Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 373.24

Дата публикации 17.05.2019

Многогранность педагогических приемов, используемых в процессе слушания музыки с дошкольниками, как основа музыкально-эстетического развития

Архангельская Виктория Дмитриевна
канд. пед.наук, доцент, БФУ им. И. Канта, РФ, г. Калининград, tory1331@yandex.ru
Зайнуллина Ирина Анатольевна
ст.преподаватель, БФУ им. И. Канта, РФ, г. Калининград, zainia@mail.ru
Карагадян Инара Ромаевна
ст.преподаватель, БФУ им. И. Канта, РФ, г. Калининград, ms.karagadian@mail.ru
Торпакова Елена Александровна
канд.филол.наук, доцент, БФУ им. И. Канта, РФ, г. Калининград, elena_kgl@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе педагогической деятельности педагога-музыканта. Выявлены приоритетные направления педагогической работы музыкального руководителя с дошкольниками. Особое внимание уделяется педагогическим приемам в процессе слушания музыки с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое развитие, дети дошкольного возраста, музыкальная деятельность, слушание музыки, педагогический прием

The versatility of pedagogical techniques used in the process of listening to music with preschoolers as a basis musical and aesthetic development

Arkhangelskaya Victoria Dmitrievna
cand.pedagogical sciences, docent, BFU them. I. Kant, Russia, Kaliningrad
Zainullina Irina Anatolyevna
senior teacher, BFU them. I. Kant, Russia, Kaliningrad
Karagadyan Inara Romaevna
senior teacher, BFU them. I. Kant, Russia, Kaliningrad
Torpakova Elena Alexandrovna
candidate of Philology, docent, BFU them. I. Kant, Russia, Kaliningrad

Abstract: The article deals with the problem of musical and aesthetic development of preschool children in the process of pedagogical activity of the teacher-musician. Priority directions of pedagogical work of the musical Director with preschool children are revealed. Special attention is paid to pedagogical methods in the process of listening to music with preschool children.
Keywords: musical and aesthetic development, children of preschool age, musical activity, listening to music, pedagogical reception

В соответствии с п.п.2.6 ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое направление включает многогранные составляющие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. [1, с.7]. В дошкольном возрасте при правильном педагогическом и семейном подходе возможно заложить основу для устойчивого музыкального развития через чувствование  и эмоциональную  отзывчивость  на  жанровые  особенности  музыки, слушательские  представления, пение, развитие метроритмической основы. Все основные направления педагогической работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации способствуют воспитанию художественного этикета, прекрасного музыкального вкуса, интонационного отклика, музыкального слуха.

В работе «Навстречу музыке», в которой описаны музыкальные игры и занятия для детей, говорится, что художественно-эстетическое воспитание и обучение должно быть через проблему «непосредственно-эмоционального действенного, практического общения с искусством», но педагогам необходимо переосмыслить содержание музыкального «воспитания, методов и приемов активизации процесса художественного познания [2, с. 3]. 

Рассмотрим приоритетные направления педагогической деятельности педагога-музыканта с дошкольниками (рис. 1).  

Рисунок 1. Виды музыкальной деятельности дошкольников

Все представленные виды деятельности музыкальный руководитель сможет использовать в своей работе и с двухлетними детьми, но при условии, что упражнения будут подбираться согласно возрастным особенностям дошкольников в рамках музыкально-эстетического развития. Песенный материал рекомендуется начинать с распевок для артикуляционного воспроизведения полезных звуков [2, с. 168]. В таблице № 1 представлены упражнения на дыхание и произнесение звуков, предложенные Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» по мере наполнения сложности (Табл.  1).

Таблица 1. Упражнения на дыхание и произнесение полезных звуков (по С. Лупан)

ЭТАПЫ

Упражнения на дыхание и произнесение полезных

звуков (по С. Лупан)

I

Гласные: А,Е,И,О, АУ

II

Гласные: А,Е,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я

III

Согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З

IV

Гласные: А,Е,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я

Согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш, Щ

V

Песенка с гласными звуками: А,Е,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я

Песенка: с согласными звуками (гласные заменяем «ммм»)

М-м-м Б-В-Г-Д

М-м-м Ж-З м-м-м

К-Л-М-Н м-м-м

П-Р-С-Т м-м-м Ф

Х-Ц-Ч-Ш-Щ м-м-м

М-м-м м-м-м

Автор советует родителям сразу после рождения ребенка неоднократно пропевать названия букв на любой мотив детской песенки, чтобы малыши  впоследствии смогли их воспроизвести в раннем возрасте по памяти [2, с. 168]. Использование вышеупомянутого метода в педагогической работе будет способствовать хорошему артикуляционному произношению и развитию речи дошкольника.

По мнению авторов статьи, музыкально-эстетическое развитие - это целенаправленное и  систематическое воздействие  педагога, родителей и музыкально-эстетической среды на личность ребенка, что способствует физическому, интеллектуальному, музыкальному, эстетическому, этическому, психологическому и духовно-нравственному развитию.

Большой пласт педагогической работы в дошкольной образовательной организации должен быть направлен на слушание музыки. Но здесь нужно использовать многогранные педагогические приемы, чтобы процесс восприятия музыки детьми был не утомительным и главное результативным.

Малыши очень любят музыку и радуются ее звукам с пеленок. Автор книги «Детство под знаком музыки. Диалоги об одаренности» Марина Плясова приводит много примеров о значении музыки в детстве великих одаренных музыкантов. «Наш дом всегда наполняла музыка, она просто естественно сопровождала мое детство» - пишет в своих воспоминаниях норвежский пианист Йенс харальд Братли [4, с. 134]. Народный артист России, пианист Юрий Розум рассказывает: «Я родился в семье музыкантов. … Я был с пеленок окружен музыкой» [4, с. 250].

Слушание музыки является одним из основных видов музыкальной деятельности в детском саду, к которому музыкальный руководитель должен подходить с полной ответственностью за подбор музыкального материала и выбор педагогических приемов. В XX веке три музыканта-исследователя процесса обучения музыки Карл Орф, Синити Судзуки, Морис Мартено   пришли к единому выводу: музыке надо обучаться с самого раннего детства на занятиях в виде занимательной игры.  Рассмотрим педагогические приемы, используемые в процессе слушания музыки, способствующие полноценному восприятию музыкального материала с дошкольниками (рис. 2). Слушать музыку можно на слух и с использованием видеоряда с музыкальными образами. В конце занятия можно использовать спокойные звуковые интонации для расслабления и релаксирующего отдыха.  Дети ложатся на коврик и в спокойном физическом состоянии с закрытыми глазами учатся слушать музыку отдыхая. Дошкольники очень любят рисовать, а рисование под музыку им доставляет особое удовольствие. Говорящих детей можно попросить рассказать о своем рисунке, который они рисовали во время звучания музыки, а затем вместе с музыкальным руководителем сравнить изображение с программой музыкального произведения. Во время звучания музыки педагогу можно использовать тематические карточки, репродукции картин,  различные рисунки, которые так или иначе связаны с тематикой музыкальной образной сферы. Пожалуй, самые распространенные педагогические приемы - это слушание музыки с беседой и музыкальные игры. Но дидактические музыкальные игры используются в практике редко:  сопоставлять звучание музыкального инструмента и его изображение на картинке, или подбирать цветовую карточку  под услышанный музыкальный образ. Представим многогранность педагогических приемов процесса слушания музыки в виде рисунка (рис. 2).

Рисунок 2. Педагогические приемы процесса слушания музыки

Использование в практической деятельности вышеперечисленных педагогических приемов,  несомненно, способствует развитию  умения слушать музыку, вслушиваясь в ее интонации, вырабатывается понимание и осознание музыки через слуховые представления, происходит подготовка грамотного слушателя концертных аудиторий.

Личный педагогический опыт в данном направлении позволяет прописать методические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольной образовательной организации:

1. Подбор  музыки  должен  быть  осознанным  и  профессионально-продуманным. Необходимо понимать, что маленький ребенок имеет особую эмоциональную  отзывчивость  на  музыкальные  произведения.  Его слушательское восприятие мгновенно будет выражаться в гримасах на лице, в мимике, жестах, движениями корпуса и руками. Обязательно наблюдать на занятии  за  каждым  ребенком  во  время  звучания  музыки.  Бывают  случаи, когда  один  из  малышей  отреагировал  на  звучание  музыкального  материала слезами. В этом случае надо сразу же поменять музыку.

2. Никогда  не  слушать  на  занятиях  музыку,  которая  несет  в  себе трагическое начало. Дети сразу же эмоционально отреагируют слезами, т.к. почувствуют характер звучания.

3. Слушать  аудиозаписи  только  в  хорошем  профессиональном исполнении настоящими музыкальными инструментами. Не нужно никаких детских  обработок.  Занятия  должны  быть  пронизаны  профессионализмом исполнения  того  или  иного  произведения.  Можно  озвучивать  имя  и фамилию,  а  также  какие-то  важные  краткие  биографические  данные исполнителя.

4. Особую  значимость  придавать  музыке  В.  Моцарта.  Но  важно выбрать  музыкальные  произведения  в  различных  жанрах,  для  разных составов  музыкальных  инструментов,  с  разным  оттенком  красочного звучания  музыки.  Такую  подборку  музыки  необходимо  преподавателем сделать  заранее  и  рекомендовать  родителям  для  прослушивания  ими  с малышами  в  домашних  условиях. Давно  доказано  наукой,  что  слушание музыки  В.  Моцарта  малышами  способствует  невероятному  развитию  во многих направлениях. И роль этой музыки неоценима!

5. После  каждого  занятия  возможно руководителю озвучивать задания для домашней самостоятельной проработки родителей с ребенком.

6. Очень  важно  на  занятиях  использовать  не  только  аудио  и видеозаписи  музыкантов,  а  исполнять  музыку  преподавателю  самому. Дошкольники должны обязательно слышать музыку в реальном звучании и видеть реального исполнителя. 

В своей книге «Воспитание и развитие личности» Ш.А. Амонашвили пишет о том, что ребенок приходит на свет с «прирожденными возможностями» и «потенциальными задатками», которые могут развиваться, если «создать условия для развития» с помощью среды или педагогического процесса [5, с. 95]. Задача педагога найти особые методы для потенциального плодотворного развития природной основы, заложенной в ребенке изначально.

В заключение статьи отметим, что в  педагогической  деятельности  особую  роль  выполняет индивидуальный  подход  к  каждому  ребенку,  т.к.  малыш  развивается  по своему  индивидуальному  временному  графику.  Задача  музыкального руководителя отслеживать  и  направлять  ребенка, развивать  неисчерпаемые  возможности эстетического восприятия, художественного творчества, музыкального вкуса, слуховых  представлений,  эмоциональную  сферу,  духовно  развитие,  что повлияет  на  интеллект,  память,  математические способности,  навыки  речи, умение самовыражаться посредством творчества.


Список литературы

1. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
2. Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей. / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 254 с.
3. Лупан С. Поверь в свое дитя. / пер. с франц. Е. Дюшен – Манн, Иванов Сербер – М., 2014. – 336 с.
4. Плясова М. Детство под знаком музыки. Диалоги об одаренности. – М.: «Классика-XXI». – 2010. – 288 с.
5. Амонашвили Ш.А. Воспитание и развитие личности. / Амонашвили Ш.А. / в 20 кн. кн.10. – М.: Свет, 2019. – 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: