Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 376

Дата публикации 25.04.2019

К вопросу о разработке авторской компьютерной программы для выявления предпосылок к аграмматической дисграфии

Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», yakusheva.veronika@yandex.ru
Якушева Елена Алексеевна
студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», elena-9104@mail.ru

Аннотация: В данной статье обосновывается необходимость разработки компьютерной программы для проведения скрининговой диагностики с целью выявления предрасположенности к аграмматической дисграфии, выявления группы риска среди детей дошкольного возраста и обучающихся первого класса. Авторы описывают структурные и содержательные компоненты программы, а также условия ее применения в практической деятельности не только учителями-логопедами, но и учителями, воспитателями и родителями.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, младший школьный возраст, нарушения письма, аграмматическая дисграфия, компьютерная программа, скрининг

To the question about the development of author's computer program to identify prerequisites for grammaticheskoi dysgraphia

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Ped.), Assistant professor at the Department of special pedagogics and psychology, Smolensk State University
Yakusheva Elena Alekseevna
student, 5course, Smolensk State University

Abstract: In this article, the necessity of developing a computer program for carrying out diagnostic screening to identify predisposition to grammaticheskoi dysgraphia, identify risk groups among children of preschool age and students of the first class.The authors describe the structural and substantive components of the program, as well as the conditions of its application in practice not only by speech therapists, but also by teachers, educators and parents.
Keywords: children, preschool age, primary school age, violation of the letter, grammaticheskaya dysgraphia.computer program,screening

На современном этапе развития общества информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни и используются повсеместно в различных областях науки и практики.

Президентом РФ В. В. Путиным 29 мая 2017 года  был подписан указ о реализации  программы «Десятилетие детства», одной из целей которой является улучшение качества образования, в том числе с помощью внедрения информационных технологий [10]. И именно федеральный проект «Цифровая школа» должен помочь в реализации современных технологиий, тем самым создавая условия для обучающихся и педагогов в области овладения навыками взаимодействия с цифровыми технологиями, формирования новых профессиональных компетенций у всех участников образовательного процесса, в том числе в условиях инклюзивного и интегрированного образования. Так, одной из задач федерального проекта является:  "Разработка  и адаптация под особые образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ электронных ресурсов по всем  предметным областям" [9].

По мнению Н. Н. Малофеева,  применение цифровых технологий в системе обучения лиц с ОВЗ, реализация дистанционных форм образования  расширяет границы взаимодействия,  коммуникации и социализации  этих групп обучающихся в условиях   информационно-коммуникационной среды [7].

Следовательно, приоритетной задачей, стоящей перед учеными и практиками, является разработка, апробация и внедрение компьютерных программ на всех этапах психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Аналитическое изучение банка электронных ресурсов в области диагностики и коррекции нарушений в развитии, проведенное О.И. Кукушкиной, показало, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка [2, c.15].

Таким образом, компьютерные программы являются удобным инструментом для специального образования, так как при их использовании повышается уровень мотивации ребенка к обучению, создаются условия для активного  его включения в процесс самостоятельного анализа и контроля выполнения заданий.

В настоящее время в России создана  уникальная научно-практическая база в области применения информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями [2; 6]. Для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, созданы и проходят апробацию различные логопедические компьютерные программы для осуществления и диагностики, и коррекционного обучения. В основе разработки практически всех представленных программных продуктов лежит многоуровневый подход к отбору  и предъявлению диагностического материала, который  обеспечивает проведение комплексного обследования по ведущим линиям развития ребенка (речевое, познавательное, моторное), а также  по основным и вариативным направлениям   детей разных возрастных групп  посредством предъявления  многоуровневых  по сложности заданий.

В  этой связи   авторами статьи была предпринята попытка разработать профильную компьютерную программу, позволяющую прежде всего, выявить группу риска детей старшего дошкольного возраста по возникновению  у них аграмматической дисграфии. Этот вид дисграфии обусловлен несформированостью или недоразвитием    лексико-грамматического строя языка [3; 4; 11]. Причины аграмматической дисграфии авторы связывают с неполнотой  формирования морфологических и синтаксических обобщений, прежде всего в устной речи [3; 4; 5; 11].   Так, С.Б. Яковлев считает, что трудности  вычленения, комбинирования морфем, осознания их значения и семантики   слова в целом  являются  основным патогенетическим фактором нарушения грамматического строя речи у дошкольников с  общим недоразвитием речи [11, с.187].

 Итак, укажем ряд факторов, оказавших влияние на выбор  аграмматической дисграфии на уровне ее предупреждения в дошкольном возрасте в качестве объекта исследования. Во-первых, аграмматизмы, разнообразные по своим проявлениям, занимают центральное место в структуре дефекта при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста [3;11], а также у школьников с нарушениями письма и чтения, дисграфиями, дислексиями, дизорфографиями, поскольку ошибки устной речи проецируются на письмо [5; 8];

- во-вторых, преодоление ошибок грамматического характера является очень длительным процессом, особенно в условиях логопедического сопровождения обучающихся, поэтому необходимо как можно раньше выявлять предрасположенность к аграмматической дисграфии даже у детей, не имеющих нарушений звуковой стороны речи [3;4];

- в-третьих, с целью профилактики или минимизации аграмматизмов в речи детей необходимо разрабатывать современный диагностический инструментарий и методическое обеспечение.

Созданная авторская компьютерная   Программа  позволяет:

- определить уровень актуального развития функций словоизменения и словообразования;

- выявить предпосылки к аграмматической дисграфии на этапе старшего дошкольного возраста;

- зафиксировать ошибочные ответы испытуемых;

-осуществить количественно-качественную оценку полученных результатов;

- произвести статистическую обработку полученных данных.

 Программа содержит два блока – диагностический и коррекционной работы. Далее рассмотрим структуру и содержание первого блока.

Блок «Диагностика» включает задания на обследование как речевых функций (словоизменения и словообразования), так и неречевых процессов (рис.1).

При отборе тестовых заданий диагностического характера мы ориентировались на работы известных ученых в  области логопедии  Р. И. Лалаевой [3], О. Б. Иншаковой [1]. Речевой материал каждого раздела (словоизменение, словообразование) размещается  в соответствии с появлением грамматических форм в онтогенезе. Процедура предъявления задания сопровождается четкой вербальной инструкцией, демонстрацией образца выполнения задания. Для родителей и педагогов  по щелчку мышки открывается окно с подсказкой  в виде методических указаний.

Рисунок 1. Структура блока «Диагностика»

Оба блока содержат разделы «Словоизменение» и «Словообразование», каждый из которых  включает задания на материале имен  существительных, имен прилагательных и глаголов.

Раздел 1 «Словоизменение» наполняют следующие задания:

1. Изменение имен существительных по числам (рис.2)

Рисунок 2. Пример задания на образование единственного – множественного числа существительных

2. Изменение существительных по падежам (рис.3): винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж и творительный падеж.

Рисунок 3. Изменение существительных по падежам. Родительный падеж.

3. Предложно-падежные конструкции. Предлоги.

4. Изменение прилагательных по родам (рис.4)

Рисунок 4. Изменение прилагательных по родам

В свою очередь, раздел 2 «Словообразование» состоит из  заданий типа:

1. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (рис.5)

Рисунок 5. Словообразование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

2. Образование названий детенышей животных (рис.6)

Рисунок 6. Пример задания на образование названий детенышей животных

3. Образование притяжательных прилагательных (рис.7)

Рисунок 7. Пример задания на образование притяжательного прилагательного

4. Образование прилагательных, обозначающих неполноту признака.

5. Образование глаголов при помощи приставок.

6. Образование глаголов с противоположным значением.

Во время выполнения каждого задания экспериментатор имеет возможность вписать ответ ребенка в специальном окне на  экране монитора, в этот же момент программа сохраняет полученные данные в таблице  в формате txt и PDF , маркирует ответ ребенка одним из значков, обозначающих правильный ответ или ошибочный.(рис.8).

Рисунок 8. Таблица результатов

На наш взгляд, к достоинствам представленной в статье  компьютерной программы можно отнести следующие:

1.Применение Программы способствует повышению уровня мотивации и степени  заинтересованности детей. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.

2.Использование электронного ресурса создает условия для   непосредственного включения ребенка в процесс работы, позволяет ему регулировать временные рамки выполнения задания, осуществлять самоконтроль  и проверку выполнения задания.

3.В процессе выполнения заданий детьми формируется количественная оценка выполненных заданий. что позволяет реализовывать эту программу на этапе скрининговой диагностики.

4.В программу заложены верные ответы и при наличии ошибки программа  их  фиксирует при помощи значка, поэтому на этапе анализа результатов педагог,  родитель, специалист может произвести и качественную интерпретацию.

Для активного применения программы необходимо продолжать работу с целью дальнейшего усовершенствования процесса. В перспективе мы видим, как доработку содержательного блока с выходом на коррекцию, так и блока анализа результатов.                                                                                                                                                                                                                                                                                            


Список литературы

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2018. 279 с.
2. Кукушкина О.И. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграф Сервис, 2004. 158 с.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. 224 с.
4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.М.: ГНОМ,2018.128с.
5. Назарова А.А. Стандартизация и валидизация методики выявления дизорфографии у детей в общеобразовательной школе // Специальное образование.2016. №2. С.77- 84.
6. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.
7. Малофеев Н.Н. Информационная безопасность и дети. Режим доступа: https://ikprao.ru/news/information-security-and-children (дата обращения: 27.03.2019)
8. Прищепова И.В. Об особенностях актуализации грамматико-орфографических знаний обучающихся с дизорфографией // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014.№4. С.148-150.
9. Паспорт федерального проекта Цифровая школа. Режим доступа: https://new.avo.ru/documents/ (Дата обращения: 27.03.2019)
10. Указ президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства от 27.05.2017. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 27.03.2019).
11. Яковлев С.Б., Шипилина О.Н. Пути логопедического воздействия по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / Современные проблемы специального и инклюзивного образования. Сборник научнометодических трудов с международным участием / отв. ред. И. В. Прищепова. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена., 2018. С. 187-191.

Расскажите о нас своим друзьям: