Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 376

Дата публикации 22.09.2017

Моделирование процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы

Пивоваров Роман Викторович
Адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск
Леер Вадим Иосифович
Заместитель начальника учебного отдела, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск
Беловолов Валерий Александрович
Док. пед. наук, профессор, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск
Беловолова Светлана Павловна
Док. пед. наук, профессор, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические особенности моделирования процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии РФ к воспитанию ценностей военной службы, обосновываются подходы (системный, деятельностный и аксиологический) и принципы построения модели, рассматривается комплекс педагогических условий необходимых для ее реализации. В заключение верефицируются компоненты, критерии, показатели и уровни структурно-функциональной модели как результата процесса моделирования.
Ключевые слова: моделирование, структурно-функциональная модель, принципы и подходы к моделированию

Modeling of process of formation of readiness of future officers to the teaching of values military service

Pivovarov Roman Viktorovich
Adjunct, Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk
Leer Vadim Iosifovich
Deputy head of educational Department, Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk
Belovolov Valery Aleksandrovich
Doc. PED. Sciences, Professor, Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk
Belovolova Svetlana Pavlovna
Doc. PED. Sciences, Professor, Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk

Abstract: The article considers theoretic-methodological features of modeling the process of formation of readiness of future officers of national guard troops of the Russian Federation, justifies the approaches (systemic, operational and axiological) and the principles of the model, examines the complex of pedagogical conditions necessary for its implementation. In conclusion, verifierade components, criteria, indicators and levels of structural-functional model as a result of the modeling process.
Keywords: modeling, structural-functional model, principles and approaches to modeling

Современная военная педагогика, исследуя пути и способы совершенствования профессиональной подготовки, активно использует различные методы, качество и эффективность которых зависят от степени их разработанности и рациональности применения. Изучение практического опыта в области развития традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей военнослужащих, показывает, что важное место в данном вопросе отводится формированию готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы у подчиненных, изучение, которого предполагает применение наиболее валидных и универсальных методов научного исследования.

Поиск путей решения задач по формированию готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы основанный на теоретико-методологических выводах, представленных в научных подходах В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.М. Новикова, В. А. Штофа, Э.Г. Юдина и др.  позволили определить моделирование как наиболее качественный и эффективный научный метод исследования изучаемого процесса.

Анализ научной литературы показывает, что моделирование процесса формирования готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы позволяет отчетливо определить структуру изучаемого объекта, глубже исследовать закономерности взаимоотношений и связей системных компонентов и проектировать именно те, которые определены предметом нашего исследования.

Моделирование как общенаучный метод научного исследования, используемый для изучения и проектирования сложных и полиструктурных систем, рассматривается в работах В. Г. Афанасьева, Б.А. Глинского, В.В. Краевского, В. А. Штоффа и др.

Так, В.В. Краевский рассматривает моделирование как аналитический процесс исследования системы элементов, воспроизводящий определенные стороны, связи, функции и структуру движения изучаемого предмета. Схожей позиции придерживается М.Н. Ахметова, рассматривающая моделирование как процесс построения конструированных объектов с целью изучения характеристик исследуемых систем и объектов.

Важной для нашего исследования является теоретико-методологическая позиция В.А. Штоффа, определяющая моделирование как результат мысленного представления или материальной реализации системы, отображающей или воспроизводящей объект исследования со степенью достоверности при которой возможно получить о нем новую информацию. Б.А. Глинский связывает моделирование с созданием в соответствии с изучаемым объектом его самостоятельного аналога, способного предоставлять в процессе исследования информацию, переносящеюся по определенным правилам [4].

При обосновании модели формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы также учитываем важный вывод ученых  (В.И. Загвязинский, Л.М. Фридман и др.), связывающих сущностный аспект моделирования с экспериментом, отображающим реальные объекты, процессы и системы в некой динамической модели, способствующей выявлению наиболее важных, существенных связей и отображению вероятных ситуаций. Ученые обоснованно полагают, что наиболее значимым преимуществом моделирования, как метода научного познания, является возможность, на основе полученных данных определить большее число альтернатив  и игнорировать неверные варианты.

Анализ научных источников посвященных моделированию позволяет сделать вывод о том, что данный метод научного исследования рассматривается в двух смыслах узком и широком. В узком смысле под моделированием понимается воспроизведение свойств и отношений предметов и процессов (Б.А.Глинский, Б.С.Дынин, Е.П.Никитин), в широком – управляемое теоретическое и практическое исследование, осуществляемое через находящуюся в определенном соответствии вспомогательную, искусственную систему, представляющую на определенных стадиях информацию об изучаемом объекте [2].

A.M. Новиков рассматривает моделирование как одну из стадий фазы проектирования педагогической системы, как метод непосредственного теоретического или практического оперирования объектом, создание модели.

Модель (от латинского modulus) – дословно мера, образец, норма, в научном понимании чаше используется в значении аналога (схемы, системы) определенного фрагмента природной и социальной реальности. Данное положение подтверждает В. А. Братко.

Для нашего исследования в теоретико-методологическом плане важны труды В.А. Штоффа, Б.А. Глинского и др., особо указывающих на то, что модель, являясь самостоятельным  объектом, выступает звеном процесса познания, передающим на основе определенных закономерностей информацию об исследуемых явлениях.

Соглашаясь с позицией ученых и основываясь на подход В.В. Краевского мы полагаем, что модель формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к воспитанию ценностей военной службы будет являться прообразом процесса профессиональной подготовки в военном вузе, отражающим совокупность требований, условий, отношений, действий и оценок, необходимых для достижения наилучших результатов профессиональной военной подготовки [6].

При создании и обосновании авторской модели, опираясь на научные источники, рассматривающие сущность, контент, структуру и функции модели, мы в процессе моделирования формирования готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы учитывали совокупность закономерно, функционально связанных и образующих систему компонентов.

Таким образом, основываясь на вышеуказанные положения, сконструированная нами модель формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы определяется как структурно-функциональная. Данный вывод подтверждается позицией Г.Н. Серикова, который определяет, что системность является главным признаком, определяющим структурно-функциональность модели [1].

Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод, что исследуемый процесс осуществляется на основе единой цели и концепции, совокупности принципов деятельности, определяющих ориентацию и направление исследования, которые рассматриваются нами в трактовке Б.С. Гершунского в качестве методологических подходов формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы: системный, деятельностный и аксиологический.

Вышепечисленные методологические подходы позволяют рассматривать формирование готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы как динамично протекающий педагогический процесс, как активное взаимодействие взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов, объединенных в определенную систему.

Другой необходимой частью модели формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы являются основные, исходные положения, к числу которых, основываясь на анализ научных источников, мы отнесли принципы диатропичности,  диалогичности, интеграции, рефлексии.

Учитывая вышеуказанные принципы мы, основываясь на результаты работ А.М. Новикова, В. И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой и др. выделяем назначение и  роль структурных элементов модели, реализуемые через  нормативную, нравственно-обучающую, гностическую, прогностическую и оценочно-коррекционную функции.

Спроектированная на основе вышеуказанных выводов авторская модель отображает сущность, характерные особенности, признаки  рассматриваемого процесса, определяется целями и задачами исследования и направлена на формирование готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы. Результатом ее функционирования, мы считаем целостное личностное образование являющиеся целью и результатом образовательного процесса в военном институте. В качестве элементов необходимых для достижения целей моделирования, мы, используя результаты теоретического анализа и практической деятельности военных вузов, рассматриваем компонентные блоки модели включающие: нормативно-целевой, содержательный организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки.

Процессуальная основа модели раскрывается через взаимосвязанные этапы реализации процесса формирования готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы и включает: констатирующий, формирующий, контрольный.

Следует отметить, что для эффективного функционирования, достижения целей и задач необходимы определенные педагогические условия, включающие ценностное наполнение профессиональной деятельности курсантов военных вузов, способствующие реализации сконструированной нами модели:

— практико-ориентированная направленность на формирование, развитие и передачу ценностей военной службы учебных дисциплин и воспитательно-информационных мероприятий;

— обеспечение будущих офицеров комплексом профессионально-коммуникативных навыков, использования форм, методов и средств воспитания ценностей военной службы;

— внедрение и реализация спецкурса «Воспитание ценностей военной службы»;

—  развитие опыта курсантов в воспитании ценностей военной службы в ходе войсковых стажировок [3]

Необходимо отметить, что критерии: мотивационно –ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный  и показатели целесообразно рассматривать как взаимосвязанные составляющие критериально-диагностического  инструментария, научное обоснование и применение которых поваляет оценить с одной стороны эффективность процесса воспитания ценностей военной службы, а с другой сформированность не только отдельных компонентов, но и в целом готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы [5].

Основываясь на результаты исследований Н.В. Кузьминой, В. П. Петрова, О.Р. Шеффер и др., особенности изучаемого явления, механизмы формирования исследуемого процесса, данные полученные с использованием выделенных критериев и показателей, мы определяем совокупную величину, степень, характеризующую качество сформированности вышеперечисленных компонентов   в виде уровней готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы: оптимальный, допустимый и критический уровни.

Таким образом, моделирование процесса формирования готовности будущих офицеров к воспитанию ценностей военной службы позволяет отчетливо определить структуру изучаемого объекта, как одну из стадий фазы проектирования педагогической системы, как метод непосредственного теоретического или практического оперирования объектом, создания модели.  Структурно-функциональная модель опосредованно и объективно воспроизводит процесс формирования готовности будущего офицера к воспитанию ценностей военной службы.


Список литературы

1. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ / Померлян А.Н., Даничев Н.В., Беловолов В.А. // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России В 2 частях. Под общ. ред. С.А. Куценко. 2016. С. 320-327.
2. Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. Под общей редакцией Р.А. Ромашова. 2015. С. 284-288.
3. Беловолов В.А. Образовательная среда военного института внутренних войск мвд россии в условиях современного военного образования / Полич В.В., Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: Под общей редакцией С. А. Куценко; Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. 2014. С. 350-361.
4. Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов / Султанбеков Т.И., Беловолов В.А. // European Social Science Journal. 2016. № 5. С. 240-245.
5. Биденко Р.А. Стили совладания с боевым стрессом у офицеров подразделений специального назначения войск национальной гвардии РФ / Биденко Р.А., Волошина Т.В. // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 53-3. – С. 357 – 362/
6. Рябков, Д.В. Беловолова, С.П., Беловолов, В.А. Ценностные основания служебно-профессионального долга будущего офицера войск национальной гвардии России // Проблемы современного педагогического образования». – 2016. – № 52 (часть VII). – С. 377-383.

Расскажите о нас своим друзьям: