Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 37.02

Дата публикации 20.06.2018

Методика формирования понятий по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Огороднова Ольга Васильевна
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Яшкина Динара Айтжановна
Студент 4 курса, Педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики, РФ, г. Тюмень, dinara_yashkina@mail.ru

Аннотация: В статье представлены результаты реализации методики формирования понятий у младших школьников в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Помимо анализа теоретико-методологических основ процесса формирования понятий в младшем школьном возрасте и изучение аспектов по рассматриваемой проблеме, нами было организовано эмпирическое исследование, включающее в себя подбор и разработку собственного диагностического инструментария по изучению уровня сформированности понятий у младших школьников, а также проведение формирующего эксперимента по разработанному комплексу занятий с включением методики формирования понятий и изучение результатов опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и контрольного обследования. В результате проведённой работы авторами был разработан комплекс занятий и методическая копилка с перечнем и описанием приёмов и методов, которые могут использоваться учителями начальных классов с целью формирования понятий из курса ОРКСЭ и развитию понятийного мышления младших школьников.
Ключевые слова: методика, формирование, понятие, нравственное понятие, понятийное мышление, ОРКСЭ, младшие школьники

Technique of the formation of concepts on the subject «Fundamentals of religious cultures and secular ethics»

Ogorodnova Olga Vasilievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Tyumen State University, Russia, Tyumen
Yashkina Dinara Aitzhanovna
Student of the 4th year, Pedagogical Education: Primary Education, Tyumen State University, Institute of Psychology and Education, Russian Federation, Tyumen, dinara_yashkina@mail.ru

Abstract: The article presents the results of the implementation of the methodology for the formation of concepts in younger schoolchildren within the framework of the course «Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics» (hereinafter - ORKSE). In addition to analyzing the theoretical and methodological foundations of the concept formation process at the younger school age and studying the problem in question, we organized an empirical study that includes the selection and development of our own diagnostic tools for studying the level of education of concepts in younger schoolchildren, as well as conducting a pilot experiment a complex of occupations with the inclusion of a methodology for the formation of concepts and the study of the results of a pilot experimental work, the comparison data ascertaining and control inspection. As a result of the work conducted, the authors developed a set of lessons and a methodical copy with a list and description of techniques and methods that can be used by primary school teachers to form concepts from the ORSE course and develop the conceptual thinking of younger schoolchildren.
Keywords: methodology, formation, concept, moral concept, conceptual thinking, ORKSE, junior schoolchildren

Введение. Задача формирования понятийного мышления, которое начинается уже в начальной школе и раскрывается, совершенствуется в течение всей жизни,  является непреходящей задачей учителя, тем более что проблема разработки способов его формирования не исчерпала себя. Если мы обратимся к школьной практике, то увидим, что эта задача решается далеко не так успешно, как того требуют цели общеобразовательной школы.

Сегодня вполне очевидно выступает противоречие между реальной практикой обучения младших школьников и научно-методическим обоснованием процесса формирования универсальных учебных действий и понятий как их продукта.

Недостатком методов обучения, используемых в традиционной системе,  является их ориентированность на приоритетное развитие левого полушария. Обучение простым предметным действиям и увеличение содержания памяти не обеспечивает развития у учащегося теоретических знаний как единства абстракций и обобщений (именно это единство лежит в основе конструирования понятий). Способы учебных действий в лучшем случае развиваются стихийно, случайно и косвенно (в худшем случае – никак). Так же продвигается на уроке ребёнок в зоне своего ближайшего развития. Часть проблем традиционного образования связана с преобладающей моделью обучения, которая требует запоминания информации без ее осмысления и анализа. Учащиеся, привыкшие к такому обучению, не в состоянии самостоятельно построить ключевое понятие и развить его логические структуры; они воспринимают обучение как запоминание бесчисленных фактов, дат, названий, уравнений или процедурных правил. Именно формализм – один из главных недостатков школьного усвоения понятий.

Формулировка цели статьи и задач. Целью статьи является представление результатов эмпирического исследования реализации методики формирования понятий у младших школьников. Для достижения цели решались следующие задачи: определение теоретико-методологических основ процесса формирования понятий в младшем школьном возрасте,  описание диагностического инструментария по изучению уровня сформированности базовых понятий  из курса ОРКСЭ, изложение содержания разработанной и внедрённой методики по формированию понятий у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Педагогический опыт учит нас не в меньшей мере, чем теоретическое исследование, тому, что, как написал Л. С. Выготский: «Прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путем, обычно не достигает ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма, симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребенка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания» [1, с. 178].

«Понятие не может быть передано в готовом виде, критерием усвоения (сформированности) понятия является не безошибочное воспроизведение определения понятия, а та система действий, которые ученик может выполнить с этим понятием» [4].

Рядом исследований, в частности исследований, проведенных С. Ф. Жуйковым, Д. Н. Богоявленским, А. М. Орловой и др., доказано, что процесс формирования понятий одновременно является и процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизация, абстракция и конкретизация [3, с. 239]. В связи с чем в качестве ключевых показателей, в соответствии с которыми выстраивалось изучение уровня сформированности понятий и понятийного мышления  в целом, нами были выделены следующие:

– операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

– форма мышления: понятие.

С целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших мыслительных операций, нами была проведена методика «Словесные субтесты» (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1989) [2], а также на основе методик диагностики операциональной стороны мышления «Определение понятий», «Сравнение понятий» и «Классификация понятий» были разработаны специальные диагностические задания, включающие:

  • задание на классификацию («распредели по двум колонкам», критерии соотнесения – добро/зло);
  • задание на сравнение пар понятий (добро – зло, гордость – гордыня) на основании выделения в них общих и отличительных черт;
  • задание на толкование базовых понятий из курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики», таких как: вежливость, дружба, порядочность, честность, искренность, семья.

Обработка результатов: анализ выполненных диагностических заданий производился в соответствии с ранее разработанной нами уровневой дифференциацией (табл. 1) и заключался в определении уровня сформированности понятий.

Таблица 1. Уровневая дифференциация сформированности понятий

Уровень

Критерии

0-й уровень (недостаточный)

Учащиеся не могут пояснить, что означает понятие;

1-й уровень (эмоциональное восприятие понятия на уровне полученных впечатлений).

Учащиеся вспоминают только самые яркие эпизоды личной практической деятельности, связанной с данным понятием. В объяснениях хорошо отражают внешнюю действительность, перечисляя доступные для восприятия (поверхностные, случайные), окрашенные субъективным смыслом признаки понятия. Учащиеся не дают подлинного определения понятию и не раскрывают полноценного его значения. Нравственный смысл понятия полностью не сформирован;

2-й уровень (практическое усвоение содержания понятия).

Учащиеся, объясняя понятия, развёрнуто рассказывают о типичной ситуации сенсорно-практического взаимодействия с ним, подкрепляя ответы конкретными примерами. За такими ответами стоят житейские значения, формирующиеся при ближайшем участии сенсорно-перцептивных и эмоциональных процессов, а также практической деятельности.

3-й уровень (разностороннее освоение содержания понятия).

В пояснениях учащихся присутствуют теоретический, практический и эмоциональный аспекты. За ответами стоят подлинные значения, фиксирующие «сверхчувственные» признаки понятий вне контекста конкретной наглядно-действенной ситуации.  Учащиеся вводят понятия в систему логических категорий, т.е. пытаются определить исходное понятие через обобщенные (категориальные или родовые) понятия, а также путём противопоставления исходного слова другим понятиям или называя ряд существенных признаков. Нравственный смысл понятий полностью сформирован.

Опытно-экспериментальная работа проведена в 4 «А» классе МАОУ СОШ 68 г. Тюмени (количество учащихся – 31 человек).

Были получены следующие результаты.

Рисунок 1. Уровень сформированности понятий у младших школьников, n=31, февраль 2018

Как видно из рис. 1, качественный анализ, производившийся нами на основании отнесения ответов опрашиваемых к одной из четырёх уровневых категорий, позволил получить следующие результаты:

Недостаточный уровень сформированности наблюдается у двух учащихся, не сумевших дать никаких пояснений  по толкованию понятий.

У большинства учащихся (семнадцать человек) преобладают ответы первого уровня, характеризующиеся тем, что учащиеся не дают подлинного определения понятию и не раскрывают его полноценное значение, однако понимают их положительную или отрицательную окраску. В этом случае, как правило, учащиеся связывали понятие с собственным отношением к нему, заменяя объективный признак субъективным смыслом, допуская при этом оценочные суждения посредством противоположных (положительных или отрицательных) характеристик (например, «добро – хорошо», «зло – плохо» и т.п.).

Признаки практического усвоения содержания понятия характерны для десяти учащихся, которые в основном давали определение ситуативно, т.е. часто используя примеры или описание отдельной конкретной жизненной ситуации, с которой вероятнее всего сталкивались когда-то сами (в таком случае ответ, как правило, начинался со слов «это когда…», «например, это…»). Очевидно, что за такими ответами стоят житейские значения, формирующиеся при ближайшем участии сенсорно-перцептивных и эмоциональных процессов, а также практической деятельности (предметно-действенного мышления).

3 уровень, подтверждающий  разностороннее освоение содержания понятий, наблюдается лишь у двух учащихся. Ответы данного уровня качественно отличаются от ответов трёх других уровней: за ними стоят подлинные значения, фиксирующие «сверхчувственные» признаки и свойства предмета вне контекста конкретной наглядно-действенной ситуации. Кроме того, ответы ещё специфичны тем, что учащиеся вводят то или иное нравственное понятие в систему логических категорий, т.е. определяют исходное понятие через более обобщенные (категориальные или родовые) понятия (например, гордость – качество, чувство и т.п.). Естественно, что за такими ответами скрываются научные значения, определяемые на основе мысленного соотнесения предмета с системой исторически выработанных понятий, «приписывания» предмета к определенной категории.

Таким образом, всё перечисленное указывает на отсутствие у учащихся в настоящий момент единой  сформировавшейся системы базовых понятий и представлений о нравственных категориях. Качественный анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что они не достигли ещё достаточного и необходимого уровня сформированности данных понятий, поскольку они требуют более глубокого осмысления и прочного усвоения, что может быть достигнуто лишь при условии методически грамотного подхода к работе по формированию таких сложных понятий. Тем самым мы ещё раз убедились в необходимости проведения дальнейшей работы по теме настоящего исследования.

Учитывая полученные результаты, нами был разработан и реализован комплекс занятий, направленный на формирование у младших школьников системы нравственных понятий, перечень которых был определён согласно тематическому планированию 4 «А» класса из курса ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики» М. Т. Студеникина. Таким образом, были выделены следующие понятия: вежливость, добро, зло, дружба, порядочность, честность,  искренность, гордость,  гордыня.

Организация работы по формированию перечисленных понятий, относящихся к категории нравственных, выстраивалась следующим образом:

Рисунок 2. Схема организации процесса формирования понятий

В качестве базового алгоритма формирования нравственных понятий мы использовали следующий:

Таблица 2. Алгоритм формирования понятий при реализации технологии «Работа с понятиями нравственного развития» (основа описания технологии заимствована из кн. Холл Р.[5])

Этапы

Содержание

Возможные приемы и методы

Мыслительные операции

Первый этап. Определение понятия

Формулирование собственного определения понятия;
Введение понятия в готовом виде (2-3 определения).
Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участники взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия.

 

Работа со справочной литературой и живая беседа-опрос.
Составление списка «известной информации»:рассказ-предположение по ключевым словам; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Сравнение, анализ имеющихся определений, обобщение.

Все предположения учащихся, полученные на данном этапе, выслушиваются, обсуждаются. В ходе опроса педагог фиксирует все неповторяющиеся определения понятия на доске. Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «родственные слова», «словосочетания», «ассоциации»

Второй этап. Подбор близких по значению понятий

Путем подбора синонимов к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся об этом понятии.
Педагог сможет помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близкие по смыслу понятия следующими наводящими вопросами.
1. Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие «добро»? (Например, отзывчивость, щедрость,доброта, доброжелательность и т.д.)
2. Если человек обладает этой ценностью (добром), то как его можно назвать? (Например, добрым, благожелательным, добросовестным, добропорядочным и т.д.)
3. Какими еще качествами может обладать добрый человек?

Поиск близких понятий

 

Подбор синонимов – сравнение. 

Учитель предлагает на этом и последующих этапах высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам каждому из участников взаимодействия. Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «слова-синонимы»

Третий этап. Подбор противоположных понятий

Учащиеся подбирают антонимы к изучаемому нравственному понятию по следующим вопросам.
1. Что противоположно этому качеству (добру)?
2. Если нет этого качества, то как называют такого человека?
3. Почему некоторые люди говорят, что добро является не очень важным качеством?

Поиск противоположных понятий

Подбор антонимов-сравнение.

Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «слова-антонимы»

Четвертый этап. Определение отношения к содержанию понятия

 

Выявление достоинств рассматриваемого понятия способствует формированию ценностного отношения.
Выявить преимущества формируемого нравственного понятия помогут учащимся следующие вопросы:
1. Чем это качество особенно ценно?
2. Необходимо ли это качество человеку?
3. Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством?
4. Есть ли недостатки у этого качества? Какие?
5. Всегда ли это качество – хорошая вещь?
6. Что может случиться с человеком, слишком придерживающимся этой ценности? (Что может случиться с очень добрым человеком?)
7. Существуют ли законы, которые ограничивают применение этой ценности?

Метод моральных дилемм и дискуссий, метод аргументов и контраргументов

анализ, абстрагирование

Шестой этап. Упражнение по практике применения понятий и проверке их усвоения.

Для отработки формируемого понятия учитель организует анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний, художественных текстов, заключающих в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает уча­щихся к размышлениям над нравственными проблемами.

Методы интерпретации, метод моральных дилемм и дискуссий, метод постановки вопросов, метод встречного текста и т.д.

Анализ

Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «пословицы, поговорки»

Седьмой этап. Рефлексия взаимодействия

Каждому из учащихся предлагается проанализировать свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему плану.
1. Расскажите о своем состоянии:
- эмоциональное состояние (радость, огорчение, удовлетворение, недоумение, восторг, страх, подавленность, бодрость и т.д.);
- знания о нравственном понятии (прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового и т.д.);
- мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался этим и т.д.)
2. Назовите причины своего состояния (интересное, содержательное обсуждение; все были активны; мою точку зрения никто не отвергал; был обмен мнениями и т.д.).

1.«рефлексивный круг» - каждый участник по кругу высказывается в соответствии с предложенным алгоритмом.
2. Синквейн

 

 

Анализ собственной деятельности

Одним из ведущих приёмов в течение урока является прием «Построение информационной карты слова» или другими словами – составление кластера (кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия) по каждому из формируемых понятий, кластер является своеобразным результатом изученного материала.

Рис 3. Шаблон построения информационной карты слова (кластера)

После окончания реализации комплекса уроков нами было проведено повторное изучение сформированности понятий у учащихся экспериментальной группы. 

Для того, чтобы оценить динамику уровней сформированности понятий мы использовали таблицу, в состав которой включены результаты входного и заключительного этапа исследования:

Таблица 3. Результаты сформированности перечня понятий:
вежливость, добро, зло, дружба, порядочность, честность, искренность, гордость, гордыня, n
=31

Уровни

До (февраль, 2018)

После

(апрель, 2018)

Сдвиг

0-й уровень:

недостаточный

2

0

-2

 

1-й уровень:

 эмоциональное восприятие понятия на уровне полученных впечатлений.

17

5

-12

2-й уровень:

практическое усвоение содержания понятия.

10

12

+2

3-й уровень:

разностороннее освоение содержания понятия

2

14

+12

Выводы: таким образом, на основе приведенных данных, мы можем отметить, что внедрение комплекса занятий с включением методики формирования понятий подтверждает свою эффективность в соответствии с выявленными результатами:

  • увеличение числа учеников с высоким уровнем толкования понятий, разносторонне освоивших содержание понятий и их нравственный смысл;
  • увеличение учащихся, освоивших содержание понятия на практическом – 2 уровне;
  • существенное снижение (более чем в 3 раза) количества учащихся с ответами 1 уровня толкования понятий;
  • отсутствие учащихся с недостаточным уровнем толкования понятий.

Следовательно, применение полученной в результате настоящего исследования методики формирования понятий оказывает положительное влияние на развитие понятийного мышления в целом.

Понятия, как и восприятия и представления, могут образоваться стихийно и искусственно — под руководством учителя. Понятно, что образованные в результате целенаправленного воздействия, систематического руководства понятия у детей будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем складывающиеся стихийно. Поэтому необходимо продуманно и систематически руководить формированием понятий, а для этого необходима методическая основа, изучением и разработкой которой мы и занимались в настоящем исследовании. 


Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
2. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно- методическое пособие. – А: АГПИ, 1990. — 68 с.
3. Рамзаева Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». — М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
4. Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем: Пособие-хрестоматия для учителя / Сост. Фисенко Т.И. под ред. Л.П. Мошейко. – Х.: ХК ИРО, 2011. – 60 с.
5. Холл Р. Нравственное развитие: книга для учителя. – Нью-Йорк, 1995.
6. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: