Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 37

Дата публикации 29.10.2018

Концепция инклюзивного образования в Финляндии

Поваляева Ольга Николаевна
доцент кафедры психологии и педагогики, Елецкий государственный университет им И.А.Бунина, РФ, Елец

Аннотация: В статье анализируется специальное образование в школах Финляндии, характеризуются ступени образования детей с особыми образовательными потребностями. Описываются показатели, нахождения детей на той или иной ступени помощи; рассматривается государственная политика Финляндии в области образования, подчеркивается важность изучения опыта этого государства в области инклюзивного образования для современного российского общества. Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним.
Ключевые слова: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, инвалиды

The concept of inclusive education in Finland

Povalyaeva Olga Nikolaevna
associate Professor psychology and pedagogy of Yelets State University named after Ivan Bunin, Russia, Yelets

Abstract: The article analyzes special education in schools in Finland, characterized by the level of education of children with special educational needs. The author describes the indicators of finding children to some degree of assistance; examines the state policy of Finland in the field of education, emphasizes the importance of studying the experience of this state in the field of inclusive education for modern Russian society. Children who need inclusive education may or may not have a disability. But in any case, they have special educational needs that require changes and some restructuring of the pedagogical approach to them.
Keywords: inclusive education, special educational needs, disabled people

Инклюзивность утверждается в идее равноправия абсолютно всех людей, это зафиксировано в Декларации прав человека и установлено Конвенцией о правах инвалидов[1].

В Финляндии с помощью законодательства и  принципа раннего вмешательства стараются   оказать содействие ученикам, имеющим необходимость в особенной помощи в школе. В  Указе 2011 о базисном образовании установлены условия, содействующие учебе и помощи детям с особыми образовательными потребностями. Ключевые основы данной концепции - предвидение, уместное предоставление помощи [4].

С целью помощи детям с особыми образовательными потребностями  в Финляндии существует трехуровневая поддержка, содержащая единую помощь абсолютно всех обучающихся, которая  в практике подразумевает формирование единой системы преподавания, и оказания помощи детям различными специалистами. Под специальной помощью подразумевается персональная поддержка[7].

Образование  в Финляндии основывается на принципах необходимости, инклюзивности и равноправия. Поэтому каждый ребенок с 7 до 17 лет обязан посещать учебное заведение.  В Финляндии образование инвалидов гарантируется законодательством и зависит от вида патологии[5].

В Финляндии в  средних учебных заведениях инклюзивное образование  реализуется  в следующем варианте: класс состоит из двух групп, в первой группе учатся дети без ограничений,  а во второй дети с особыми образовательными потребностями. Наполняемость  класса  обычно  составляет двадцать пять  учеников. Дети-инвалиды получают   помощь от учителей, помощников учителей, медицинского персонала. При возникновении  потребности ребенок  может получать помощь детского психолога. Дети с тяжелыми нарушениями здоровья обучаются в специализированных классах.  В таком  классе обычно учатся от восьми до десяти детей. С  каждым ребенком работают  два – три  преподавателя и специальный  помощник. Такой  подход гарантирует результативность обучения, предоставляя  учащемуся специальные условия в соответствии с его способностями[4].

Несомненным достоинством школьного образования в Финляндии считается неразделение общества на высшие и низшие слои. Кроме того в Финляндии почти отсутствуют средние учебные заведения  для одаренных детей и детей состоятельных родителей. Дети-инвалиды, дети "элиты", ребята с малоимущих фамилий, талантливые ребята, все без исключения обучаются в одних и тех же учебных заведениях.  С  экономической точки  зрения школьное образование в Финляндии совершенно бесплатное, расходы, связанные   с приобретением школьных принадлежностей, питанием и проездом в школу берет на себя государство[6].

Ещё одной особенностью  обучения является то, что  учебный урок в финской  школе продолжается 60 минут. Но дети никак не устают от подобных продолжительных уроков, так как  они имеют возможность легко перемещаться по классу. Педагогическая профессия в Финляндии является достаточно престижной. В университетах на педагогическую специальность претендуют до пятнадцати абитуриентов[3].  

Средние учебные заведения непосредственно сотрудничают с дошкольными учреждениями, по этой причине на каждого будущего учащегося  отрывается  карта, в которой  перечислены все его характерные особенности и состояние здоровья. Учебное заведение предоставляет помощь трех степеней:

1. Общая  помощь (1-ая степень). В данной степени помощь осуществляет учитель. Педагог стремится проявить требуемую поддержку ребенку, в случае если у него появляются проблемы в обучении;

2. Активная помощь, либо помощь 2-й степени оказывается  в том случае, если воздействия преподавателя никак не имеют все шансы содействовать стандартной работы детей с узкими способностями. Решение о применении помощи 2-й степени принимается многодисциплинарной командой. Активную помощь предоставляют преподаватель, его ассистент, и социальный педагог.  Схема преподавания (два педагога) считается более результативной и  в целом применяется в инклюзивной финской  практике. Равно как принцип, в Финляндии особым педагогом считается этот ведь педагог, получивший специальную подготовку (вторая   степень подразумевает неглубокое исследование использованного материала, в различие с иных учащихся, входя в тему). Главной задачей  второй  степени считается предотвращение неуспеваемости. В случае если ребенок, присутствуя во второй степени, справляется с планом, его возможно переместить назад в первую; если второй  степени мало, детей перемещают в  третью  степень - степень особой помощи.

3. Специализированная помощь (3-я степень). Для того чтобы перейти  в данную степень, ученик  обязан пройти   особое медицинское и психическое исследование, которое  проводится на особом заседании Комитета  по образованию согласно законодательству Финляндии.  В специализированных группах находятся  до десяти учеников,  с которыми работают  преподаватели. В данных группах дети  осваивают девятилетний план обучения за одиннадцать лет. Для каждого  учащегося в соответствии с  его собственными способностями разрабатывается индивидуальный план обучения.

Опыт  Финляндии  показывает, что в стране реализуется массовая инклюзивная практика и конструктивные технологии включения, которые исключают любую дискриминацию и делают процесс обучения доступным для всех[2].


Список литературы

1.Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 50-67.
2.Валицкая А. П. Инклюзивное образование - образование для всех / А. П. Валицкая, В. А. Рабош // Социальная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 18-22.
3.Вахтель Г. Инклюзивное обучение детей с проблемами в развитии как актуальное направление образовательной политики и подготовки педагогических кадров в Германии / Г. Вахтель // Социальная педагогика. - 2009. - № 1. - С. 24-27.
4.Голиков Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – С. 34.
5.Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // Москва: РООИ «Перспектива», 2015.
6.Социальная работа: теория и практика: учебник / Под ред. Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2016. – 306 с.
7.Frederickson, N. & Cline, T. 2009. Special education needs, inclusion and deversity. Glasgow: Open university press.
8.Honkala, S. & Tuominen, R. 2010. Kulttuurin käsite. Opetushallitus. Viitattu10.5.2013. http://www.edu.fi/miina_ville_ja_kulttuurin_arvoitus/kulttuuri/kulttuurin_kasite.

Расскажите о нас своим друзьям: