Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 37.378.1

Дата публикации 14.05.2019

Квалифицированный специалист – мечта работодателя

Касьян Кристина Владимировна
преподаватель кафедры естественных и экономических наук, ГОУ «ПГУ им.Т.Г.Шевченко», Бендерский политехнический филиал, ПМР, г.Бендеры

Аннотация: В статье определена актуальность подготовки квалифицированных специалистов, обладаю-щих достаточным уровнем профессиональных компетенций для эффективного развития различных отраслей экономики государства. Определены слабые стороны академического подхода в обучении студентов для формирования квалифицированного специалиста с ин-новационным мышлением для развития отраслей народного хозяйства, а также нашли свое отражение основные направления и методы обучения современных студентов, способных адаптироваться к современной действительности. Выявлено наличие на рынке труда доста-точно высокого спроса на квалифицированных специалистов, а также значительного кон-тингента специалистов, желающих повысить свою квалификацию и уровень профессио-нальных компетенций. Данные требования необходимо учитывать при формировании мо-делей спроса на квалифицированных специалистов для определения тенденций развития сегмента рынка бизнес-образования.
Ключевые слова: образование, студенты, преподаватели, квалифицированный специалист, работодатель

A qualified specialist is an employer's dream

Kasian Kristinа Vladimirovna
teacher of the Department of natural and economic Sciences, GOU "PSU named T. G. Shevchenko», The Bender Polytechnic branch, PMR, G. Bender

Abstract: The article defines the relevance of training of qualified specialists with a sufficient level of profes-sional competence for the effective development of various sectors of the state economy. The weaknesses of the academic approach in teaching students to form a qualified specialist with inno-vative thinking for the development of sectors of the economy, as well as reflected the main direc-tions and methods of teaching modern students who are able to adapt to modern reality. The pres-ence in the labor market of a sufficiently high demand for qualified specialists, as well as a signifi-cant concentration of specialists who want to improve their skills and the level of professional com-petence. These requirements should be taken into account when forming models of demand for qualified specialists to determine trends in the development of the market segment of business edu-cation.
Keywords: education, students, teachers, qualified specialist, employer

Развитие и совершенствование строительной отрасли - одна из первоочередных задач развития экономики государства. Для решения этой непростой задачи необходимы не только финансовые возможности, но и политические решения. Отрасли необходимы квалифицированные специалисты, обладающие багажом знаний, обеспечивающих возможность решения научных, технических и организационных задач в современных условиях.

Задачу о подготовке необходимых специалистов должны решать высшие учебные заведения и решать сегодня, несмотря на сложности экономической ситуации в строительной индустрии. Подготовка специалистов сегодня – это реальный шаг в развитии завтрашнего дня. [5] 

Основная цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в своей области, ответственного, свободно владеющего своей специальностью и ориентированного в смежных отраслях деятельности. Специалист должен быть способным к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [7]

На современном этапе развития общества изменилась не только потребность в квалифицированных специалистах, но и изменились предъявляемые требования к качеству их подготовки. Новые требования к качеству профессиональной подготовки ориентированы на компетенции, т. е. специалисты должны уметь самостоятельно принимать профессиональные решения, творчески подходить к деятельности на рабочем месте. Быть готовым работать в коллективе и руководить им. Находиться в постоянном поиске повышения уровня знаний, квалификации и непрерывного самообразования, приспособиться к жизни и профессиональной деятельности в современных динамичных условиях. Все эти требования вызывают необходимость обеспечения рынка конкурентоспособными кадрами, поэтому профессорско-преподавательский состав учебных заведений нацелен на то, чтобы студенты стали высокопрофессиональными специалистами широкого профиля. [1]

Для достижения этой цели ведется непрерывная работа по следующим направлениям:

  • Повышение качества теоретического обучения студентов;
  • Совершенствование практической подготовки студентов;
  • Организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов;
  • Активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Эффективный процесс повышения качества профессиональной подготовки предполагает активную деятельность не только преподавателей, но и студентов. Студент выступает не только как объект, но одновременно, как и субъект профессиональной подготовки. Деятельная активность будущего специалиста предопределяет, что он способен развивать себя и обеспечивать постоянное совершенствование.

Перед преподавателями стоит сложнейшая задача – заинтересовать студентов, сделать все, что от них зависит, только бы студент принимал активное участие в учебном процессе. Однако удерживать студента в постоянной заинтересованности к изучению одной дисциплины весьма сложно, поэтому преподаватели прибегают к совершенствованию процесса образования, внедряя новые методики преподавания. Профессорско-преподавательский состав старается сделать образование максимально качественным и доступным для понимания и усваивания студентами, для этого они используют всевозможные механизмы: учебно-методические и наглядные пособия, макеты, компьютерные и мультимедийные технологии, интерактивные методы обучения. [2; 3]

До начала изучения дисциплины преподаватели доводят до сведения студентов свои требования (выполнение всех лабораторных и практических работ, посещение консультаций и факультативных занятий, накопление баллов за счет докладов и рефератов), которые необходимо выполнять в течение всего времени изучения дисциплины, для того чтобы по итогам быть допущенным к семестровой аттестации.

Так же на стимулирование студентов может влиять его познавательная деятельность. Преподаватель может поощрить студента и поставить ему оценку за активность во время опросов, за поддержание дискуссии по изучаемому материалу, оказание помощи преподавателю в создании раздаточного материала и презентаций по новым темам.

Как отмечалось ранее, на повышение качества подготовки студентов влияет то, как преподаватель сумеет заинтересовать студентов своей дисциплиной. Это можно организовать через самостоятельную и соискательскую деятельность студентов, как на занятии, так и дома, а также через создание проблемной ситуации, которую можно решить, применяя различные методы обучения или включение деловой игры. Искусственно создавая проблему, можно наглядно переместить студентов в реальную жизненную ситуацию, дать им возможность проанализировать и самостоятельно найти выход из сложившихся обстоятельств, применяя на практике все теоретические знания.   

Для того, чтобы повысить качество подготовки квалифицированных специалистов преподаватели выделяют такие виды работ как:

  • факультативные занятия, играющие важную роль в усвоении знаний, полученных на занятиях, формирование и закрепление у студентов углубленных интересов по изучаемой дисциплине;
  • научные конференции и семинары;
  • индивидуальная работа студентов, которая проводится для выявления творческих способностей и их развитие у студентов;
  • написание рефератов и докладов – одна из эффективных форм повышения качества образования, так как их написание заставляет студентов использовать несколько источников, что приводит к расширению их кругозора. 

Обучение студентов требует немалых усилий и трудолюбия, поэтому для побуждения и развития познавательной активности недостаточно вызова интересов студентов. Нужна требовательность, идущая как от преподавателя, так и от учебного заведения. Эти требования осуществляются преподавателями с помощью контроля знаний и оценки результатов обучения. Требования способствуют поддержанию и развитию познавательной активности студентов, воспитывают их ответственность, укрепляют и развивают способности, повышая качество подготовки будущих специалистов. [4; 6]

В поддержании и развитии интереса к своему предмету личность преподавателя играет немаловажную роль. Знание своего предмета, преподавательское мастерство, умение легко и доступно объяснить новый материал, человеческое обаяние, добросовестность в подготовке учебного материала, визуальный контакт со студентами, вера в их силы – это залог того, что студенты будут ходить, и не будут пропускать занятия.


Список литературы

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017.
2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016.
3. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016.
4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2017.
5. Журнал «Профессиональное образование. Столица», 2015.
6. Пасторова А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге / А.Ю. Пасторова. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015.
7. Собкин В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологиче-скому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015.

Расскажите о нас своим друзьям: