Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 377.5

Дата публикации 13.11.2019

Компонентный состав педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Трегубова Елена Дмитриевна
начальник учебно-методической части, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск, tregubova_msk@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации. Формирование указанного вида готовности педагога СПО предполагает построение соответствующей педагогической системы. Автором представлены результаты теоретического исследования компонентного состава системы формирования исследуемой готовности педагога СПО. Основными методами исследования явились методы теоретического анализа и моделирования, выделены структурные компоненты системы: содержательно-организационный, мотивационно-стимулирующий, процессуальный и оценочно-корректирующий, описаны их содержательные особенности и функции.
Ключевые слова: готовность педагога СПО к проектной деятельности, педагогическая система, компоненты и функции компонентов педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Component composition of the teaching network for developing a secondary vocational education teacher readiness to project activities

Tregubova Elena Dmitrievna
Head of the educational-methodical part, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk

Abstract: The article is dedicated to the issue of the development of a secondary vocational education teacher readiness to project activities in terms of an educational institution. The development of the readiness mentioned above requires a specific teaching network. The author introduces their desk study results on the component composition of the network for developing the above phenomenon. The methods of the research were theoretical analysis and simulation. The author also provides structural components of the network: organizational-and-substantive, motivational-stimulating, procedural, evaluative and remedial ones, along with their substantive characteristics and functions.
Keywords: a secondary vocational education teacher readiness to project activities, teaching network, component of the network for developing a secondary vocational education teacher readiness to project activities and their functions

Актуальность исследования готовности педагога СПО к проектной деятельности определяется изменениями требований к его профессионально-педагогической деятельности [7]; необходимостью разработки теоретических оснований и практического аппарата формирования указанного вида готовности педагога СПО в условиях профессиональной образовательной организации [5, 6].

Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, результаты изучения существующего опыта организации и осуществления проектной деятельности педагогов СПО свидетельствует об объективной востребованности исследуемого вида готовности в современных условиях совершенствования структуры, содержания и технологий СПО, развития системы обеспечения его качества и повышения эффективности управления. При этом существующие возможности профессиональных образовательных организаций по формированию готовности педагога СПО к проектной деятельности используются недостаточно.

В своем исследовании мы исходим из того, что формирование готовности педагога СПО к проектной деятельности будет эффективным, если в профессиональной образовательной организации внедрена соответствующая педагогическая система. В данной статье рассматривается компонентный состав педагогической системы формирования исследуемого вида готовности педагога СПО, уточняется содержание и функции выделенных компонентов.

Инструментальной основой для анализа и проектирования деятельности по формированию готовности педагога СПО к проектной деятельности в рамках нашего исследования является метод моделирования [9, 11, 12]. На основе положений системного подхода в процессе моделирования мы рассматриваем изучаемый объект как целостную педагогическую систему, имеющую компоненты и другие составляющие, представленные в единстве устойчивых взаимосвязей [1, 4, 9].

В качестве научного инструментария моделирования педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности мы использовали систему принципов проектирования технических систем [2]. Возможность их использования для педагогических систем доказана в работах ученых исследователей [3, 8, 10]. В процессе исследования мы установили, что взаимосвязь выбранных нами пяти принципов с методами системного анализа и этапами моделирования системы отражает логику её разработки. Соотношение этапов моделирования, принципов проектирования технических систем и методов системного анализа представлено в таблице 1.

Таблица 1. Соотношение этапов моделирования, принципов проектирования технических систем и методов системного анализа

 

Этап моделирования

Принцип технических систем

Метод системного анализа

1

выделение и исследование компонентов системы и структурных связей между ними

полноты частей системы

морфологический и структурный анализ

2

определение главной полезной функции и подфункций системы

согласования ритмики частей системы

функциональный анализ системы

3

определение уровней и этапов формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

поэтапного (S - образного) развития системы

генетический анализ системы

 

 

На основании принципов информационной проводимости и динамизации системы мы выделили педагогические условия формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности.

В процессе моделирования педагогической системы мы определили ее границы через объект и предмет моделирования. В нашем случае объектом моделирования является процесс формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, предметом – педагогическая система формирования исследуемого вида готовности педагога СПО. Основанием для её разработки и функционирования является социальный заказ, нормативно выраженный в требованиях ФГОС СПО и Профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [7], а в качестве субъекта, для которого она создается, выступает педагог СПО.

На основе анализа научной психолого-педагогической литературы, положений системного, деятельностного и проектного подходов в процессе исследования нами определены содержательно-организационный, мотивационно-стимулирующий, процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности.

Системообразующим фактором, обеспечивающим связь всех компонентов предлагаемой системы, является цель. Целью предлагаемой педагогической системы выступает готовность педагога СПО к проектной деятельности как результат ее формирования в образовательной среде профессиональной образовательной организации. Группа основных подцелей системы соотносится с задачами формирования компонентов исследуемой готовности педагога СПО (содержательно-организационный компонент системы), промежуточные подцели соотносятся с конкретными задачами этапов исследуемого процесса (процессуальный компонент системы). Проявление компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности как результат внедрения данной педагогической системы фиксируется в уровне сформированности готовности и ее компонентов (оценочно-корректирующий компонент системы). Реализация поставленной цели прослеживается через ее структурные компоненты, взаимосвязь которых представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Рассмотрим содержательный аспект и функции выделенных нами компонентов педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности более подробно.

Содержательно-организационный компонент системы направлен на решение задач формирования содержания готовности педагога СПО к проектной деятельности, а также организационное обеспечение его реализации. Функциями содержательно-организационного компонента являются: информационная – определяет содержание готовности педагога СПО к проектной деятельности; координирующая – направлена на определение векторов взаимодействия субъектов в рамках системы.

Содержательный элемент содержательно-организационного компонента системы представлен компонентами готовности педагога СПО к проектной деятельности: мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным [5], организационная составляющая содержит выделенные нами в процессе исследования педагогические условия, обеспечивающие их формирование: 1) создание проектно-ориентированной образовательной среды; 2) реализация модульной программы внутрифирменного обучения проектной деятельности педагогов СПО, разработанной на основе деятельностного, информационного и проектного подходов; 3) стимулирование выхода педагога СПО в рефлексивную позицию через самоанализ и самооценку собственной проектной деятельности.

Результатом реализации содержательно-организационного компонента является внедрение выделенных педагогических условий, способствующих формированию готовности педагога СПО к проектной деятельности и ее компонентов.

Мотивационно-стимулирующий компонент системы направлен на решение задач мотивации педагогов СПО к реализации проектной деятельности путем ее стимулирования. Функция компонента - стимулирующая – создание мотивирующих установок, активизирующих педагогов СПО и побуждающих их к реализации проектной деятельности.

Реализация компонента подразумевает поэтапное движение к результату: ознакомление с особенностями проектной деятельности в СПО; стимулирование реализации проектной деятельности; поэтапное формирование мотива - осознание мотива, его принятие, реализация, закрепление и актуализация побуждения специально подобранными методами, формами и средствами. Компонент предполагает наличие субъектов стимулирования (методист, администрация, партнёры образовательной организации), локальные нормативные акты образовательной организации (Устав ОО, Положение об оценке эффективности деятельности педагогических работников ОО, Положение о рейтинговой оценке профессионально-педагогической деятельности и др.) и виды стимулирования, предусмотренные ими.

Результатом реализации мотивационно-стимулирующего компонента является сформированный мотив и зафиксированные ценностные ориентации в профессионально-педагогической деятельности педагога СПО.

Процессуальный компонент системы направлен на поэтапное формирование исследуемой готовности педагога СПО к проектной деятельности. Функциями процессуального компонента являются: информационная - направлена на формирование знаний, умений и навыков в области проектной деятельности; содействующая – направлена на содействие педагогу СПО в процессе овладения им комплексом знаний, умений и навыков в области проектной деятельности; развивающая - обеспечивает направление саморазвития педагогов СПО для формирования исследуемой готовности.

Согласно принципу поэтапного развития системы формирование компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности проходит три этапа – информационно-подготовительный (соответствующий становлению готовности), процессуально-деятельностный (соответствующий активному развитию готовности) и рефлексивно-прогностический (соответствующий трансформации готовности). Компонент содержит комплекс методов, приемов, средств, технологий и организационных форм, которые в целом способствуют обучению и организации проектной деятельности педагогов СПО.

Результатами реализации процессуального компонента являются систематизированные знания о теоретических и технологических основах проектной деятельности, ее организации и управления, проектно-технологические умения, умения управления проектом, диалогового общения и партнерского взаимодействия в процессе командной работы.

Оценочно-корректирующий компонент системы отражает степень соответствия полученных результатов уровня исследуемой готовности педагога СПО. Его задачей является оценка уровня готовности педагога СПО к проектной деятельности и на основании анализа при необходимости ее коррекция. Функциями компонента являются: контролирующая – сравнение полученных результатов с заданными параметрами; корректирующая – коррекция недостатков полученного результата для достижения заданных параметров. Значение данного компонента определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления системой. Учитывая структуру готовности педагога СПО к проектной деятельности, нами выделены количественные (методы и показатели математической статистики) и качественные (уровни: высокий, средний, низкий) критерии и показатели ее сформированности, а также методы и методики их диагностики [6].

Результатом реализации оценочно-корректирующего компонента является повышение уровня готовности педагогов СПО к проектной деятельности.

Таким образом, на основании структуры формируемой готовности педагога СПО к необходимым и достаточным компонентам педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации нами отнесены компоненты, определяющие цель, содержание, технологию, условия организации и результат рассматриваемого процесса: содержательно-организационный компонент - обеспечивает реализацию информационной и координирующей функций; мотивационно-стимулирующий - выполняет стимулирующую и побудительную функцию; процессуальный компонент реализует информационную, содействующую и развивающую функции; оценочно-корректирующий компонент системы выполняет контролирующую и корректирующую функции.

Компонентный состав предлагаемой педагогической системы позволяет представить процесс формирования исследуемой готовности педагога СПО в условиях профессиональной образовательной организации, сравнить и оценить результаты ее формирования, а так же обеспечивает доказательность выбранных вариантов по достижению поставленной цели.


Список литературы

1. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с.
2. Веников В.А. Теория подобия и моделирование / В.А. Веников. — М.: «Высшая школа», 1966. — 143 с.
3. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2001. — 328 с.
4. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980. — С. 9-12.
5. Лешер О.В., Трегубова Е.Д. Характеристика готовности к проектной деятельности педагога СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. – Ч. 2. С. 258-262.
6. Лешер О.В., Трегубова Е.Д. Критериально-уровневое оценивание готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28808 (дата обращения: 21.09.2019).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [Электронный ресурс]. URL: http:// http://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 11.04.2019).
8. Разинкина Е.М., Ильина Е.А., Ялмурзина Г.С. Концепция непрерывной опережающей профессиональной подготовки кадров для горно-металлургической отрасли Изд-во: Академия Естествознания, 2011.
9. Сластёнин, В.А. Педагогический процесс как система / В.А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16-18 нояб. 2000 г. — Липецк: ЛГПУ М, 2000. — С. 195-219.
10. Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 386 с.
11. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания [Текст] / В.А. Штофф. – М.: Высшая школа, 1978. – 271 с.
12. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. … д-ра пед. наук. - Челябинск, 2003. – 355 с.

Расскажите о нас своим друзьям: