Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 159.9

Дата публикации 22.05.2019

Характеристика самоотношения в подростковом возрасте

Усынина Татьяна Петровна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии, «Оренбургский государственный медицинский университет, usu-tanya@yandex.ru

Аннотация: Статья включает в себя краткое теоретическое обоснование исследования чувства юмора как фактора, связанного с особенностями самоотношения подростков. В тексте статьи описаны понятие самоотношения, его структура (когнитивный, конативный, эмоциональный компонент), особенности формирования и проявления самоотношения (самооценки) в подростковом возрасте, элементы исследований чувства юмора подростков, представленные в работах других авторов. Проанализированы личностные особенности, которые способствуют позитивному и негативному самоотношению в подростковом возрасте.
Ключевые слова: самоотношение, самосознание, чувство юмора, подростковый возраст

Characteristics of self-attitude in adolescence

Usynina Tatyana Petrovna
candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychiatry and narcology, Orenburg state medical University

Abstract: The article includes a brief theoretical justification for the study of sense of humor as a factor associated with the characteristics of self-attitude of adolescents. The article describes the concept of self-relation, its structure (cognitive, cognitive, emotional component), features of the formation and manifestation of self-relation (self-esteem) in adolescence, elements of research sense of humor of adolescents, presented in the works of other authors. Personal features that contribute to positive and negative self-attitude in adolescence are analyzed.
Keywords: self-attitude, self-consciousness, sense of humor, adolescence

Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является весьма актуальной для психологической науки. В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой − создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Вместе с тем утверждается, что основой саморазвития является самооценка, рефлексия, уровень притязаний, и складывается саморазвитие из таких понятий, как самоуважение, самоценность, самопринятие, которые преломляются в позитивное или негативное отношение к самому себе [6].

Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играет значимую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения критических ситуаций. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности освещают такие отечественные психологи, как И.Г. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.

Современный этап развития психологической науки и практики демонстрирует, что проблема самоотношения личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура способны оказывать существенное влияние на формирование целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе выделяют в качестве базовых условий успешной социализации личности. Важно отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого понятия «самоотношение». В психологической же науке сформулирован все же более или менее устоявшийся взгляд на его онтологический статус.

Самоотношение – понятие, которое используется для обозначения специфики отношения человека к собственному «Я» [7]. Структура отношения человека включает: самооценку, симпатию, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самоуважение, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.

Самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент – это мышление, ощущение, воображение, восприятие, представление, память. Восприятие дает информацию человеку о самом себе, форму и содержание деятельности  будет определять самовосприятие. Благодаря регуляции, человек способен брать на себя роль в межличностных отношениях. С помощью мыслительных процессов, (анализ, синтез, суждение, умозаключение) человек вырабатывает мнение о самом себе. В процессе познания себя, человек может наделить  себя конкретными свойствами, мотивировать собственное поведение, объяснить себе и другим причины своего поступка, а благодаря воображению – представить себя в различных и идеальных представлениях о собственной жизни, сможет проектировать свою жизнь.

Эмоциональный компонент включает установки по отношению к себе: аутосимпатия и самоуважение, удовлетворенность собой или неудовлетворенность собой, положительное отношение к себе или отрицательное отношение к себе.

Конативный компонент включает способность человека быть к готовым к таким внутренним действиям как: уверенность в себе, похвала самого себя, доверие к себе или наоборот обвинение самого себя, контроль себя и коррекция, отношение, которое ожидаешь от других. Схема действий относительно самого себя осуществляются по-разному, в зависимости от того, как человек относится к себе.

Большинство авторов отмечаются, что самым критическим в формировании самоотношения является подростковый возраст (И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. и др.). Это обусловлено тем, что неоднозначность и противоречивость развития подростков на данном возрастном этапе характеризуется различными аспектами: многочисленные ограничения, свойственные данному возрасту, и появление новой потребности быть взрослым, − требуют от подростка не малой работы над собой, а главное над отношением к себе [1].

Согласно взглядам отечественного психолога Л.С. Выготского, подростковый возраст это самый неустойчивый и изменчивый период, который насыщен стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов. Именно в подростковом возрасте на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Многогранная школьная жизнь подростков, осознаваемые ими познавательные, коммуникативные, организаторские и другие способности, проявляющиеся в учебной деятельности, являются объективными и субъективными факторами, которые определяют уровень и модальность самоотношения. Осознание подростками того, насколько они эффективно или неэффективно справляются с  проблемами, утверждают собственное «Я» в группе друзей, насколько уровень их притязания соответствует их возможностям и успешной реализации способов самоутверждения, − все это может определять особенности качества самооценки и отношения подростков к себе на долгие годы.

Взаимоотношения подростка складываются, прежде всего, со сверстниками, которые выступают для него референтной группой. Осознание себя личностью происходит у подростков, как правило, в процессе общения со сверстниками. Поэтому психологи выделяют общение со сверстниками в подростковом возрасте как одним из ведущих видов деятельности. Познание самого себя, выделение и сопоставление собственного «Я» с другими создают условия для самосовершенствования подростка. Подростки, оценивают свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в группе сверстников, свои недостатки, эмоционально переживают все это, и стремятся завоевать уважение и доверие сверстников.

Существуют проблемы в жизни подростка (проблемы в общении, в школе, с друзьями, родителями и т.д.), с которыми он не в состоянии самостоятельно справиться, и это накладывает отпечаток на его физическое самочувствие, на эмоциональное состояние, на отношение к себе. Поэтому очень важно, чтобы подростки могли ориентироваться в окружающем мире, а это чаще всего обусловлено личностными особенностями, т.е. лучше адаптируются в социуме подростки с адекватной самооценкой. Благодаря самооценке подросток способен фиксировать результат познания самого себя. Но важно помнить, что самооценка это совокупность рационального и эмоционального компонентов [8].

Эмоциональный компонент самооценки характеризует переживание того, что подростки узнают в отношении себя. Вместе с развитием познания себя происходит и развитие самоотношения. Часто у подростков можно наблюдать своеобразное сочетание конкретной и общей самооценки: при этом каждой положительной и каждой отрицательной конкретной самооценке подросток тут  же приписывает масштабный характер. При этом, самооценка, как правило, варьируется между полярными полюсами: либо все очень плохо, либо все очень хорошо, середины нет. Подростки в этом возрасте очень чувствительны к оценке из вне, к обратной связи. Учеными отмечается, что подростки  склонны  театрализировать собственную жизнь: им кажется, что они постоянно проживают на сцене,  думают, как они выглядят со стороны, играют, подают себя, как бы смотрят на себя глазами другого человека. Подросткам интересно знать, что о них думают окружающие их люди.

Самооценка в подростковом возрасте формируется одновременно под влиянием двух тенденций: с одной стороны – значимость оценок других людей; с другой стороны − ориентация на собственные внутренние критерии, на самооценку. При этом важно отметить, что в различных ситуациях может доминировать то одна, то другая тенденция [10].

В подростковом возрасте в связи с неустойчивостью отношения к себе последнее становится особенно значимым. Поэтому, присваивая на внешнем уровне низкую самооценку, подростки тем самым удовлетворяют потребность в устойчивой самооценке.

Если в подростковом возрасте искажены элементы самосознания, то это оказывает очень существенное влияние на поведение подростков. Оценивая себя, свои возможности и личные качества подростки формируют отношение к себе, что является ведущим фактором психологического благополучия детей подросткового возраста. Многие ученые (И.Г. Андреева, И.С. Кон, Л.А. Регуш, О.В. Хухлаева)  отмечают, что положительное отношение к себе является благополучным фактором для психического здоровья и для функционирования в обществе. Авторы утверждают, что главный компонент «Я-концепции» − это самоотношение, в основе которого  находится рефлексия и аутосимпатия, самопринятие, самоуважение, самоценность, самооценка, самоуверенность. Перечисленные характеристики способны объединяться в позитивное и негативное отношение к себе. Положительное отношение к себе  является существенным фактором, который ведет к успешной самореализации.

Негативное отношение к себе свойственно подросткам, зависимым от мнения окружающих и внешних обстоятельств. Данные подростки характеризуются закрытостью, обладают низкой самооценкой, им присуща демонстрация своих негативных качеств. Искаженное отношение к себе  проявляется в том, что подростки не готовы изменять что-либо в своей жизни. Такие подростки чувствуют себя неполноценными и ущербными. Свою личность такие подростки стараются утвердить за счет окружающих, отсюда −  тенденция к манифестации себя в различных формах и желание выделиться среди сверстников. Негативный полюс в формировании отношения к себя порождает трудности социализации, которые мешают развитию подростка как во внутренних, так и во внешних аспектах жизнедеятельности. В свою очередь, эти трудности оказывают влияние на развитие характерологических особенностей личности подростка, которые могут служить толчком к девиантному поведению [8].

Андреева И.Г. в своей работе «Исследование особенностей самоотношения подростков» отмечает, что большинство подростков-испытуемых характеризуются средним уровнем самоотношения. Однако и в экспериментальной и контрольной группах выявлены подростки с низким уровнем самоотношения (низкий уровень самоуважения, негативное эмоциональное отношение к себе, психологическая неустойчивость и дезадаптация). Данные подростки не владеют эффективными способами саморегуляции и адекватной самооценкой, они склонны к проявлению агрессии и аутоагрессии, зависимого и асоциального поведения. В исследовании автором отмечено, что данная группа подростков нуждается в психологической помощи и коррекции самоотношения.

Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуются стремлением к эмоциональному разрешению проблем и конфликтов. Это период переоценки установок и закладки «фундамента» для будущего смыслостроительства. Эмоциональная сфера, особенности чувственного познания мира подростков мало разработаны и труднодоступны для непосредственного изучения. Возрастной максимализм и эгоцентризм делают подростков чрезмерно критичными к наблюдаемым аспектам жизнедеятельности окружающих людей, семьи и социума в целом. При невозможности существенно изменить ситуацию подросткам с помощью юмора удается изменить собственное отношение к происходящему, к собственной личностной и социальной незрелости, с большей терпимостью принимать других. Юмор становится своеобразным обходным путем, в котором подростки могут выразить отношение, нередко агрессивное, к близким людям, когда реальную агрессию применить невозможно, а также чтобы ослабить напряжение потребностей, которые существуют под личным или социальным запретом, например, сексуальные, когда реальное их удовлетворение невозможно [3]. С одной стороны, юмор является результатом деятельности определенного подростка, а с другой, отражает позицию конкретного подростка как члена общества [4]. Чувство юмора на наш взгляд,  служит для подростков и  эмоциональным переживанием, и одним из способов познания сложного мира взрослых. Юмор помогает выплеснуть во вне собственные проблемы, эмоции при этом подростку не требуется раскрывать для других. Таким образом, с помощью чувства юмора подростки маскируют потребности и интересы, без непосредственного контроля сознания. Именно поэтому исследование юмора, особенно в подростковом возрасте может помочь в понимании взрослыми многих трудностей и особых забот подростков.


Список литературы

1.Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков / И.Г. Андреева // Гаудеамус. – 2016. − №2. – С.89-93.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 671 с.
3.Горбачева И.М. Роль смеховой коммуникации в социокультурном развитии общества в кризисные периоды / И.М. Горбачева // Социология. – 2018. − №2 (18). – С.85-90.
4.Гришанова Е.В. Комическое как проявление адаптивного потенциала личности / Е.В. Гришанова // Известия высших учебных заведений. – 2018. − №1. – С.15-20.
5. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. − М: Просвещение, 1979. - 90 с.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. − М.: Академия. – 2006. − 608 с.
7.Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни / Л.А. Регуш // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – С.57-65.
8.Сурчакова Л.А. Особенности самоотношения подростков группы риска / Л.А. Сурчакова // Молодой ученый. − 2018. − №49. − С. 258-262.
9.Хухлаева О.В. Особенности самосознания. Психология подростка / О.В. Хухлаева. − М.: Академия, 2008. − 480 с.
10.Черепкова Н.В. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова, М.Ю. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976-2980.

Расскажите о нас своим друзьям: