Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019
УДК 37.378.1
Дата публикации 14.05.2019
Квалифицированный специалист – мечта работодателя
Касьян Кристина Владимировна
преподаватель кафедры естественных и экономических наук, ГОУ «ПГУ им.Т.Г.Шевченко», Бендерский политехнический филиал, ПМР, г.Бендеры
Аннотация: В статье определена актуальность подготовки квалифицированных специалистов, обладаю-щих достаточным уровнем профессиональных компетенций для эффективного развития различных отраслей экономики государства. Определены слабые стороны академического подхода в обучении студентов для формирования квалифицированного специалиста с ин-новационным мышлением для развития отраслей народного хозяйства, а также нашли свое отражение основные направления и методы обучения современных студентов, способных адаптироваться к современной действительности. Выявлено наличие на рынке труда доста-точно высокого спроса на квалифицированных специалистов, а также значительного кон-тингента специалистов, желающих повысить свою квалификацию и уровень профессио-нальных компетенций. Данные требования необходимо учитывать при формировании мо-делей спроса на квалифицированных специалистов для определения тенденций развития сегмента рынка бизнес-образования.
Ключевые слова: образование, студенты, преподаватели, квалифицированный специалист, работодатель
teacher of the Department of natural and economic Sciences, GOU "PSU named T. G. Shevchenko», The Bender Polytechnic branch, PMR, G. Bender
Abstract: The article defines the relevance of training of qualified specialists with a sufficient level of profes-sional competence for the effective development of various sectors of the state economy. The weaknesses of the academic approach in teaching students to form a qualified specialist with inno-vative thinking for the development of sectors of the economy, as well as reflected the main direc-tions and methods of teaching modern students who are able to adapt to modern reality. The pres-ence in the labor market of a sufficiently high demand for qualified specialists, as well as a signifi-cant concentration of specialists who want to improve their skills and the level of professional com-petence. These requirements should be taken into account when forming models of demand for qualified specialists to determine trends in the development of the market segment of business edu-cation.
Keywords: education, students, teachers, qualified specialist, employer
Развитие и совершенствование строительной отрасли - одна из первоочередных задач развития экономики государства. Для решения этой непростой задачи необходимы не только финансовые возможности, но и политические решения. Отрасли необходимы квалифицированные специалисты, обладающие багажом знаний, обеспечивающих возможность решения научных, технических и организационных задач в современных условиях.
Задачу о подготовке необходимых специалистов должны решать высшие учебные заведения и решать сегодня, несмотря на сложности экономической ситуации в строительной индустрии. Подготовка специалистов сегодня – это реальный шаг в развитии завтрашнего дня. [5]
Основная цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в своей области, ответственного, свободно владеющего своей специальностью и ориентированного в смежных отраслях деятельности. Специалист должен быть способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [7]
На современном этапе развития общества изменилась не только потребность в квалифицированных специалистах, но и изменились предъявляемые требования к качеству их подготовки. Новые требования к качеству профессиональной подготовки ориентированы на компетенции, т. е. специалисты должны уметь самостоятельно принимать профессиональные решения, творчески подходить к деятельности на рабочем месте. Быть готовым работать в коллективе и руководить им. Находиться в постоянном поиске повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразования, приспособиться к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях. Все эти требования вызывают необходимость обеспечения рынка конкурентоспособными кадрами, поэтому профессорско-преподавательский состав учебных заведений нацелен на то, чтобы студенты стали высокопрофессиональными специалистами широкого профиля. [1]
Для достижения этой цели ведется непрерывная работа по следующим направлениям:
- Повышение качества теоретического обучения студентов;
- Совершенствование практической подготовки студентов;
- Организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов;
- Активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Эффективный процесс повышения качества профессиональной подготовки предполагает активную деятельность не только преподавателей, но и студентов. Студент выступает не только как объект, но одновременно, как и субъект профессиональной подготовки. Деятельная активность будущего специалиста предопределяет, что он способен развивать себя и обеспечивать постоянное совершенствование.
Перед преподавателями стоит сложнейшая задача – заинтересовать студентов, сделать все, что от них зависит, только бы студент принимал активное участие в учебном процессе. Однако удерживать студента в постоянной заинтересованности к изучению одной дисциплины весьма сложно, поэтому преподаватели прибегают к совершенствованию процесса образования, внедряя новые методики преподавания. Профессорско-преподавательский состав старается сделать образование максимально качественным и доступным для понимания и усваивания студентами, для этого они используют всевозможные механизмы: учебно-методические и наглядные пособия, макеты, компьютерные и мультимедийные технологии, интерактивные методы обучения. [2; 3]
До начала изучения дисциплины преподаватели доводят до сведения студентов свои требования (выполнение всех лабораторных и практических работ, посещение консультаций и факультативных занятий, накопление баллов за счет докладов и рефератов), которые необходимо выполнять в течение всего времени изучения дисциплины, для того чтобы по итогам быть допущенным к семестровой аттестации.
Так же на стимулирование студентов может влиять его познавательная деятельность. Преподаватель может поощрить студента и поставить ему оценку за активность во время опросов, за поддержание дискуссии по изучаемому материалу, оказание помощи преподавателю в создании раздаточного материала и презентаций по новым темам.
Как отмечалось ранее, на повышение качества подготовки студентов влияет то, как преподаватель сумеет заинтересовать студентов своей дисциплиной. Это можно организовать через самостоятельную и соискательскую деятельность студентов, как на занятии, так и дома, а также через создание проблемной ситуации, которую можно решить, применяя различные методы обучения или включение деловой игры. Искусственно создавая проблему, можно наглядно переместить студентов в реальную жизненную ситуацию, дать им возможность проанализировать и самостоятельно найти выход из сложившихся обстоятельств, применяя на практике все теоретические знания.
Для того, чтобы повысить качество подготовки квалифицированных специалистов преподаватели выделяют такие виды работ как:
- факультативные занятия, играющие важную роль в усвоении знаний, полученных на занятиях, формирование и закрепление у студентов углубленных интересов по изучаемой дисциплине;
- научные конференции и семинары;
- индивидуальная работа студентов, которая проводится для выявления творческих способностей и их развитие у студентов;
- написание рефератов и докладов – одна из эффективных форм повышения качества образования, так как их написание заставляет студентов использовать несколько источников, что приводит к расширению их кругозора.
Обучение студентов требует немалых усилий и трудолюбия, поэтому для побуждения и развития познавательной активности недостаточно вызова интересов студентов. Нужна требовательность, идущая как от преподавателя, так и от учебного заведения. Эти требования осуществляются преподавателями с помощью контроля знаний и оценки результатов обучения. Требования способствуют поддержанию и развитию познавательной активности студентов, воспитывают их ответственность, укрепляют и развивают способности, повышая качество подготовки будущих специалистов. [4; 6]
В поддержании и развитии интереса к своему предмету личность преподавателя играет немаловажную роль. Знание своего предмета, преподавательское мастерство, умение легко и доступно объяснить новый материал, человеческое обаяние, добросовестность в подготовке учебного материала, визуальный контакт со студентами, вера в их силы – это залог того, что студенты будут ходить, и не будут пропускать занятия.
Список литературы
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017.
2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016.
4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2017.
5. Журнал «Профессиональное образование. Столица», 2015.
6. Пасторова А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге / А.Ю. Пасторова. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015.
7. Собкин В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологиче-скому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015.