Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5(22) Май, 2018

УДК 37.02

Дата публикации 31.05.2018

К вопросу об информационной грамотности младших школьников

Галкина Алина Андреевна
студентка 4 курса факультета дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас, AlynaShalaeva@yandex.ru
Россова Юлия Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования факультета дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас, yuliar09@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема необходимости специальной информационной подготовки младших школьников, связанной с ростом объемов информации, глобальным характером процесса информатизации, динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий и новых медиа, изменением образовательной ситуации. Анализируются взгляды современных исследователей в отношении понятия «информационная грамотность», умений и навыков, характеризующих информационную грамотность. В связи с актуальностью обозначенной проблемы в статье показывается, каким образом этот вопрос решается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Акцентируется внимание на важности развития у детей младшего школьного возраста информационной грамотности, критического отношения к информации, определяются умения как результаты освоения общих навыков работы с различными источниками, которые должны формироваться в процессе работы с ними.
Ключевые слова: младшие школьники, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, информация, информационная грамотность, умение работать с информацией.

On the issue of information literacy of primary school children

Galkina Alina Andreevna
4th year student of the faculty of preschool and primary education, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas
Rossova Yuliya Ivanovna
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of pedagogy of preschool and primary education, faculty of preschool and primary education, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas

Abstract: This article deals with the problem of the need for awareness training of primary school students connected with the growth of the amount of information, the global nature of the informatization process, the dynamic development of information and communication technologies and new media, the change in the educational situation. The article analyzes the views of modern researchers on the concept of «information literacy», skills that characterize information literacy. In connection with the relevance of this problem, the article shows how this issue is solved in the Federal state educational standard of primary general education. Attention is paid to the importance of the development primary schoolchildren’s information literacy, critical attitude to information; skills are defined as the results of the development of general skills while interpreting different sources, which should be formed in the process of working with them.
Keywords: junior schoolchildren, federal state educational standard of primary general education, information, information literacy, ability to work with information

В современном мире люди имеют дело с огромными потоками информации. Можно сказать, что информационное пространство окружает человека безгранично. С целью оптимального использования информации каждый индивид должен владеть навыками работы с ней. Основы этих умений закладываются в начальной школе.

Одной из задач школы на современном этапе развития является обучение детей правильному ориентированию в разнообразной информации, ее грамотному осуществлению отбора и классификации, работе с различными ее источниками (как электронными, так и традиционными), а также владение информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими оптимизировать процесс получения сведений, что способствует образованию и самообразованию.

Для создания условий эффективной адаптации ребёнка в мире в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией и подчеркивается, что эти умения должны развиваться при изучении разных учебных предметов [1, с. 9].

Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать на всех предметах в урочной деятельности и на предметном материале во внеурочной деятельности.

ФГОС НОО называет метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, связанные с этим умением и направленные на использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [1, с. 9].

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительных данных.

Таким образом, ФГОС НОО рассматривает информационную грамотность как важный компонент формирования метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО.

Умения работать с информацией становятся необходимыми также и в связи с применением инновационных технологий, активных и интерактивных методов обучения и воспитания, изменением позиции педагога и учащегося в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС [7].

Современный исследователь Д.С. Ермаков отмечает, что информационная грамотность включает в себя совокупность знаний, навыков, умений в области работы с информацией, использование средств информационнокоммуникационных технологий [5, с. 4]. Это позволит индивиду эффективно осуществлять поиск, оценку и использование полученных сведений в процессе образовательной деятельности.

Другие исследователи проблемы Т.В. Борисова, Л.В. Воронина, В.В. Артемьева сформированную информационную грамотность младших школьников характеризуют наличием у учащихся совокупности умений и навыков по работе с различными сведениями и различными средствами их передачи. Школьники должны при этом давать критическую оценку полученной информации, производить отбор нужных данных, использовать их в разнообразных видах учебной деятельности, создавать на их основе новые информационные сообщения и ресурсы, производить обмен информацией между сверстниками и взрослыми [2; 3, с. 64].

Горячев А.В. выделяет умения, характеризующие информационную грамотность: определение возможных источников информации и построение стратегии ее поиска; анализ полученных данных с использованием схем, таблиц, рисунков для фиксации результатов информационного поиска; оценка сведений с точки зрения их точности, достоверности, достаточности при решении разнообразных учебных проблем и задач; ощущение потребности в дополнительной информации, получении ее из разных источников; использование результатов ее поиска, анализа и оценки для принятия тех ли иных решений; создание новых (для каждого конкретного случая) информационных моделей объектов и процессов; наращивание собственного банка знаний за счет лично значимых сведений, которые необходимы для осуществления собственной деятельности в различных областях познания; создание собственных источников информации; использование современных технологий при работе с массивами данных; работа с информацией индивидуально и в группе [4].

Е.В. Закирова-Зиева отмечает, что информационная грамотность предполагает сформированность у младших школьников следующих информационных компетентностей. Это навыки деятельности по отношению к информации как в учебных предметах и образовательных областях, так и в окружающем мире; овладение современными средствами получения сведений (телевизор, телефон, факс, компьютер), а также различными информационными технологиями (электронной почтой, аудио- и видеозаписью, СМИ, Интернетом); умение искать, анализировать и отбирать необходимые сведения, преобразовывать их в соответствии с целями и задачами учебной деятельности, сохранять и передавать [6, с. 73].

Отметим, что формирование этих умений происходит в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности (факультативы, кружки). Способности работать с информацией необходимы младшим школьникам для выполнения заданий, связанных с активными действиями по поиску, первичной и вторичной обработке, ее систематизации, а также по созданию собственных информационных объектов: докладов, сообщений, проектов, презентаций [2, с. 207].

Процесс формирования информационной грамотности детей младшего школьного возраста происходит в рамках формирования информационной культуры личности, которая основывается на готовности учеников к самостоятельной работе с источниками разных видов: звуковыми, текстовыми, графическими.

Результатами освоения общих навыков работы с информацией у выпускников начальной школы должны стать умения:

- оценка собственной потребности в дополнительной информации;

- отбор возможных источников информации;

- непосредственное осуществление ее поиска в справочниках, словарях, энциклопедиях, в Интернете и библиотеках;

- получение данных и из наблюдений, и в процессе общения;

- проведение анализа полученных сведений, выделения в них необходимых признаков и их значений, определение целого и части, применения свёртывания информации и представления её в наглядном виде;

- организация сведений: упорядочение по алфавиту, тематически, в соответствии с числовыми значениями;

- наращивание собственных знаний в процессе сравнения, обобщения, систематизации полученных данных и имеющихся знаний, обновление представлений о причинно-следственных связях в информационных потоках;

- создание собственных информационных объектов: докладов, сообщений, эссе, презентаций и т.д.;

- использование информации для построения умозаключений при раскрытии теоретических вопросов;

- применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе работы с источниками.

Таким образом, в условиях информационного общества формирование информационной грамотности детей младшего школьного возраста является важной частью их личностного развития и необходимым условием успешного обучения. Эта проблема в настоящее время широко рассматривается и изучается в психолого-педагогических исследованиях, быстро среагировавших на изменение образовательной ситуации в связи с развитием информационнокоммуникационных технологий. Роль начальной школы в развитии навыков работы с информационными источниками огромна; это отражено и во ФГОС НОО, который ориентирует школьников на овладение умениями работать с информацией и таким образом формировать информационную компетентность учащегося.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
2. Борисова Т.В. Воспитание информационной культуры младших школьников // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 13 (141). - С. 207-209.
3. Воронина Л.В., Артемьева В.В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 62-67.
4. Горячев А.В. О понятии «информационная грамотность» // Информатика и образование.- 2001.- № 3.- С. 8.
5. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. - 2011. - № 1. – С. 4-8.
6. Закирова-Зиева Е.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников в контекстном обучении // Образовательные ресурсы и технологии. - 2012. - № 1. - С.72-76.
7. Россова Ю.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в условиях стандартизации образования [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2016. — № 1. — С. 78-82. – Режим доступа: // http://scipress.ru/pedagogy/releases/1-1-avgust2016.html.

Расскажите о нас своим друзьям: