Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 371

Дата публикации 16.08.2016

К вопросу воспитания конфликтологической культуры старшеклассников

Почекаева Ирина Сергеевна
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: Статья посвящена проблеме воспитания конфликтологической культуры старшеклассников. Представленные упражнения могут использоваться в ходе проведения конфликтологических тренингов для старшеклассников.
Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая культура, тренинг, старшеклассники

To the question of conflictological culture education of senior pupils

Pochekayeva Irina Sergeyevna
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Abstract: The article deals with the problem of co-operative conflict resolution culture. The exercises presented in the article could function as an effective part of trainings aimed at developing constructive conflict resolution skills.
Keywords: conflict, co-operative conflict resolution culture, training, high-school students

Проблема конфликта волнует философов, социологов, психологов и педагогов на протяжении многих веков. За время её существования мнения исследователей по вопросу конфликта неоднократно менялись и пересматривались. Современная наука признаёт конфликт в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, утверждает возможность протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах[2].  На данном этапе особое внимание уделяется развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия, в частности, в общеобразовательной школе.

Особенно актуальной для современной школы является  проблема межличностных конфликтов в системе «ученик – ученик».  Как известно, основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки, приобретаемые в общении. В процессе общения происходит познание людьми друг друга, формируется умение принимать другого во всём его многообразии, возникает потребность в сотрудничестве и взаимопонимании [1].  Однако,  в современной школе передача определённого количества знаний по тем или иным предметам зачастую является приоритетной и едва ли ни единственной задачей, в то время как вопросам воспитания уделяется недостаточное внимание. В результате наблюдается рост числа межличностных конфликтов в системе «ученик – ученик», эскалация их остроты и  негативных последствий. В связи  с этим, одним из приоритетных направлений воспитательной работы со старшеклассниками, на наш взгляд, должно стать воспитание конфликтологической культуры. Данное понятие рассматривается нами как интегральное личностное образование старшеклассника, возрастные особенности которого определяют его ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере – осознание необходимости   предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; осмысление конфликта как позитивной ценности; в эмоциональной – осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой – умение применять данное личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.  Изучение возрастных особенностей ранней юности, совпадающей с периодом обучения в старших классах, позволяет утверждать, что данный период жизни человека является сензитивным для обучения конструктивным способам разрешения конфликтов и, следовательно, формирования конфликтологической культуры как интегрального качества личности.

Нами была разработана алгоритмизированная технология процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников. Технология включает в себя пять этапов воспитательного процесса: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и этап самоактуализации. Каждый из данных этапов учитывает  уровень конфликтологической культуры учащихся – элементарный, формальный, конформный, уровень соблюдения нейтралитета, достаточный, оптимальный. Воспитание на каждом этапе имеет определённое содержание и осуществляется через соответствующие методы и формы. Реализация того или иного этапа выводит старшеклассника на качественно новый уровень конфликтологической культуры [3].

В процессе воспитания конфликтологической культуры старшеклассников могут применяться различные методы и формы работы, воздействующие на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы личности школьника. Необходимо отметить, что конфликтологический тренинг обладает огромным потенциалом и рядом уникальных преимуществ. По замечанию А.С.Прутченкова [4], тренинг подразумевает применение активных методов групповой работы, обеспечение постоянной обратной связи, гармонизацию когнитивной и эмоциональной сфер личности, создание особого доверительного пространства благодаря постоянному составу участников тренинговой группы. В ходе проведения работы, направленной на воспитание конфликтологической кульуры личности, мы продолжаем разрабатывать и апробировать новые упражнения, которые могут применяться педагогами при проведении конфликтологических тренингов. Наиболее интересные, с нашей точки зрения, представлены ниже.

«Работа над ошибками»

Цели: развитие навыков самоанализа, актуализация и коррекция опыта, полученного в конфликте, развитие осознания личной ответственности за исход конфликта.

Старшеклассникам предлагается вспомнить конфликт с ровесником, в котором они не сумели отстоять свою точку зрения, приняли навязанные условия или же не смогли услышать своего оппонента, проконтролировать собственные эмоции. Подробно описав причину конфликта, прокомментировав свою тактику поведения в нём и его результат, старшеклассники анализируют допущенные ошибки и моделируют новый способ конструктивного разрешения этого конфликта, с учётом приобретённых знаний, прогнозируют  его последствия.

«Выбираю нового себя»

Цели: развитие навыков конструктивной самокритики, интереса к собственной личности, воспитание уважения к личности другого человека.

Педагог напоминает школьникам высказывание о том, что характер не выбирают. Затем участникам тренинга предлагается записать или мысленно сформулировать те черты своего характера, которые, по их мнению, мешают им конструктивно разрешать конфликты и успешно общаться с людьми. По возможности, старшеклассники должны проиллюстрировать свои высказывания примерами.   После этого педагог просит их представить  ситуацию, в которой у них появилась бы возможность наделить самих себя недостающими чертами или заменить те черты, которые они считают негативными, на позитивные. По желанию, школьники могут поделиться результатами этого упражнения с участниками группы. В случае  если в группе сложилась доверительная атмосфера, после выступления желающих может быть организована групповая дискуссия или работа в парах, в ходе которой обеспечивается обратная связь, участники высказывают своё согласие или несогласие с выступившими. Возможно те черты характера, которые воспринимаются человеком как слабые или негативные, покажутся другим полезными и необходимыми. Наконец, педагог напоминает школьникам о том, что у высказывания, с которого началось занятие, есть продолжение,  и полностью оно звучит так: «Характер не выбирают, его создают». При наличии достаточного количества времени можно попросить старшеклассников прокомментировать его.

«Анализ»

Цели: развитие умения анализировать конфликты, тренировка умения рассматривать конфликт с точки зрения его участников, педагогов, родителей, администрации школы, формирование  способности понимать других людей.

Школьникам предлагаются карточки с описанием острых конфликтных ситуаций. Материалом могут служить ситуации, представленные в различных практикумах, учебниках по конфликтологии, а также примеры из личного опыта учащихся. Используя полученные ранее знания, школьники  анализируют причину конфликта, стратегии и тактики по его разрешению, применённые его участниками, этапы его развития и последствия. В случае применения деструктивных способов разрешения конфликта, ученикам предлагается внести необходимые изменения и обосновать свою точку зрения. Таким образом, достигается осознание необходимости сотрудничества и уважительного отношения к оппоненту, вырабатывается умение прогнозировать последствия конфликтов.

Достижение старшеклассниками оптимального уровня конфликтологической культуры  позволяет не только создать благополучный психологический климат в рамках отдельно взятого школьного коллектива, но и формирует у учащихся такие качества, как доброжелательность, ответственность и уважительное отношение к другим людям.


Список литературы

1. Герстер, П. Кризис воспитания. Как спасти будущее наших детей /П.Герстер, К.Нюрберг// Воспитательная работа в школе. – 2006. - №3. –С.5-14.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта/ Н.В.Гришина. – СПб:ПИТЕР, 205.-464с.
3. Почекаева, И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: дис…канд.пед.наук/ И.С.Почекаева. – Ижевск, 2010.С.79-113.
4. Прутченков, А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…/ Методические разработки социально-психологических тренингов /А.С.Прутченков. – М.: Новая школа, 1996. – 144с.

Расскажите о нас своим друзьям: