Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 376.112.4

Дата публикации 28.12.2017

Кадровое обеспечение системы специального (дефектологического) образования

Милушкина Екатерина Александровна
Магистр специального (дефектологического) образования, РФ, г. Шадринск
Стерхов Алексей Алексеевич
Магистр государственного и муниципального управления, РФ, г. Сургут

Аннотация: Развитие системы специального образования требует от администрации коррекционных образовательных учреждений тщательного подбора кадров в сфере дефектологии, а также проверки эффективности полученного образования и подтверждения квалификационной категории педагогических работников. Для этого специалистам необходимо прохождение курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки для успешного прохождения аттестации педагога. Автором проанализированы данные об уровне квалификации педагогов в Шадринских специальных (коррекционных) школах-интернатах, а также возможности получения приобретения соответствующей квалификации на базе Шадринского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: аттестация педагогов, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, специальное (дефектологическое) образование

Staffing system of special (defectological) education

Milushkina Ekaterina Aleksandrovna
Master of special (defectological) education, Russia, Shadrinsk
Sterkhov Alexey Alexeevich
Master of public administration, Russia, Surgut

Abstract: Development of the system of special education requires that the administration of the correctional educational institutions a careful selection in the field of defectology, as well as test the effectiveness of the education received and confirmation of qualification category of teachers. To do this, professionals must take courses of improvement of qualification, professional training for successful completion of the certification of the teacher. The author analyzes data on the qualifications of the teachers in Shadrinskiy special (correctional) boarding schools, as well as opportunities to gain those skills on the basis of the Shadrinsk state pedagogical University.
Keywords: certification of teachers, professional development, professional retraining, special (defectological) education

На современном этапе развития системы специального образования меняется отношение к детям-инвалидам. По утверждению известного ученого Н.Н. Малафеева, ее развитие «связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, их отношением к инвалидам и детям с физическими и умственными недостатками, гражданским правом, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики, мировым историко-педагогическим процессом» [3].

Для них организуется особая система интеграции и инклюзии, предполагающая внедрение лиц с ОВЗ в общеобразовательные учреждения с оказанием необходимой медико-психолого-педагогической помощи специалистами соответствующей коррекционной направленности. В связи с этим крайне важна подготовка дефектологических кадров для работы с такими детьми: педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тьюторов.

Кадровое обеспечение – это комплекс действий, направленных на поиск, оценку и установление отношений с работником как в самой компании, так и вне её пределов для нового найма временных или постоянных работников [2]. Деятельность учителя-дефектолога направлена на организацию учебно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ, их обследование, определение степени и структуры дефекта, консультирование педработников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Целями логопедического воздействия являются: коррекция произношения, развитие артикуляционной моторики, физического и речевого слуха, связной речи, грамматической стороны речи, накопление и совершенствование словаря, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие психических процессов, формирование элементарных учебных навыков, формирование предпосылок обучения грамоте, профилактика и исправление нарушений письма и чтения [1].

Должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) ранжируется в зависимости от ряда профессиональных критериев, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Назначение на должность учителя-дефектолога

Должность Требования
Образование Категория Стаж
Учитель-дефектолог высшей категории высшее педагогическое образование первая 2 года в должности
Учитель-дефектолог первой категории высшее педагогическое образование 2 года в должности
Учитель-дефектолог высшее педагогическое образование

Основными функциями учителя-дефектолога (логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога) являются:

  1. Выявление  и коррекция у детей отклонений в развитии.
  2. Осуществление лечебно-восстановительной работы.
  3. Вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общества.
  4. Проведение методической и консультационной работы.
  5. Пропаганда гуманности к детям с ОВЗ, дефектологических знаний.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в деятельности специалистов-дефектологов.

Совершенствование образовательных стандартов, улучшение технологических процессов, изменение профессиональных задач, увеличение числа детей с ОВЗ и другие факторы обусловливают необходимость в постоянном повышении квалификации персонала. Деятельность системы повышения квалификации и переподготовки регламентируется постановлением Правительства РФ (от 6 мая 2008 г. № 362  «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» [5].

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов-дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (например, факультеты повышения квалификации и переподготовки).

Целью данных курсов является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 3 года в течение всей трудовой деятельности и включает в себя следующие возможные виды обучения:

— краткосрочное (не менее 72 часов) обучение по конкретным методическим вопросам, проводимое по месту основной работы со сдачей соответствующего экзамена (зачета, тестирования, защитой реферата);

— длительное (от 108 до 520 часов) обучение в учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных психолого-педагогических проблем по профилю профессиональной деятельности;

— тематические и проблемные семинары (менее 72 часов) по научным, технологическим или методическим проблемам;

— дополнительная профессиональная образовательная программа – стажировка, рекомендуемая к прохождению не менее одного раза в три года.

В конце обучения выдаются: удостоверение (в объеме от 72 до 144 часов) или свидетельство (в объеме от 144 до 520 часов) о повышении квалификации [4].

Более высокой ступенью компетентностного роста специалиста-дефектолога является профессиональная переподготовка, направленная на получение дополнительных знаний, умений, навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин для выполнения нового вида профессиональной деятельности в рамках имеющейся специальности. Обучение завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, в результате которой специалисты получают диплом о профессиональной переподготовке (в объеме свыше 520 часов) [4].

Аттестация педагогических и руководящих кадров системы специального образования.

Согласно Д.С. Шилову, «аттестация — комплексная оценка уровня квалификации, личностного, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений» [4].

В результате аттестации работникам присваивается квалификационная категория, соответствующая их качеству деятельности и размеру оплаты труда. Продолжительность аттестации не должна превышать 2 месяцев.

Перечислим контрольные элементы профессиональной деятельности аттестуемого специалиста:

  1. Экспертная оценка деятельности специального педагога (специального психолога);
  2. Анализ урока, занятия, иной формы коррекционно-педагогической работы, проведенной аттестуемым;
  3. Оценка результатов квалификационного экзамена (в том числе результаты курсов повышения квалификации), свидетельствующего о теоретической подготовленности аттестуемого;
  4. Оценка результатов выполнения дидактического проекта по той или иной проблеме воспитания и обучения детей с ОВЗ;
  5. Комбинированный личностный опросник и/или анкетирование членов педагогического коллектива.

Аттестация педагогических сотрудников состоит из следующих этапов:

  • оценка практической профессиональной деятельности;
  • оценка профессионально-личностного потенциала;
  • рассмотрение результатов первого и второго этапов и принятие решения о присвоении конкретному работнику той или иной квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионального мастерства.

Решение аттестационной комиссии о соответствии (или не соответствии) работника заявленной категории принимается большинством голосов при 2/3 части присутствующих экспертов. В итоге профессиональной экспертизы оформляется протокол, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, заносится в аттестационный лист, заверяется печатью органа управления образованием или специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Аттестация руководящего персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений оценивает следующие функции процесса управления: планирования, организации, мотивации, контроля, реализуемые на административном, финансово-экономическом, социально-психологическом и личностно-ориентированном уровнях.

Экспертиза управленческой деятельности административных работников специального (коррекционного) образовательного учреждения осуществляется по следующим параметрам: стратегическое и тактическое планирование, организация и контроль коррекционно-образовательного процесса, а также мотивация членов педагогического коллектива.

Аттестация руководящего и педагогического персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений проводится с ориентацией на профессиональный рост специалиста и предполагает: ознакомление аттестуемого со всеми материалами методики аттестации, с назначенными по его аттестации экспертами (в случае несогласия с той или иной кандидатурой он имеет право дать ей отвод), предоставление аттестуемому самому предлагать для посещения уроки (не менее трех, самый удачный из которых, по его мнению, считается зачетным), оставление за аттестуемым выбора формы экзамена из предлагаемых аттестационной комиссией вариантов, учёт индивидуальных особенностей аттестуемого [4].

В качестве базы исследования профессионального уровня специалистов-дефектологов в г. Шадринске Курганской области нами были взяты 3 специальные (коррекционные) школы города: №11, №12 и №16.

В Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернате № 11 работает 59 педагогов, из них имеют образование: высшее — 53 человека, неполное высшее — 3 человека, среднее профессиональное — 2 человека, среднее общее — 1 человек, второе коррекционное образование — 27 человек, получают высшее образование — 3 человека, получают среднее профессиональное образование — 1 человек.

Имеют квалификационные категории: высшую — 10 человек, первую — 11 человек, соответствие занимаемой должности — 14 человек.

Имеют звания: Заслуженный работник физической культуры и спорта — 1 человек, Отличник просвещения РФ — 2 человека, Отличник физической культуры и спорта — 1 человек, Почетный работник общего образования РФ — 4 человека.

Награждены: Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ  — 3 человека, Почетной грамотой Правительства Курганской области — 1 человек, Благодарственным письмом Губернатора Курганской области — 5 человек, Почетной грамотой Департамента образования и науки Курганской области — 11 человек.

Прошли курсы повышения квалификации за последние 5 лет: на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» — 10 человек, ИРОСТ (г. Курган) — 15 человек, РГПУ (г. Санкт-Петербург) — 10 человек, МПГУ (г. Москва) – 5 человек.

В Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернате № 12 работает 71 педагог. Из них: с высшей категорией — 17 человек, с первой категорией — 32 человека, с соответствием занимаемой должности — 13 человек; имеется один Заслуженный Учитель РФ, три Почетных Работника общего образования. Награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ — 16 человек.

В Шадринской специальной (коррекционной) школе-интернате №16 всего педагогов  – 54, из них с высшей квалификационной категорией – 5, с первой категорией – 8, с соответствием занимаемой должности – 13, без категории – 28 человек. Имеют высшее педагогическое образование – 49, высшее непедагогическое образование – 1, специальное образование – 22, среднее профессиональное образование – 2 человека.

Получить соответствующую квалификацию в сфере специального образования в г. Шадринске предоставляет возможность ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». На базе данного высшего учебного заведения можно пройти:

  1. Профессиональную переподготовку в объеме от 500 до 1000 часов по программам: логопедия, дошкольная дефектология, олигофренопедагогика, сурдопедагогика с выдачей диплома установленного образца, дающего право ведения нового вида профессиональной деятельности в вышеперечисленных сферах. Срок обучения – 9 месяцев (4 сессии, с октября по май).
  2. Курсы повышения квалификации от 72 часов и выше по темам:
  3. Современные подходы к организации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
  4. Актуальные проблемы подготовки специалистов к работе в условиях инклюзивного образования.
  5. Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ.
  6. Профилактика употребления ПАВ подростками с ОВЗ.
  7. Организация психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
  8. Актуальные проблемы образования лиц с нарушением в интеллектуальном развитии.
  9. Проблемы диагностической и коррекционной работы с детьми с РДА.
  10. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
  11. Актуальные проблемы современной логопедии.
  12. Актуальные проблемы теории и методики специального (дефектологического) образования и воспитания.

Таким образом, в современных условиях увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья необходима качественная подготовка кадров специального (дефектологического) образования. Важнейшую роль в повышении уровня компетентности специалистов в исследуемой сфере является профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации, а также аттестация на высшую и первую квалификационные категории. В г. Шадринске Курганской области, специальные (коррекционные) школы которого стали базой нашего исследования, существуют оптимальные условия для профессионального роста специалистов-дефектологов, поскольку в городе имеется высшее учебное заведение, обеспечивающее профессиональную переподготовку по соответствующим направлениям объёмом до 1000 часов, а также разнообразные курсы соответствующей тематики. Кадровый состав специальных (коррекционных) школ г. Шадринска имеет достаточный уровень подготовленности к работе в рамках инклюзивного образования. В качестве рекомендаций руководству данных учреждений для достижения оптимального уровня кадровой политики следует указать на необходимость направления педагогических работников со средним профессиональным образованием на обучение с целью получения высшего образования, а также на важность развития аттестационного процесса в школах, при котором количество педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории, достигнет не менее 2/3 от общего числа педагогического коллектива.


Список литературы

1. Должностная инструкция учителя-дефектолога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-uchitelya-defektologa (дата обращения: 25.12.2017 г.).
2. Кадровое обеспечение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадровое_обеспечение (дата обращения: 25.12.2017 г.).
3. Малофеев Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке) [Текст] / Н.Н. Малафеев, В.С. Лазарев, А.Г. Зикеев. – М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. – 145 с.
4. Основы управления специальным образованием [Текст] : Учебное пособие / Н.Н. Малофеев, Д.С. Шилов. – М.: ACADEMIA, 2001. – 309 с.
5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/193245/. (дата обращения: 25.12.2017 г.).

Расскажите о нас своим друзьям: