Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 378

Дата публикации 17.04.2019

Методические аспекты развития метапознавательных навыков студентов

Беленкова Юлия Сергеевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара, yubelenkova@mail.ru

Аннотация: В статье показана важность обучения самостоятельной учебной деятельности и показаны пути развития самостоятельности студентов. Главным является не приобретение готовых знаний, а усвоение определенного способа мышления, обеспечивающего формирование студентом новых знаний. В статье изложены основные методические аспекты проблемы развития метапознавательных навыков студентов и описана методика развития метапознавательных навыков, которая состоит из четырех этапов (информационный, содержательный, операционный, контрольно-аналитический). Указаны проблемы, которые необходимо учитывать при развитии метакогнитивных навыков студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, метакогнитивные навыки, самоорганизация, развитие самостоятельности

Methodological aspects of students’ metacognitive skills developing

Belenkova Yulia Sergevna
lecturer of Foreign languages department, Samara State Technical University, Russia, Samara

Abstract: The paper shows the importance of teaching self-learning activities and the ways of developing students’ autonomy in education. The article determines the factors of students’ self-organization in the process of independent work. The article outlines the main methodological aspects of the students’ metacognitive skills development and describes the methodology of metacognitive skills development, which consists of four phases (informational, cognitive, operational and control-analytical). It shows the problems to be taken into consideration in the course of metacognitive skills development.
Keywords: independent activity, self-education, metacognitive skills, self-organization, development of autonomy

Одной из первоочередных задач высшего профессионального образования является организация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Правильно организованная самостоятельная работа стимулирует познавательные мотивы учения и творческие способности, способствует развитию навыков самообразования и самоорганизации, стремлению к саморазвитию [1].

Самообразование является важная частью непрерывного образования. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению знаний и формированию умений, навыков и необходимых качеств как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и в процессе самообразования [2].

Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени [3].

Для того, чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студентов, необходимо развивать метапознавательные навыки студентов.

Метапознавательные навыки - это навыки регуляции и контроля познавательной деятельности. Термин «метапознание» - способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью - ввел американский ученый Джон Флейвел. Он отмечал важность метапознания в познавательной деятельности и в достижении поставленных учебных целей [4]. 

Метапознание в первую очередь связано с процессом решения задач, с поиском выхода из проблемных ситуаций, с постановкой цели и выбором способов достижения этой цели.

Таким образом, одной из важнейших задач становится научить студентов самостоятельно ставить цели и задачи, выбирать подходящие стратегии, видеть сложные вопросы и решать их, анализировать прочитанное или увиденное, делать выводы и анализировать результаты своей деятельности.

С нашей точки зрения метакогнитивные навыки необходимо формировать у студентов, проходя через четыре этапа развития метапознавательных навыков : информационный; содержательный; операционный; контрольно-аналитический.

Информационный этап связан с поиском и изучением необходимой информации. То есть, преподаватель должен владеть теоретическими знаниями об особенностях развития метапознавательных навыков, о метапознавательных и познавательных стратегиях, об особенностях возраста студента. Так же на данном этапе предполагается изучение студентами следующих метапознавательных знаний:

- знание о своих индивидуальных познавательных процессах (знания о своих интеллектуальных ресурсах, знание своих индивидуальных качеств, особенностей);

- знания о ходе выполнения заданий (знания о том как и с какой целью нужно выполнять задания, какие существуют требования);

- знания об учебных стратегиях (знания о познавательных и метапознавательных стратегиях, о том как их нужно применять в познавательной деятельности ).

Содержательный этап связан с постановкой цели и задачи каждого занятия, с определением содержания теоретического и практического материала. В соответствии с поставленными задачами мы предлагаем определённые группы заданий: задания, направленные на развития навыка формулирования вопросов; на развитие навыка планирования своей деятельности; на развития навыка рефлексии и навыка самооценки.

Операционный этап предполагает выбор и применение форм, методов, средств и стратегий развития метапознавательных навыков студентов. Основными формами развития метапознавательных навыков студентов являются групповая и индивидуальная формы, работа в малой группе. Во впемя групповой работы отмечается высокая активность студентов, и связано это с наличием единой цели и общей мотивации. Индивидуальная форма предполагает взятие на себя ответственности за результат своей деятельности, раскрытие своих интеллектуальных и познавательных возможностей и ресурсов. Работая в малой группе студенты чувствуют себя комфортно за счёт тесного психологического контакта между участниками учебного процесса. Возможно применение таких методов развития метапознавательных навыков как дискуссионные, игровые, метод проблемного обучения, тренинговые, кейс-технологии, метод проектов и другие методы, которые повышают активность студентов и их мотивацию. Средства обучения выбираются в соответствие с поставленными целями и задачами.

Контрольно-аналитический этап предполагает контроль и анализ уровня развития метапознавательных навыков, которым обладает студент, а так же коррекционные мероприятия, которые необходимо провести для достижения поставленной цели. Основными методами на данном этапе являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ, обобщение и другие[5].

Существуют эффективные приёмы обучения метапознавательным навыкам, к которым можно отнести следующие приёмы: побуждающие вопросы ( стимулируют высказывания студентов по ходу решения проблемных ситуаций), метакогнитивный опыт (преподаватель проговаривает, как он решает задачу, а студент перенимает этот опыт), вопросы самому себе ( полезно задавать себе вопросы в процессе решения задач), проговаривание вслух ( проговаривать все этапы решения проблемной ситуации), составление таблиц, схем и графиков (помогает систематизировать информацию и своё понимание), составление плана учебных действий и другие.

Одним из методов, которые способствуют развитию метапознавательных навыков и умений, является метод проектов. Это организация проектной деятельности студентов по изучаемой теме с использованием сетей Интернет. Проектная деятельность основана на групповой работе учащихся в решении проблемного задания. Этот метод помогает развивать навыки информационной деятельности; использовать аутентичные ресурсы; стимулировать мотивацию к процессу обучению; повысить познавательную активность; организовать самостоятельную форму работы, как индивидуальную, так и групповую; формировать метакогнитивные навыки и способность к рефлексии.

Работая над проектом студенты ведут поиск и анализ информации в сетях интернет, для успешной работы необходимо четко определить план и итоговый результат своей деятельности, а также определить этапы этой деятельности:

1. поставить перед собой вопросы, на которые нужно найти ответы;

2. определить проблему, которую нужно решить;

3. выбрать стратегию решения поставленных задач;

4. провести анализ собранной информации;

5. рефлексия и самоанализ.

Так, например, при разработке любого проекта студенту необходимо:

- сформулировать тему и название проекта, доказать актуальность и значимость;

- обозначить цели проекта и конечный результат;

- определить список ресурсов для выполнения цели проекта;

- произвести анализ собранной информации и дать свою оценку результатов;

-  подвести итоги, подготовить презентацию и защитить проект [6].

Успех и эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от организации этой деятельности. Существует много разных методов, способов и стратегий обучения мктапознавательным навыкам. которые подходят одним студентам и не подходят другим. Часто успех обучения зависит от правильно подобранной методики и от умения преподавателя пользоваться различными методами и приёмами обучения. Но всё же главным в эффективном обучении является осознание значимости, мотивация и цель. А что касается самостоятельной работы студентов, результаты принесёт только самостоятельная работа, основанная на сформированных метапознавательных навыках и умениях организовывать, осуществлять такую работу. Так же большое значение имеет умение пользоваться метакогнитивными стратегиями познавательной деятельности.


Список литературы

1. Беленкова Ю.С. Технология формирования метапознавательных навыков как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов // Историческая и социально-образовательная мысль/ Том 8. № 2. Часть 2. – Краснодар, 2016. С. 134-138.
2. Минина Е.В. Самообразование как форма самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России, № 2, 2013, Екатеринбург. С.54
3. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференции. Волгоград: ВолгГТУ, 1994. С. 6.
4. Flavell J.H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. Hillsdale, N.J. : Erlbaum. pp. 231-235.
5. Позднякова Е.П. Методические аспекты развития метапознавательных навыков младших школьников средствами интерактивного взаимодействия// Вестник ЧГПУ, № 10, 2009, Челябинск. С. 92-99.
6. Шульгина Е.М. Организация метакогнитивных процессов при обучении иноязычному дискурсу// Язык и культура, 2017, Томск. С. 298-324.

Расскажите о нас своим друзьям: