Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 159.99

Дата публикации 19.02.2018

Метод сказкотерапии в работе педагога психолога с использованием метафорических карт

Козеева Елена Олеговна
студентка 1 курса магистратуры, кафедра педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск

Аннотация: В данной статье рассматривается возможность использования метафорических ассоциативных карт в методе сказкотерапии.
Ключевые слова: сказкотерапия, метафорические ассоциативные карты, сказка, дети, психологическая работа

The method of fairy-tale therapy in the work of a teacher-psychologist using metaphorical maps

Kozeeva Elena Olegovna
1st year student chair of pedagogy and psychology, Michurinsky State Agrarian University, Russian Federation, Michurinsk

Abstract: This article discusses the possibility of using metaphorical associative maps in the method of fairytale therapy
Keywords: fairytale therapy, metaphorical associative maps, fairy tale, children, psychological work

Важной составляющей работы педагога-психолога является творчество. Для клиента, в процессе психотерапии, именно элемент творчества является опорой и ресурсной базой.

Важным событием последних нескольких десятилетий является создание особого инструмента психологической и психокоррекционной работы – метафорических ассоциативных карт (МАК). Метод психологической работы, с использованием МАК сразу же взяли в работу психологи, психотерапевты, коучи  и др. Данный инструмент используется как при индивидуальной, так и при групповой психологической работе. Практика показала, что использование МАК в психологической работе помогает клиенту создать пространство, которое будет для него безопасным, усиливает чувства и помогает наполнить сознание источниками ресурсов. Метод решает множество психологических проблем и направлен на психологическую работу не только с взрослыми людьми, но и с детьми.

Психологическая работа с клиентом, построенная на метафоре, дает клиенту ощущение защищенности, облегчает работу с конфликтами, возникающими на подсознательном уровне. МАК нашли свое применение в различных терапевтических подходах, в т.ч. в методе сказкотерапии.

«Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность».

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы и также МАК.

Первой из семнадцати колод МАК стали «О-карты» (OH Cards), появившиеся в Германии в 1985 году. Их создание связано с именами художника Эли Рамана, психотерапевта Джо Шлихтера и издателя Моритца Эгетмаера. Эли Раман – канадский профессор искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский.

МАК очень похожи на обычные игральные карты, они представляют собой картинки, не имеющие закрепленных значений и толкований. Данный инструмент работы с клиентом, помогает психологу в кротчайшие сроки получить необходимую информацию для дальнейшей качественной работы с психологической проблемой. МАК используются в психотерапии не только для работы в группах, но и в индивидуальной работе. МАК хорошо воспринимаются представителями различных  культурных обществ (т.к. карты являются интернациональными), клиентами разного пола и возраста, и социального положения.

Одновременная работа психолога с эмоциональной, когнитивной и предметной областями клиента, возможна с помощью МАК.

Метафорические карты - это отнюдь не новый вид терапии, не ее отдельное направление, такое, например, как психоанализ, когнитивно-поведенческая или нарративная терапия. Это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал. [1. с 13].  В настоящее время данные карты очень популярны среди психологов и педагогов. Мы не будем подробно останавливаться на том, как психологи используют метафорические ассоциативные карты в работе, а также не будем рассматривать все колоды. Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем к наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. [3. с 16]

Метафорические карты, кроме прочего, можно использовать для создания сказок, сценариев для мультфильмов. Одним из свойств карт является то, что они могут быть вспомогательным инструментом  для придумывания интересных историй. Для педагогов карты могут оказаться необходимым инструментом в работе. 

Как отмечают А.А. Бодалев и В.В. Столин, «психологам и психиатрам давно было известно, что рассказы по сюжетным картинкам, специально подобранным для исследуемого контингента, позволяет судить о склонностях людей и нередко выявляют болезненные состояния психики».  [4, с. 55].

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути, путешествует по своему внутреннему миру. Работа с использованием метафорических карт подобна прогулке по галерее вдоль множества дверей, открывающихся во внутренний мир ребенка, человека. Карточка-это дверь, за которой живет событие, впечатление, человеческая история. И тогда вытащенное на свет содержимое комнат обретает смысл, наполняется актуальным содержанием. Выбирая ту или иную карточку, рассматривая ее и представляя нам, человек на самом деле рассказывает о себе, и из этого рассказа становится понятно (не только психологу), какие ценности, ресурсы у человека, ребенка, чего он боится, почему плохое настроение и с чем это может быть связано.

"Карты - это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми мы работаем, это всегда приглашение к рассказу - о вымышленных событиях или реальных... Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать".

Использование МАК в сказкотерапии имеет множество положительных сторон: психолог получает удобный и подконтрольный доступ к бессознательному; побуждение клиента к творческому процессу; использование интуиции; образы, используемые на картах, помогают клиенту детализировать, изложить  и сформулировать свое внутреннее состояние; способствуют понизить деятельность психологических барьеров; формируют надежную защиту и совмещают в себе и диагностику и терапию.

Сказка более насыщенна информацией, чем самая обычная речь. Сказка не является для клиента чем-то серьезным, он воспринимает ее не более чем метафорой, символами и аналогиями. С этой точки зрения, сказки, которые сочиняет сам клиент, дают значимый материал для анализа ситуации, и названия для индивидуально весомых положений.

Нами был проявлен интерес к колоде МАК, которая была разработана одним из самых авторитетных в области сказкотерапии психологом Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой – «Мастер сказок». Сказкотерапия, с использованием колоды «Мастер сказок» построена на использовании архитепических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы.

Согласно колоде «Мастер сказок», Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева выделяет 10 основных архетипов, которые изображены на картах (колода состоит из 50 карт), на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Каждая карта этой колоды имеет свое уникальное значение. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Есть несколько вариантов работы с картами для сочинения сказок. Первый вариант, который мы рассмотрим - это выкладывание перед ребенком нескольких карточек и просьба сочинить историю по ним. Ребенок может перекладывать и перетасовывать предложенные карточки в любом порядке. Интересно, как работает ассоциативный ряд и куда он выведет. Чем младше ребенок, тем конкретней он описывает карточки. Например, шестилетний мальчик буквально описал изображения, еле связав историю (Жила-была королева с завязанными глазами, у нее был сундук, дом ее стоял на реке, и, в конце - концов, паук забрал у нее этот сундук и тогда королева завязала себе глаза, чтобы не плакать).

Второй вариант, который возможно использовать в работе - это сочинение коллективных историй. Для этого подходит следующий вариант работы: дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ. Таким образом, создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.


Список литературы

1. Кац Г. Мухаматулина Е. Метафорическое карты: руководство для психолога.-2-е изд.-М.: Генезис, 2014.-160 с.
2. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнений, тренинги. - М.: Генезис, 2014.-168 с.
3. Мутина А.С. Диссертационная работа «Жанры современного русского детского фольклора на территории Удмуртии».-241 с.
4. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.

Расскажите о нас своим друзьям: