Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3(20) Март, 2018

УДК 355.12:316.6

Дата публикации 31.03.2018

К вопросу о структуре военно-профессиональной идентичности

Сорокин Алексей Иванович
адъюнкт адъюнктуры, Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, РФ, г. Саратов, aleksey-sorokin-1981@mail.ru

Аннотация: В статье представлен обзор теоретических положений, касающихся структуры социальной идентичности. Показаны аспекты, затрагивающие актуальные вопросы теоретических исследований проблемы структурирования социальной идентичности. Представлено эмпирическое исследование, отображающее результаты анализа собирательного образа «Я» курсантов военного вуза. Определены актуальные направления исследования военно-профессиональной идентичности в процессе социализации курсанта военного вуза.
Ключевые слова: социальная идентичность, профессиональная идентичность, военно-профессиональная идентичность, структура военно-профессиональной идентичности, военнослужащий, войска национальной гвардии Российской Федерации

To the question of the structure of military professional identity

Sorokin Aleksey Ivanovich
adjunct, Saratov Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, Russia, Saratov

Abstract: The article presents an overview of the theoretical provisions concerning the structure of social identity. The aspects concerning actual questions of theoretical researches of a problem of structuring of social identity are shown. The paper presents an empirical study showing the results of the analysis of the collective image of "I" cadets of a military Academy. Identified current trends in the study of professional military identity in the process of socialization of a cadet of a military Academy.
Keywords: social identity, professional identity, military-professional identity, structure of military-professional identity, soldier, troops of the national guard of the Russian Federation

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии усилился интерес к проблеме социальной идентичности, что подтверждает активно происходящие изменения социальных условий в современном обществе. Рассматривая проблемы социальной идентичности как важного фактора становления личности воина в процессе военно-профессиональной социализации, мы не можем пройти мимо проблемы психологической структуры социальной идентичности. Данный вопрос является особо важным для нашего дальнейшего исследования, для определения сущности частных видов социальной идентичности и особо интересующей нас военно-профессиональной идентичности.

На основе анализа теоретических исследований данной проблемы в социальной психологии представляется возможным сделать вывод о том, что в современном социуме с его стихийно развивающимися процессами коммуникации, увеличением объема информации, развитием социальных сетей в интернет пространстве все больше приводят к включенности людей к различным реальным и виртуальным группам. В соответствии с этим немаловажное значение принимает вопрос исследования целостной картины психологической структуры социальной идентичности, в то время как многие исследователи говорят о недостаточной изученности данной проблемы. [1; 2; 4; 7; 10].

Недостаточная изученность вопросов структуры социальной идентичности бросает тень и на изученность структуры военно-профессиональной идентичности.  Военно-профессиональная идентичность, как вид социальной идентичности, изучается  в военно-психологической науке лишь вскользь. Имеется ряд работ, в которых рассматриваются характеристики идентичности военнослужащих, аспекты самосознания и Я-концепции. Однако целенаправленного изучения динамики военно-профессиональной идентичности, ее роли в системе идентификационных характеристик личности и в регуляции поведения остаются за рамками исследовательского внимания [8]. В дальнейших исследованиях мы хотим обратить внимание на вопросы взаимосвязи разных компонентов военно-профессиональной идентичности, на их взаимосвязи с различными социально-психологическими характеристиками личности военнослужащего. Для проведения данных исследований нам необходимо определиться с вопросами структуры военно-профессиональной идентичности, а соответственно осуществить анализ имеющихся современных теоретических и эмпирических исследований, касающихся вопросов структуры социальной идентичности.

По мнению ряда исследователей, основа классификации социальной идентичности, зачастую, представляется типом социального общества, к которому принадлежит человек (социальная, национальная, гражданская, культурная, профессиональная и т.п.). Суть этой классификации заключается в отражении различных компонентов социальной принадлежности и ценностной ориентированности [3].

Помимо классификации ученые выделяют структурные компоненты социальной идентичности зависящие от вопросов выраженности личностных или социальных составляющих. В такую структуру могут включаться различного рода субъектные элементы, отражающие принадлежность к определенным социальным группам. В нее могут входить нормы и ценности, являющие собой некоторые эффекты социализации и отражающие оценочное или смысловое значение социальной идентичности [5].  В своих работах Н.Л. Иванова говорит о том, что попытки определить целостность социальной идентичности предпринимались многими отечественными и зарубежными исследователями, но, несмотря на это, остаются малоизученными различные виды идентификационных характеристик, конкретные компоненты социальной идентичности, а также их изменения в различных социальных условиях [5]. 

По ее мнению, «структуру социальной идентичности можно рассматривать как совокупность устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность и тождественность самой себе. Качественное своеобразие идентификационной структуры определяется содержанием отдельных компонентов и их взаимосвязей» [6].

Опираясь на проведенный анализ можно говорить о том, что социальная идентичность является индивидуальной категорией, опосредованной социальной ролью, принадлежностью к конкретной социальной группе. Структура социальной идентичности личности представляется рядом компонентов, связанных с ее социально-психологическими характеристиками, такими как ценности, нормы, социальные установки, ответственность и др., а соответственно компонентный состав социальной идентичности будет иметь динамику в процессе социализации.

Связь развития идентичности в процессе социализации показана многими исследователям, так как изучение вопросов социальной идентичности невозможно вразрез вопросам социализации. Современные зарубежные и отечественные направления изучения социализации определяются рядом концепций и теорий, которые «во-первых, основываются на различиях в понимании личности, во-вторых, в неоднозначности доминирования биологического и социального в личности; в-третьих, в организации и структуре взаимодействия личности со средой» [9], но, несомненно, вопросы идентичности связаны с процессом социализации. 

Исследование структуры социальной идентичности военнослужащих носит условно индивидуальный характер, что позволяет нам перейти к непосредственно полученным нами данным. Рассматривая вопросы идентифицирования своего «Я» в ходе проводимого нами исследования на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, представим результаты, которые отражают собирательный образ «Я» курсантов военного вуза (рис. 1) а также ранговую значимость, определяемой по отношению к себе идентичности (таблица 1). 

Рисунок 1. Идентификационная матрица образа «Я» курсантов военного вуза

 

Таблица 1. Структура диспозиционной иерархии образа «Я» курсантов военного вуза

Ранг

Идентификация

Процент

1

Рефлексивная

45,2 %

2

Военная

8,2 %

3

Семейная

7,9 %

4

Деятельная

6,8 %

5

Личностная

5,3 %

6

Учебная

5,2 %

7

Групповая

4,5 %

8

Коммуникативная

3,2 %

9

Физическая

2,8 %

10

Половая

2,7 %

11

Гражданская

2,5 %

12

Перспективная

1,3 %

13

Описание внешности

1,3 %

14

Этническая

1 %

15

Материальная

0,7 %

16

Мировоззренческая

0,2 %

17

Сексуальная

0,2 %

Исходя из анализа представленных ответов респондентов, выявлена следующая структура диспозиционной иерархии образа «Я». Первое место - 45% занимает рефлексивная идентичность (личностные качества, особенности характера); на втором месте – 8,2 % военная идентичность (военнослужащий, воин, защитник); на третьем месте – 8 % семейная принадлежность (муж, отец, сын, брат, внук); на четвертом месте – 6,8 % деятельная идентичность (умный, работоспособный); на пятом месте – 5,3 % личностная идентичность (личность, человек); на шестом месте – 5,2 % учебная идентичность (ученик, отличник, хорошист, курсант);  на седьмом месте – 4,6 % групповая принадлежность (по интересам: охотник, футболист); на восьмом месте – 3,2 % коммуникативная идентичность (друг, товарищ). Низкие показатели выражены в материальной идентичности (богатый) – 0,7% ; сексуальной идентичности – 0,2 % и мировоззренческой идентичности (христианин, верующий) – 0,2%.

В дальнейшем данный анализ позволит выявить компоненты военно-профессиональной идентичности курсантов военного вуза, проанализировать динамику данных компонентов на различных этапах военно-профессиональной социализации, выявить взаимосвязи и взаимовлияние компонентов идентичности с социально-психологическими характеристиками курсантов.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе, перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс. – 2000. – 288 с.
2. Арендачук И.В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – 2 (22). – С. 110-118.
3. Барышев А.А., Лукьянов О.В. Аксиологический сдвиг в анализе предпринимательской идентичности и предпринимательского действия // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 66. – С. 82-96.
4. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. – М., – 2001. – С. 30-54.
5. Иванова Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях // Мир психологии. – 2012. – № 1. – С. 18-27.
6. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – Т. 3. – № 4. – С. 18-36.
7. Репринцев А. В., Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2017. - №7 (256). - Вып.33. - С.142-149.
8. Сорокин А.И. Актуальность изучения военно-профессиональной идентичности военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 166-169.
9. Терехин Р.А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной социализации / Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 2 (66). – С. 269-277.
10. Benedict M., On Cyberspace and virtual reality // Man and Information technology, Stockholm, TVA. 1995.

Расскажите о нас своим друзьям: