Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 796.011

Дата публикации 22.01.2020

Личностно-ориентированный подход к развитию физических способностей студентов в творческом высшем учебном заведении с использованием дистанционных образовательных технологий

Сомкин Алексей Альбертович
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, somkin.van@yandex.ru
Татаренцев Вячеслав Леонидович
старший преподаватель кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург, slavatat@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена личностно-ориентированному подходу при развитии физических способностей студентов творческого высшего учебного заведения – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий позволяет повысить качество обучения и самостоятельной работы студентов на кафедре физического воспитания. Особое внимание в публикации уделено электронной образовательной среде Moodle и электронным учебным пособиям для студентов.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, студенты, электронная информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии

Personality-oriented approach to the development of the creative higher education institution students’ physical abilities with use of distance educational technologies

Somkin Alexey Albertovich
Doctor of Pedagogical Sciences (Ed. D.), professor, Professor of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Tatarentsev Vyacheslav Leonidovich
The senior teacher of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg

Abstract: This article is devoted to the personality-oriented approach to the development of the creative higher education institution students’ physical abilities – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The educational process with its distance technologies has proved beneficial for the self-reliant learning of students at the Department of Physical Education. The special attention in the publication is paid to the Moodle-based digital education service and digital textbooks for students.
Keywords: personality-oriented approach, students, digital educational information service, distance educational technologies

Введение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО 3++) студенты всех направлений подготовки (по программе бакалавриата) и специальностей очной формы обучения по обязательной (или базовой) части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту изучают две самостоятельные, но взаимосвязанные, учебные дисциплины:

–  «Физическая культура и спорт» в объёме 72 академических часов (или 54 астрономических часов);

– «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в объёме 328 академических часов (или 246 астрономических часов).

Эти дисциплины являются важными составными компонентами общего гуманитарного образования и служат задачам не только физического, но также интеллектуального и духовного самосовершенствованию личности студентов. Для развития и поддержания у молодых людей устойчивой потребности и активно-положительного эмоционального отношения к систематическим занятиям физической культурой или определёнными видами спорта на протяжении всего периода обучения в институте необходимо, прежде всего, определиться с личностно-ориентированным подходом при формировании мотивационно-ценностного компонента при освоении данных дисциплин. В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения дисциплина «Физическая культура и спорт» состоит из следующих, взаимно дополняющих друг друга, разделов:

– восемь лекционных занятий (12 астрономических часов);

– восемь методико-практических занятий (12 часов);

– самостоятельная работа студентов (30 часов) .

В результате изучения дисциплин по физической культуре и спорту у студентов должна быть сформирована (в соответствии ФГОС ВО 3++) универсальная компетенция (УК–7): «способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Учебный процесс в высшем учебном заведении носит неравномерный по интенсивности, прерывистый характер. Зимняя и летняя экзаменационная сессия, которой предшествует «зачётная неделя», а затем достаточно длительные зимние и, особенно, летние каникулы часто сильно снижают эффективность практических занятий по физической культуре или различным видам спорта у студентов. Поэтому важным фактором выступает совершенствование, как структуры проведения учебных занятий, так и активное внедрение самостоятельных занятий по физической культуре. Именно на самостоятельных занятиях у студентов может быть наиболее эффективно реализован личностно-ориентированный подход, если он будет соответствовать возрасту, полу, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности, а также учитывать определённые мотивы самих занимающихся своим физическим совершенствованием в период их обучения в вузе [13]. Во многих непрофильных (не физкультурных) вузах ищут различные подходы. Например, введение «рабочих карточек», на которых описаны комплексы упражнений, направленные на развитие и дальнейшее целенаправленное совершенствование различных физических способностей. Получая такую личную «рабочую карточку», каждый студент будет иметь свою индивидуальную программу самосовершенствования, необходимую, например, для работы над какими-либо «отстающими» у него физическими способностями, которая позволит ему успешно выполнять предусмотренные программой обучения нормативы [14].

Практически все вузы Российской Федерации используют в практике учебного процесса дистанционные формы работы не только со студентами заочной, но и очной формы обучения. В таком варианте общение студентов с их преподавателями осуществляется, по преимуществу, в сети Интернет (on-line). Следует отметить, что интерактивные учебные комплексы, направленные на самостоятельную работу студентов, внедряются в вузах и в преподавание дисциплин по физической культуре и спорту. Дистанционные образовательные технологии позволяют формировать у молодых людей такие универсальные компетенции как самоорганизация и саморазвитие по физической культуре и спорту при освоении ими, как теоретического, так и методико-практического разделов учебной программы [2, 5]. Каждый студент имеет свой «Личный кабинет», в который преподаватель может адресовать конкретные задания для его самостоятельной работы в форме учебно-методических пособий или рекомендаций с использованием различных дополнительных фото или видеоматериалов для более чёткого и наглядного представления определённых двигательных заданий. Формат интерактивного общения позволяет студенту, при необходимости, обращаться к преподавателю за разъяснениями или дополнительными консультациями. Разрабатываются также и специальные компьютерные программы, которые позволяют проектировать индивидуальные модели по оптимальной двигательной активности и рациональной, адекватной ей, системе питания [20]. Ряд таких программ могут быть заложены в мобильные приложения для различных гаджетов (например, смартфонов), что делает их использование ещё более удобным для молодых людей, мотивируя их к дополнительным самостоятельным занятиям физической культурой или спортом, а также контролю за ростом своих физических показателей [7]. Кроме того, внедряются такие физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на двигательную реабилитацию студентов, имеющих отклонения в состоянии своего здоровья. Здесь личностно-ориентированная компьютерная программа даёт возможность студенту, во-первых, оценить исходный уровень физического состояния и физической подготовленности. Во-вторых, получить конкретные рекомендации по укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовленности, рациональному питанию и режиму дня [3]. Наибольшее распространение получили электронные «паспорта здоровья студентов», которые являются уже необходимым средством информационного обеспечения учебного процесса и управления им, а также для индивидуальной корректировки предлагаемых заданий для каждого студента. В этих паспортах содержатся сведения о мониторинге состояния здоровья молодого человека, уровня его физической подготовленности и ряде других информативных (в том числе, психофизических) показателей. На основе этих данных преподаватель может осуществлять процесс индивидуального планирования физических нагрузок, как для учебных, так и для самостоятельных занятий студента [1]. Наиболее удобен в использовании «паспорт здоровья», разработанный на базе электронной образовательной платформы Moodle [9] – самой востребованной на сегодняшний день информационно-коммуникационной технологии в сфере высшего образования в Российской Федерации.

Цель работы: разработка личностно-ориентированных методических рекомендаций по развитию силовых способностей у студентов творческого вуза на основе использования электронного  информационно-образовательного ресурса в системе дистанционного обучения Moodle.  

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что уровень развития основных физических способностей студентов, поступающих на первый курс в непрофильное (не физкультурное) творческое высшее учебное заведение Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), находится на достаточно низком уровне. Поэтому существует насущная необходимость формирования у молодых людей устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой или различными видами спорта на протяжении всего периода их обучения в институте. У студентов должны быть выработаны определённые и чёткие целевые установки, направленные, как на устойчивое и положительное эмоциональное отношение к процессу своего оздоровления и физического самосовершенствования, так и на ведение здорового и физически активного образа жизни [4, 8]. Молодые люди должны определиться с «личностно-ориентированным мотивационно-ценностным компонентом» в своей учебной деятельности, в частности при прохождении таких учебных дисциплин в вузе как: «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Основными установками здесь должны являться:

– укрепление здоровья и культивирование активного образа жизни;

– развитие разнообразных физических способностей, в особенности, профессионально-прикладной направленности;

– приложение осознанных волевых усилий, которые нацелены на постоянное физическое самосовершенствование личности;

– формирование красивой и привлекательной (у девушек) фигуры;

– достижение новых результатов в спорте и формирование так называемой «спортивной культуры обучающихся» [6, 10, 11].

В 2018–2019 учебном году дисциплина «Физическая культура и спорт» в СПбГИКиТ для всех форм обучения, которая включает в себя лекционный курс и практические учебные занятия, начала, в основном, реализовываться в виде дистанционных образовательных технологий. Дистанционное (или on-line) обучение в СПбГИКиТ осуществляется в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на базе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle [16]. Одной из восьми тем лекционного курса является «Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями различной направленности», где рассматривается «мотивационно-ценностный» компонент выбора студентами того или иного вида самостоятельных занятий физическими упражнениями. В связи с тем, что большинство студентов непрофильных вузов не могут правильно организовать свои самостоятельные занятия, связанные с выполнением физических упражнений, актуальность разработки специальных методических рекомендаций, в том числе и для творческого вуза, несомненна [15]. Для того, чтобы контролировать результаты своей двигательной деятельности, студентам необходимо иметь возможность фиксировать достигнутые результаты и сравнивать их с нормативными в конкретном вузе, либо с требованиями ВФСК «Готов к труду и обороне», соответствующей их возрастной группе ступени. Поэтому актуальным является наличие более узкоспециализированного «паспорта физической подготовленности студента». В этом паспорте будет отражаться, за весь период обучения в вузе, развитие основных физических способностей студента. Кроме того, здесь же преподаватель совместно со студентом может рекомендовать использование различных комплексов упражнений для развития пока ещё «отстающих» тех или иных физических способностей во время самостоятельной работы [12].

Результаты исследования. Первым этапом данной работы на кафедре физического воспитания в СПбГИКиТ являлась разработка электронного  информационно-образовательного ресурса, направленного на перевод самостоятельной работы студентов на качественно новый личностно-ориентированный уровень получения и усвоения необходимой информации при формировании коммуникационной среды в системе взаимодействия «преподаватель – студент». Результаты проведённого исследования показали, что студенты, поступающие на первый курс в СПбГИКиТ, имеют, в своём большинстве, низкий уровень физической подготовленности. Многие из них не могут получить достаточно высокие баллы за выполнение контрольных (тестовых) нормативов и выполнить соответствующие нормы комплекса ГТО. Кроме того, их самостоятельные занятия, как показывает практика, не всегда продуктивны и, как правило, не носят системного и методически грамотного характера. В связи с этим на кафедре физического воспитания приступили к разработке и внедрению в учебный процесс дистанционной образовательной технологии по организации самостоятельной работы студентов. Первым шагом разработки является подготовка «Методических указаний по развитию силовых способностей и подготовке к выполнению норм комплекса ГТО» в рамках курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Данные указания предполагается разместить в СДО Moodle СПбГИКиТ и сделать доступными для изучения и «скачивания» студентами института. При этом, студенты, руководствуясь навигацией по «Методическим указаниям», поддерживающей удобную работу на мобильных электронных устройствах, смогут выбирать свою индивидуальную программу их изучения (рис. 1). Кнопка FULL – это полнотекстовое содержание учебно-методических пособий (в формате PDF), разработанных на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ  и направленных на подготовку студентов института к выполнению нормативов комплекса ГТО, а следовательно, и контрольных (тестовых) нормативов, предусмотренных учебным процессом. Они являются полными аналогами печатного варианта данных пособий, представленных в библиотеке института и на кафедре физического воспитания [18, 19]. Кнопка LIGHT – это набор электронных карт для самостоятельной работы студентов по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО и контрольных нормативов. Они удобны для оперативного применения студентами непосредственно во время самостоятельных занятий в спортивном зале для так называемых «экспресс консультаций» [17]. Кнопка «Инструкция по использованию» знакомит студентов с работой в данной информационно-коммуникационной среде.

Рисунок 1. Страница навигации по методическим указаниям

Далее подробнее разберём содержание электронных карт для самостоятельной работы студентов. Прежде всего, на них представлено технически правильное выполнение контрольного (тестового) норматива. При этом фотосъёмка упражнения произведена в знакомых для студентов условиях и на известном им оборудовании – в спортивном зале СПбГИКиТ. Затем в электронной карте представлена схема с выделением основных мышечных групп, которые должны быть задействованы при выполнении данного упражнения. На карте также представлены наиболее характерные специально-подготовительные упражнения, которые необходимо использовать во время самостоятельной работы студентами для подготовки к выполнению данного норматива. Для такого сложно-координационного контрольного норматива, как прыжок в длину с места, показана контурограмма последовательности двигательных действий при отталкивании и в фазе полёта (рис. 2).

Рисунок 2. Контурограмма последовательности двигательных действий при отталкивании и в фазе полёта прыжка в длину с места

Материалы, представленные при открытии кнопки LIGHT, подготовлены для просмотра с помощью мобильных электронных устройств (например, смартфонов) и, как было сказано выше, достаточно удобны для оперативного применения студентами непосредственно во время их самостоятельных занятий в спортивном зале для так называемых «экспресс консультаций». Таким образом, полный формат электронной карты содержит (рис. 3):

– технически правильное выполнение контрольного норматива – начальное и конечное положение;

– схема с выделением основных мышечных групп, которые должны быть задействованы при выполнении данного упражнения;

– специально-подготовительные упражнения для самостоятельной работы студента при его подготовке к выполнению контрольного норматива.

Рисунок 3. Электронные карты для самостоятельной работы студентов по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО – отжимания в упоре лёжа на полу и поднимание туловища из положения лёжа на спине

Выводы.

1. Важным фактором совершенствования структуры учебного процесса по физической культуре и спорту в творческом вузе является активное внедрение самостоятельных занятий. На таких занятиях может быть наиболее эффективно реализован личностно-ориентированный подход, если он будет соответствовать возрасту, полу, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности, а также учитывать основные мотивы занимающихся своим физическим совершенствованием молодых людей в период их обучения в творческом вузе. В связи с тем, что большинство студентов пока не могут правильно организовать свои самостоятельные занятия, связанные с выполнением физических упражнений, актуальным является разработка методических рекомендаций, в том числе в электронной информационно-образовательной среде на базе системы дистанционного обучения Moodle.

Первым этапом данной работы является разработка электронного  информационно-образовательного ресурса, который будет направлен на   самостоятельную работу студентов и формирование коммуникационной среды в системе взаимодействия «преподаватель – студент». В его основу будут заложены «Методические указания по развитию силовых способностей и подготовке к выполнению норм комплекса ГТО» с набором электронных карт. Эти карты подготовлены для просмотра с помощью мобильных электронных устройств (смартфонов) и удобны для оперативного применения студентами непосредственно во время самостоятельных занятий.

2. Для того, чтобы контролировать результаты своей двигательной деятельности, студентам необходимо иметь возможность фиксировать достигнутые результаты и сравнивать их с нормативными, либо с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Поэтому актуальным является наличие «паспорта физической подготовленности студента». В этом паспорте должно отражается, за весь период обучения в вузе, развитие основных физических способностей студента. Кроме того, здесь же преподаватель совместно со студентом может рекомендовать использование различных комплексов упражнений для развития «отстающих» физических способностей и выполнения контрольных (тестовых) нормативов по курсу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» во время самостоятельной работы. Планируется разработка и внедрение электронного варианта «паспорта физической подготовленности студента», который также будет размещён в электронной информационно-образовательной среде на базе системы дистанционного обучения – СДО Moodle СПбГИКиТ. Он подразумевает отход от традиционных бумажных носителей сбора и обработки информации. Таким образом, личностно-ориентированный подход к развитию силовых способностей студентов и подготовки их к выполнению контрольных (тестовых) нормативов и норм комплекса ГТО будет выведен на новый качественный современный уровень.


Список литературы

1. Бородулина О.В., Ефремова Н.В., Самсонов Д.А., Сафина Н.Н., Белов М.С. Паспорт здоровья студента как инструмент педагогического проектирования контроля и качества образовательного процесса студентов специальной медицинской группы // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 1 (69). – С. 40-42.
2. Бочкарева С.И., Буянова Т.В., Высоцкая Т.П., Голубничий С.П., Аверясов В.В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 3. – С. 44-46.
3. Волкова Л.М., Волков В.Ю., Митенкова Л.В. Физическая реабилитация студентов с отклонениями в состоянии здоровья через личностно-ориентированную оздоровительную программу с использованием компьютерных технологий // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 3 (59). – С. 47-49.
4. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
5. Волкова Л.М., Бушма Т.В., Волков В.Ю., Зуйкова Е.Г. Компьютерные технологии на учебных занятиях по физической культуре в вузе // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 1 (52). – С. 69-72.
6. Загревская А.И., Лубышева Л.И. Онтокинезиологический подход как методология спортизации физкультурного воспитания в системе образования // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 6-8.
7. Кариаули А.С. Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 1. – С. 51-54.
8. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
9. Коротаева О.В., Загревская Н.Г. Развитие личной физической культуры студентов на базе электронной образовательной платформы LMS Moodle // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 180-184.
10. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. – 200 с.
11. Митриченко Р.Х. Исследование целевых установок к занятиям физической культуры в рамках учебного расписания // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 2. – С. 55-60.
12. Михайлова С.Н. Удовлетворённость потребителей качеством обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-18 октября 2019 года). – СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2019. – С. 303-306.
13. Никишкин В.А., Бумарскова Н.Н., Лазарева Е.А. Эффективность физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности студентов вуза (из опыта работы кафедры физкультуры и спорта Национального исследовательского Московского государственного строительного университета) // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 4. – С. 69-75.
14. Николенко О.А., Суворова Л.А. Самостоятельные занятия физическими упражнениями как средство совершенствования учебного процесса // Физическая культура студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 13 июня 2019 г.). – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 42-44.
15. Пашкова Н.Н., Игнатьева М.Г. Приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы IX Международной научно-практической конференции (14 ноября 2019 г.). – Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2019. – С. 590-593.
16. Сомкин А.А., Састамойнен Т.В., Степанов В.С. Дисциплина «Физическая культура и спорт» в системе дистанционного обучения Moodle в творческом высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Выпуск 61. – Часть 3. – С. 280-284.
17. Сомкин А.А., Ляшенко О.В., Константинов С.А. Формирование электронной информационно-образовательной среды кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 6 (972). – С. 66-68.
18. Степанов В.С., Састамойнен Т.В., Татаренцев В.Л. Подготовка к сдаче норм ГТО. Подтягивание на перекладине: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИКиТ, 2019. – 118 с.
19. Степанов В.С., Татаренцев В.Л., Кочергин И.А. Подготовка к сдаче норм ГТО. Отжимание в упоре лёжа: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИКиТ, 2019. – 35 с.
20. Хаупшев М.Х., Мусакаев В.М., Яхутлова Э.Б., Панченко Г.А. Компьютерное проектирование оптимальной двигательной активности и адекватного питания студентов // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 10. – С. 60-62.

Расскажите о нас своим друзьям: