Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (41) Декабрь 2019

УДК 378. 147

Дата публикации 19.12.2019

Лекционный курс «Мифология и фольклорная сказка: от первобытных верований к современной культуре»: задачи, обучающие стратегии, содержание

Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: . Статья посвящена анализу лекционного курса «Мифология и фольклорная сказка: от первобытных верований к современной культуре», проводимого на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова для бакалавров отделения региональных исследований и международных отношений МГУ имени М. В. Ломоносова. В работе обосновывается актуальность курса, описываются его задачи и обучающие стратегии. Подчеркивается, что важным отличием лекционного курса является инклюзивный анализ мифологических систем Запада и Востока, позволяющий студентам проводить параллели между традиционным мифологическим сознанием и политическим мифотворчеством. Учащиеся приходят к пониманию того, что в настоящее время среди методов формирования общественного мнения огромное значение приобрели технологии манипулятивного воздействия. Соответственно, анализ структуры, возможностей применения и функционирования политических мифов, а также методов их демифологизации становятся необходимыми навыками для студентов гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: лекционный курс, бакалавриат, культура, миф, традиционная мифология, фольклорная сказка, технологии политического мифотворчества, обучающие стратегии

Lecture course “Mythology and folklore tale: from primitive beliefs to modern culture”: tasks, educational strategies, content

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

Abstract: The article is devoted to the analysis of the lecture course “Mythology and folklore tale: from primitive beliefs to modern culture” conducted at the Faculty of Foreign Languages and Area Studies of Lomonosov Moscow State University for the bachelors of the Department of Area Studies and International Relations. The work justifies the relevance of the course, describes its objectives and training strategies. It is emphasized that the inclusive analysis of the mythological systems of the West and the East distinguishes the actual lecture course. It allows students to draw parallels between traditional mythological mindset and political myth-making. Students come to understand that today the political myth has acquired tremendous importance among the methods of forming public opinion. Therefore, the analysis of the structure of political myths and the possibilities of their application and functioning, as well as methods of their demythologization become necessary skills for students of arts.
Keywords: lecture course, undergraduate, culture, myth, traditional mythology, folklore tale, political myth-making technologies, educational strategies

В статье обосновываются актуальность и перспективы лекционного курса «Мифология и фольклорная сказка: от первобытных верований к современной культуре», который разработан и проводится на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова для бакалавров отделения региональных исследований и международных отношений. Принципиальным отличием курса является объемный и инклюзивный анализ, охватывающий ряд исторических культур и традиций Запада и Востока, результаты которого представляются студентам в удобной форме и позволяют им самостоятельно провести параллели между мифологическим и фольклорным сознанием людей прошлого и современным политическим и социальным мифотворчеством.

Лекционный курс затрагивает проблематику прочной связи мифологического сознания и глубинных элементов психики человека, ревизия которой под влиянием рациональных аргументов даже в современном мире происходит очень медленно. Слушатели курса приходят к пониманию того, что в настоящее время среди методов формирования общественного мнения огромное значение приобрели технологии политического мифотворчества, применяемые как во внутриполитической борьбе, так и в глобальных информационных столкновениях. Таким образом, анализ структуры, возможностей применения и функционирования социальных и политических мифов, а также методов их дезактивации и демифологизации становится одной из ключевых задач реализации стратегии обеспечения национальной безопасности.

Цели курса состоят: в ознакомлении студентов с мифологией как формой сознания, являющейся основой человеческой культуры; в раскрытии культурологической значимости изучения мифологии и фольклора; в разъяснении слушателям наиболее важных постулатов мифологических систем Запада и Востока. Кроме того, ключевые цели курса: показать роль мифологии в политической жизни общества как средства формирования общественного мнения; проанализировать технологии политического мифотворчества.

Цели лекционного курса определили задачи дисциплины: дать студентам представление о типологии мифов, мифологическом сознании и мифологическом мышлении, ознакомить студентов с основными положениями, образами и мотивами мифологии Древнего Востока (мифологии Древнего Египта), греческой и римской мифологиями; сформировать у студентов умение анализировать и понимать мифологические и фольклорные тексты, раскрыть особенности мифологического мышления как основы универсальных культурных символов – архетипов; рассмотреть коммуникативные проблемы социальной и политической мифологии, проанализировать политическую мифологию и информационные технологии как новый метод управления социумом.

Лекционный курс состоит из следующих основных тем: определение мифологии и мифа, актуальность и значимость мифа в культуре и цивилизации, миф как система реальности и мифологическое мышление, мифология и фольклор, миф и сказка, связь мифов с древними представлениями людей (тотемизм, анимизм, магические представления), мифология и обряд, мифология и магия, мифология Древнего Египта, греческая и римская мифологии, типы современных мифов, политическая мифология.

Необходимо отметить, что современные стратегии проведения лекционных занятий предполагают интерактивные формы учебного процесса, нацеленные на активную вовлеченность студентов в процесс освоения знаний. Так, во время лекций студенты не просто прослушивают новый материал, но и вступают в дискуссию относительно спорных вопросов, высказывают свою точку зрения по поводу социальных и политических событий, готовят презентации и выступления на предложенные преподавателем темы.

Рассмотрим методику проведения первого занятия на тему «Определение мифологии и мифа. Актуальность мифа в современном мире». Необходимо отметить, что первое занятие является принципиально важным не только потому, что преподаватель должен заинтересовать студентов, обосновав актуальность лекционного курса, но и заложить фундамент теоретических знаний, познакомить слушателей с терминологией и исследовательским аппаратом дисциплины.

В начале занятия преподаватель просит студентов рассказать, что они понимают под такими понятиями как: миф, мифология, мифологическое сознание, мифотворчество, политическая и социальная мифология. Затем на лекции рассматриваются различные определения мифа, анализируется проблематика изучения мифа [1], [6], [7], [15]. Миф рассматривается как способ жизни человека в архаическом и современном обществе, трактуется как синкретическая картина мира, как категория социального знания [2], [12], [13], [16]. Выделяется основное качество мифологии – синкретизм, то есть нераздельность человека и природы [2], [10], [13]. 

При рассмотрении различных определений мифа преподаватель обращает внимание студентов на смысловую противоположность значений:

1. Сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. Другими словами, то, что считалось истиной для общества, миф породившего.

2. Вымысел – то, чего на самом деле нет, обман. Здесь следует подчеркнуть, что, по сути, первый смысл значения – мифологический, второй – мифический [3].

Соответственно можно сделать следующий вывод: первое значение мифа (миф как правда) изначально восходит к контекстам традиционной культуры, ибо там он являлся необходимым инструментом выживания индивида и социума, тогда как второе (миф как фикция) родилось гораздо позднее, после оттеснения мифа на периферию общественного и индивидуального сознания в ходе развития цивилизации.

Определение мифа как вымысла связанно с давностью событий и с тем, что эти события современными людьми воспринимаются как вымысел. Более того, в современной цивилизации миф приобретает совершенно новые функции, и возникает понятие политической мифологии, в которой используются идеологические и информационные технологии. Понятно также, что в таком случае, миф о политическом деятеле – о его сверхъестественных способностях, идеальном нравственном облике, безупречной биографии – это фантазия [4], [11], [18], [20].

Лекционное занятие формирует у бакалавров представление о том, что помимо «высокой» мифологии, имеющей дело с богами и героями и сложную устоявшуюся литературную форму, существует и иной уровень мифа. Этот миф опирается на реальные события, связан с повседневной жизнью. Политическая мифология часто привязана к конкретному явлению и реальным историческими фигурам [14], [8].

В качестве иллюстрации на лекции рассматривается пример современной мифологемы коммунистической идеологии – появление мифов-сказок о Ленине. Эти сюжеты связанны с бессмертием или воскрешением властителя.

Известно, что в мифах наличествует тенденция: сохранять герою физическое бессмертие. Этой общей установке мифа, позже богатырской сказки, древнего эпоса соответствует мотив магической неуязвимости героя [4], [12], [8].

Соответственно, задача политической мифологии – обеспечить лидеру возможность избежать метафизического исчезновения, забвения и недопустимого уравнения с обычными людьми. Необходимо отметить, что миф о бессмертии властителей – это не только матрица, которую люди-у-власти пытаются внедрить в сознание граждан. Это и то, что изначально существует в сознании человека. Массовая пропаганда успешно накладывается на традиционалистские представления людей, в которых фигура властителя органично сливается с фигурой отца – главы семьи.

По сути дела, люди подсознательно мечтают видеть в качестве лидера страны идеального руководителя, способного решать все стоящие перед ним задачи, любить подданных и т.д. Но идеал достигнуть невозможно, поэтому если такой руководитель «появился чудесным образом», как в случае с Лениным, то его нельзя потерять, необходимо сделать его «бессмертным».

Таким образом, студенты приходят к пониманию того, что политический миф выступает как средство идеологии и пропаганды. Знакомятся с механизмом создания политических мифов, их трансформацией и функциями в обществе.

Преподаватель также отмечает высокую востребованность мифа в современной цивилизации. В основе мировой культуры лежат мифы народов Запада и Востока, которые дают ключ к пониманию живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, литературных произведений и сюжетов, явлений повседневной жизни, начиная от названий месяцев и заканчивая элементами поп-культуры.

Кроме того, актуальность мифа заключается в его влиянии на современный язык – мифы находят своё отражение в широко используемых фразеологизмах. Сегодня повсеместно употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из мифологии. В связи с этим, на лекционном занятии приводятся примеры таких фразеологизмов, как «титаническая борьба», «рог изобилия», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «сизифов труд», «под эгидой». Подчеркивается, что их смысл раскрывается только при знакомстве с сюжетами греческой мифологии [17], [19].

В качестве домашнего задания студентам предлагается подготовить ответы на вопросы, также связанные со знанием греческой мифологии: Что означает выражение яблоко раздора?/А был ли такой момент, когда Сизиф прекратил свою работу?/Почему Аполлон носит на голове лавровый венок?/Что означает выражение «путеводная нить» («нить Ариадны»)?/Что означает фразеологизм «Вещая Кассандра»?

Таким образом, в ходе лекционного занятия «Определение мифологии и мифа. Актуальность мифа в современном мире» последовательно и скрупулезно достигаются его цели: слушатели знакомятся с терминологией и исследовательским аппаратом дисциплины, получают понимание того, что сознание современного человека мифологизировано. При этом, миф, мифология, мифологическая парадигма помогают человеку ориентироваться в сложном мире и отвечают на ключевые вопросы миропонимания и мироздания.

Отметим также, что в начале и конце семестра проводится анкетирование учащихся с целью получить их комментарии, зарегистрировать результаты курса, наметить пути и перспективы его усовершенствования [9]. Большинство студентов высказывают пожелание расширить лекционный курс до двух семестров, что позволит подробно изучить технологии создания политических мифов и способы их дезактивации.

В целом, проведение занятий в современной интерактивной форме – с использованием дискуссий, панельных обсуждений, дебатов, презентаций и самостоятельной работы – способствует успешному освоению лекционного курса «Мифология и фольклорная сказка: от первобытных верований к современной культуре». На основе лекционного курса бакалавры отделения региональных исследований и международных отношений успешно продолжают освоение учебных дисциплин, используют полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.


Список литературы

1. Барт Р. Мифологии. – М.: ЦентрКом, 1996.
2. Бузылева А.И. Мифы Древнего Египта: тайны богов и великой цивилизации. – М., 2016.
3. Ващенко А.В. Суд Париса: Сравнительная мифология в культуре и
цивилизации. – М., 2008
4. Гаврилов А. А. Средства массовой информации и современные мифы: к опросу об основании социально-политического мифотворчества // Молодой ученый, 2012.
5. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – СПб.: Азбука, 2016.
6. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985.
7. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М, 1983.
8. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. – М.: КДУ, 2017.
9. Егорова О.А. Анкетирование студентов как метод совершенствования учебного процесса. // Мир педагогики и психологии. 2017. № 5 (10). С. 33-39.
10. Егорова О.А. К вопросу об актуализации мифологических представлений в фольклоре (на материале русских и британских сказок) // Litera. 2018. № 3. С. 296-303.
11. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. – М, 1989.
12. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М.: РГГУ, 2008.
13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976.
14. Мечковская Н.Б. Язык и религия. – М.: Агентство «Фаир», 1998.
15. Найдыш В.М. Мифология. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010.
16. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. Что такое "миф" и "мифология"? // Современная российская мифология. – М.: РГГУ, 2005.
17. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: Правда, 1987.
18. Юнг К.Г. О современных мифах. – М.: Практика, 1994.
19. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М.: Политическая литература, 1980.
20. Флад К. Политический миф. – М.: Прогресс-Традиция, 2004

Расскажите о нас своим друзьям: