Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 37.02

Дата публикации 25.03.2019

К вопросу об используемых в образовательном процессе теоретико-информационных методах обучения

Шестакова Лариса Сергеевна
преподаватель кафедры «Общеправовая подготовка», Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, РФ, г. Иркутск, shela2811@mail.ru
Сафронов Дмитрий Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, РФ, г. Омск, dimsafronov@bk.ru

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-информационные методы обучения, как одни из эффективных дидактических методов, позволяющих в кратчайшие сроки передать обучающимся большое количество информации, сформировать у них научные знания и представления, что в свою очередь позволяет эффективнее выработать у них профессионально-значимые знания, умения и навыки. Определяется круг теоретико-информационных методов обучения (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, демонстрация, консультирование), раскрывается их характеристика, описываются особенности организации образовательного процесса при использовании данных методов при проведении различных видов учебных занятий.
Ключевые слова: дидактические методы обучения, классификация дидактических методов обучения, виды теоретико-информационных методов обучения, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, демонстрация, консультирование

To a question of the teoretiko-information methods of training used in educational process

Shestakova Larisa Sergeevna
Lecturer East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Russian Federation, Irkutsk
Safronov Dmitry Mikhaylovich
Candidate of Law Sciences, associate professor, Omsk academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Russian Federation, Omsk

Abstract: In article «To a question of the teoretiko-information methods of training used in educational process» as some of the effective didactic methods allowing to transmit to the shortest possible time to students a large number of information, to create scientific knowledge and representations at students that in turn promotes development at them professional and significant knowledge, skills are considered. By consideration of main types of information-theoretic teaching (the story, a conversation, an explanation, a discussion, demonstration, consultation) the short description of methods, features of the organization of educational process and use of these methods when carrying out different types of studies is given.
Keywords: didactic methods of training, classification of didactic methods of teaching, types of information-theoretic teaching methods, story, conversation, explanation, discussion, demonstration, consultation


Образовательная деятельность выступает одним из фундаментальных видов деятельности в развитии человека и человечества. Используемые технологии обучения зависят от многих факторов, в частности от направленности подготовки учебного заведения, распределения бюджета часов, вида учебной дисциплины, качественного состава преподавателей, используемых образовательных технологий. Их эффективных выбор выступает важным фактором, влияющим на результаты и качество обучения, а также позволяет сформировать определенные общие, специализированные и профессионально-специализированные компетенции.

Определение сущности, содержания, системы и классификации методов обучения всегда вызывало полемику ученых. Так, ещё в 30-е годы ХХ века Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант предложили классифицировать методы обучения по источнику знаний и выделили словесные, наглядные и практические методы обучения; в 50-е годы  И.Я. Лернар и М.Н. Скатин, по характеру познавательной деятельности учащихся, выделили объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод. М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант по характеру познавательной деятельности обучающихся предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения.

Изучение научной литературы и собственная педагогическая деятельность позволили нам склониться к несколько иной классификации, выделяя дидактические методы обучения. Под такими методами мы понимаем способы совместной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на решение задач обучения [2]. В свою очередь дидактические методы состоят из приемов - отдельных элементов, которые помогают решению образовательных задач и характеризуют либо деятельность педагога, либо деятельность обучаемого. Приемы можно использовать как самостоятельно так и в различных сочетаниях.

Используемые в педагогической практике дидактические методы обучения можно условно разделить на  пять основных групп:

1. Теоретико-информационные методы обучения;

2. Практико-информационные методы обучения;

3. Поисково-творческие методы обучения;

4. Методы самостоятельной работы;

5. Контрольно-оценочные методы.

Теоретико-информационные методы являются одними из ведущих дидактических методов, позволяющих в кратчайшие сроки передать большое количество информации, а также играющих значимую роль при формировании научных знаний, взглядов, убеждений, мировоззрения, личностных и профессиональных качеств обучаемого. В основе данного метода обучения  лежит устное, целостное и логическое изложение учебного материала.

При реализации этого метода, ведущая роль принадлежит преподавателю. От него требуются хорошее знание учебного материала, а также умение четко, образно и интересно его изложить. Теоретико-информационные методы является ведущими при проведении лекций, уроков. Данный метод может применяться и в ходе семинаров и в ходе практики и на лабораторных занятиях.

Теоретико-информационные методы можно подразделить на следующие виды: беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, демонстрация, консультирование и т.д.

 

Беседа как дидактический метод основывается на постановке педагогом перед обучаемыми, тщательно продуманных, четко сформулированных вопросов и подводит их к принятию новых знаний либо проверяет усвоение уже изученного материала.

 

В зависимости от цели занятия различают следующие виды бесед:

 

а) эвристическая беседа (проводится при изучении нового учебного материала);

 

б) воспроизводящая беседа (проводится для закрепления ранее изученного учебного материала и проверки степени его усвоения);

 

в) систематизирующая беседа (проводится с целью систематизации знаний обучаемых после изучения темы или целого раздела).

 

Рассказ – это устных метод изложения учебного материала. Как правило, продолжительность рассказа составляет 20-30 минут и  носит повествовательный характер. Данный метод применяется при сообщении слушателям каких-либо фактов, примеров из практической деятельности, описании событий, явлений и т.д. Нередко рассказ сопровождается визуальными наглядными материалами (демонстрацией слайдов, видеофильмов, плакатов, таблиц, схем и т.п.).

 

Объяснение носит монологическую форму изложения учебного материала, широко используемую при изучении теоретических законов, принципов действий или явлений, решение задач. Объяснение отличается от рассказа краткостью, четкостью и последовательностью изложения.

 

Дискуссия является наиболее сложным методом, требующего предварительной подготовки не только педагога, но и обучающихся. Целью проведения дискуссии является активизация познавательной активности слушателей, осмысливание ими сути проблемы, вовлечение их в обсуждение того или иного учебного вопроса, а также формирование умения аргументировать свою точку зрения, вести научную полемику. Данный метод наиболее целесообразно проводить на семинарских и практических занятиях.

 

Для эффективной организации дискуссии необходимо, чтоб у обучаемых имелись определенные знания, представления по изучаемой теме и наличие нескольких противоположных мнений в группе.

 

Организовать дискуссию можно различными способами. Изначально, преподаватель ставит перед обучающимися ряд вопросов для изучения и осмысления. Одним из способов является групповое обсуждение учебных вопросов, где каждый слушатель высказывает свое мнение. Также обсуждение вопросов также может быть организовано в подгруппах (оппоненты и выступающий), где обсуждение проблемных вопросов происходит внутри подгруппы с аргументацией своей точки зрения и ее защитой. Проблематика учебного материала может быть озвучена преподавателем в начале учебного занятия, затем совместно с обучающимися формируются вопросы, по которым и происходит совместная дискуссия.

 

Демонстрация, как дидактический метод может применяться при проведении практически любого вида занятия, в том числе лекции, семинара, практического  или лабораторного занятия, а также коллоквиума, дискуссии, конференции, круглого стола. Суть метода состоит в передаче учебной информации путем демонстрации (показа) определенных объектов и процессов изучения, порядка выполнения определенных действий, сопровождающейся комментариями преподавателя. Демонстрация может проходить с использованием различных дидактических материалов (текстовых, визуальных, аудиовизуальных) [5] и технических средств обучения.

 

Консультирование представляет собой устное разъяснение преподавателем отдельных, наиболее сложных и практически значимых  учебных вопросов. Целью консультации является предоставление помощи слушателям в усвоении теоретического материла, выработке практических навыков и умений. Консультация может быть организована в групповой или индивидуальной форме.

 

Умелое использование в педагогической деятельности различных видов теоретико-информационных методов обучения позволяет в кратчайшие сроки передать обучающимся большое количество информации, сформировать научные знания и представления, способствует выработке у них профессионально-значимых знаний, умений, навыков.

 

Понимание сущности и значения для образовательной деятельности перечисленных методов позволяет их правильно использовать, выбирая сначала простые технологии, а затем используя более сложные. Знание преподавателем материала дисциплины, понимание уровня подготовки группы, также выступают важными факторами, обуславливающими выбор методических приемов, используемых в учебном процессе. Вместе с тем, как бы ни были разнообразны используемые тактические приемы, нам представляется важным помнить одно важное условие образовательной деятельности – обучающемуся должно быть интересно с педагогом. Сильный интересный педагог – залог качественной передачи знаний. Использование им перечисленных методов и приемов позволит пробуждать интерес к познанию и, в конечном счете, будет способствовать формированию нового достойного человека – гражданина своего государства.


Список литературы

1. Изаксон Р.А., Смирнова К.В. Организация учебного занятия с лицами среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, обучающихся по учебным программам на базе высшего юридического образования//Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Сборник материалов 20-й всероссийской научно-методической конференции. 2015. - С. 47-50
2. Ковалев В.Н. Основы обучения, контроля и оценки знаний студентов в вузе – Севастополь, 2013. - 132 с. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1664945/ (Дата обращения: 23.02.2019)
3. Педагогика : учеб. и практикум для вузов по гуманит. направлениям и специальностям/Л. С. Подымова ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; Моск. пед. гос. ун-т. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2017. -245 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр "Академия", 2002.
5. Шестакова Л.С. К вопросу об используемых в образовательном процессе дидактических средств обучения//Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2018. № 11(28). С. 108-113. Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/?p=0000 (Дата обращения: 25.02.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: