обучения [6, с. 53]. На наш взгляд, развить интерес у студентов к профессиональной области может профессиональная направленность дисциплин и использование преподавателями современных образовательных технологий.

Профессиональная направленность дисциплин реализуется за счет показа связи изучаемой дисциплины и получаемой студентом специальности. В самостоятельной работе профессиональная направленность дисциплин может проявляться:

1. В заданиях, разработанных преподавателем на основе уставленных межпредметных связей. При этом выполняемые студентом задания могут быть разного уровня сложности. Студент не может одинаково хорошо знать все темы изучаемой дисциплины, поэтому им предлагается выбрать сложность выполняемого задания. Выбор сложности заданий зависит от возможностей студентов. То есть во время изучения одной темы студент может выбрать сложные задания, во время изучения другой темы легкие. Количество заданий по изучаемой дисциплине, которые необходимо выполнить студенту в течение семестра, зависит от уровня сложности заданий, индивидуальных особенностей студентов и отведенного времени на самостоятельную работу.

2. В акцентировании внимания студентов на использовании изучаемой темы в профильных дисциплинах.

3. В подготовке докладов и рефератов, которые обеспечивают междисциплинарные связи.

Главной целью использования современных образовательных технологий в учебном процессе в образовательных организациях высшего образования является создание условий для развития студента. Возможности для индивидуализации обучения предоставляют интерактивные технологии. Интерактивные технологии характеризует диалоговое обучение, в процессе которого осуществляется не только взаимодействие между преподавателем и студентом, но и студентов друг с другом.

Вслед за Артемьевой С. В. и Курьяковой Т. С. мы придерживаемся подхода, согласно которому все технологии интерактивного обучения делятся на имитационные, в основе которых лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, и неимитационные – не предполагающие построения моделей изучаемого явления или действительности [3, с. 260].

Цель применения неимитационых интерактивных технологий заключается в передачи информации, создании предпосылок для развития общих и профессиональных навыков и умений. Примерами неимитационных интерактивных технологий могут быть мозговой штурм, дискуссии. В ходе диалогового общения студенты учатся творчески и критически мыслить, анализировать информацию, принимать продуманные решения, сотрудничать. Неимитационные интерактивные технологии позволяют повысить мотивацию к изучению дисциплины за счет вовлеченности студентов в решение обсуждаемых проблем, предоставлении возможности опираться на собственный опыт.

Целью применения имитационных интерактивных технологий является формирование у студентов профессионального опыта в условиях квази-профессиональной деятельности. Профессиональный опыт у студентов формируется за счет моделирования профессиональных и жизненных ситуаций. Моделирование профессиональных и жизненных ситуаций позволяет повысить мотивацию изучения учебной дисциплины за счет усиления процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, что способствует развитию творческих способностей студентов. Моделирование ситуаций сможет происходить в игровой форме, при решении производственных задач, анализе конкретных ситуаций.

Построение индивидуального образовательного маршрута позволяет адаптировать содержание учебных дисциплин к образовательным потребностям и возможностям студентов. Построение индивидуального образовательного маршрута предполагает создание ситуаций выбора сложности содержания учебной дисциплины, заданий и тем самым формирует у студента ответственность за свой выбор.

Прохождение студентом индивидуального образовательного маршрута способствует формированию ответственного отношения у студентов к самостоятельной работе поскольку студент ставит перед собой цель изучения учебной дисциплины, получает возможность увидеть роль изучаемых дисциплин в будущей профессиональной области. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет создавать ситуации успеха в самостоятельной работе студентов за счет предоставления студентам права выбора уровня сложности заданий.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Апиш Ф. Н. Самостоятельная работа как способ развития мотивации и самоорганиазции учебной деятельности студента /Ф. Н. Апиш// Культурная жизнь Юга России/ 2008.- № 2 (27). – С. 45 - 48.
3. Артемьева С. В., Курьякова Т. С. Использование интерактивных методов в курсе теории вероятностей при обучении бакалавров/С. В. Артемьева, Т. С. Курьякова// Вестник Иркутского государственного технического университета/ 2015.-№ 9 (104). – С. 259 - 258.
4. Гордеева В. В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов/В. В. Гордеева//Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского/ 2012.-№ 28.- С. 736 - 738.
5. Катунова В. В. Использование предварительного контроля в рамках изучения курса «Основы психогенетики» в вузе /В. В. Катунова//Перспективы науки и образования/ 2014.- № 2(8).- С. 104 – 109.
6. Леушин И. О., Леушина И. В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе/ И. О. Леушин, И. В. Леушина //Высшее образование в России/ 2017.-№ 6.- С. 51- 56.
7. Маковская Э. Н. Самостоятельная работа студента как средство развития личностных качеств будущего специалиста/ Э. Н. Маковская// Вестник современной науки/ 2015.-№ 9-2 (9). - С. 53 - 55.
8. Никитина Т. А. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных условиях / Т. А. Никитина //Вестник Череповецкого государственного университета/ 2011.- № 3 (31). - С. 114 - 117.
9. Полицинская Е. В. Готовность выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности/ Е. В. Полицинская// Профессиональное образование в современном мире/ 2014.- № 4 (15).- С. 57- 66.

Расскажите о нас своим друзьям: